Военная пенсия: особенности назначения и правового регулирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 22.03.2021

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Стадникова, А. И. Военная пенсия: особенности назначения и правового регулирования / А. И. Стадникова, И. Г. Ленёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 156-160. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79262/ (дата обращения: 21.04.2021).



Особенности правового статуса военных служащих в обществе обуславливаются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в тех или иных условиях, в том числе с риском для их жизни.

На сегодняшний день любое государство нуждается в вооруженной защите, и наше государство тому не исключение. В Российской Федерации такую функцию на себя принимают Вооруженные силы Российской Федерации. Однако, защищают наше государство не только служащие Вооруженных сил, но также и сотрудники внутренних органов, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы исполнения наказания, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и так далее. Именно относительно сотрудников всех этих структур в данном исследовании будет использоваться термины «военнослужащий», «военные».

Учитывая особую важность функций, которые принимают на себя военнослужащие, государство должно хотя частично компенсировать им и их семьям тот возможный вред, который они могут получить или получают при выполнении своих обязанностей в интересах всего государства и его граждан.

Проблема пенсионного обеспечения военных на сегодняшний день является острым и актуальным вопросом. Это и вызвано особым характером их обязанностей.

Целью исследования является анализ основных особенностей пенсионного обеспечения военнослужащих, их семей, выделить наибольшие проблемы в поставленном вопросе, а также предложить пути решения.

Прежде, чем рассматривать особенности, основания, порядок назначения и другие отличительные черты пенсии для военнослужащих, необходимо дать определение самому понятие «военная пенсия». Так, согласно общепринятому определение, под таковой понимаются выплаты специального характера за особый род деятельности в силовых структурах. Одной из особенностей пенсионной пенсии является возраст, так называемого, пенсионера. Как правило, он значительно ниже общего пенсионного возраста, трудовой пенсии по старости [6].

Наименование этой пенсии уже говорит само за себя. То есть, говоря простым языком, назначение военной пенсии возможно тогда, когда человек нес военную службу. Рассматривая вопрос о субъектах, в праве которых получать военную пенсию, под призмой закона, можно сказать, что такое право принадлежит офицерам, прапорщикам, мичманам военной службы, солдатам, матросам, сержантам, старшинам военной службы по контракту [7, c. 53].

Нести военную службу гражданин Российской Федерации может в Вооруженных силах Российской Федерации, Федеральной службе безопасности, пограничной службе, военной прокуратуре, а также в военных следственных органах иных воинских формированиях. В целом, можно сказать, что количество военных пенсионеров в России остается практически неизменным, чего нельзя сказать о трудовых пенсионерах, количество которых то растет, то снижается. Статистика изменения количества пенсионеров представлена ниже, на рисунке 1.

Резкое снижение количества трудовых пенсионеров в 2019 году, очевидно, связано с проведением пенсионной реформы и повышением уровня пенсионного возраста в Российской Федерации.

Статистика количества пенсионеров за 2016–2019 года (по состоянию на 01.01), в млн. чел.

Рис. 1. Статистика количества пенсионеров за 2016–2019 года (по состоянию на 01.01), в млн. чел.

Необходимо отметить, что размер и назначение военной пенсии зависит от должности пенсионера, занимаемой на момент выхода на пенсию, от его выслуг лет и воинского звания. Решение вопросов назначения и выплат военной пенсии находится в пределах компетенции Министерства обороны Российской Федерации [6].

С правовой точки зрения, порядок назначения, основания, размеры военной пенсии и другие важные вопросы в этой области устанавливаются Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Таким образом, необходимо поднять вопрос об основаниях назначения военной пенсии. Для этого нужно обратиться к статье 8 указанного Федерального закона, пункт 1 которой делает ссылку на Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» от 12.02.1993 года № 4468–1. Также, необходимо руководствоваться нормами Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [9, c. 225].

Необходимо подчеркнуть, что в данных нормативно-правовых актах речь идет о пенсиях для лиц, которые не пользовались обязательным пенсионным страхованием в период прохождения службы, которые были уволены после первого января 2002 года, которые не приобрели право на пенсию за выслугу лет, по инвалидности либо на ежемесячное пожизненное содержание [7, c. 53].

Также, важно отметить, что основания назначения военной пенсии зависят от вида этой самой пенсии. Так, военная пенсия может быть назначена за выслугу лет, по инвалидности либо по потере кормильца. Кратко опишем основные условия назначения пенсии для каждого из них

Законодателем установлено, что выплата пенсии по выслуге лет для военнослужащего назначается лицам, имеющим соответствующих стаж работы в определенных службах Российской Федерации. К числу таких служб относятся военная служба, служба в органах внутренних дел, служба в Государственной противопожарной службе, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных вещества, а также служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. При этом, интересно отметить, что военный пенсионер может «заработать» свою выслугу не в одной конкретной службе, а в нескольких из них. К примеру, изначально он может быть сотрудником органов внутренних дел, а потом перейти в уголовно-исполнительную систему. Другими словами, законом допускаются какие-либо сочетания видов служб. Также, руководствуясь Федеральным законом № 166-ФЗ, военная пенсия назначается лицам, которые проходили военную службу по призыву.

В качестве одного из основных условий назначения военной пенсии по выслуге лет выступает увольнение из рядов органов и служб, которые перечислены выше [6].

На основании указанных выше Федеральных законов, пенсия за выслугу лет назначается для выплаты военнослужащим, которые на день своего увольнения имеют общий стаж несения службы в указанных выше структурах от двадцати лет. Также, такая пенсия может быть назначена указанным лицам, которые были уволены со службы по достижению предельного возраста пребывания на службе, то есть в сорок пять лет, по состоянию здоровья либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, которые имеют общий трудовой стаж от двадцати пяти календарных лет, из которых не менее двенадцати с половиной лет составляет одна из указанных выше служб.

В случае, когда после увольнения и назначения военной пенсии, гражданин вновь поступает на службу, то он лишается права на получение такой пенсии на весь период прохождения службы [8, c. 63].

Основанием назначения служащему военной пенсии по инвалидности является факт получения инвалидности во время прохождения им военной службы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а также в течении трех месяцев после увольнения со службы. Кроме того, пенсия по инвалидности может быть назначена позже установленного срока в том случае, когда причиной этой инвалидности стало ранение, контузия, увечья либо заболевания, полученные в период прохождения военной службы.

Основанием назначения военной пенсии по утере кормильца для членов семьи служащего (нетрудоспособным членам семьи) является смерть такового в период прохождения службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, в течении трех месяцев после увольнения со службы, либо позже этого срока, но когда причиной смерти стало ранение, заболевание, полученной во время прохождения службы [7, c. 54].

Как было определено ранее, существует три вида военной пенсии: за выслугу лет, по инвалидности и по потере кормильца. Получение пенсии военнослужащим за выслугу лет является наиболее распространенным видом военной пенсии, в подтверждение чему ниже представлен рисунок 2.

Военные пенсионеры по категориям

Рис. 2. Военные пенсионеры по категориям

Ранее, для того, чтобы получить право на такую пенсию, необходимо было просто нести службу на протяжении определенного срока. Сегодня же стаж несения службы на день увольнения должен составлять двадцать и более лет [9, c. 226].

Законодатель предусмотрел и учел нестабильность ситуации в нашем государстве, реорганизацию служб и ведомств, необходимость штатных мероприятий, в силу которых не всегда является возможным «набрать» полный военный стаж. В этой связи при увольнении служащего по причине достижения возраста сорока пяти лет общий стаж исчисляется двадцатью пятью годами, из которых двенадцать с половиной лет должны приходиться на службу в военных структурах и службах, предусмотренных законом.

Также, важно подчеркнуть, что в военных стаж включаются военная и остальные виды служб, приравниваемые в ней, служба в Военных силах СССР, учеба в военных училищах (а также академиях и других заведениях), период получение образования в гражданских Высших учебных заведениях, по окончанию которых было продолжено обучение в военных заведениях, учеба в гражданских Высших учебных заведениях с военными кафедрами (если выпускник был призван на службу из запаса по профессии) [7, c. 53].

Так, можно сказать, что военная пенсия по выслуге лет состоит из множества частей стажа за те или иные периоды жизни, в виду чего необходимо в обязательном порядке сохранять все записи в соответствующих документах [8, c. 64].

Если говорить о пенсии для военнослужащих по инвалидности, то статья 1 Закона Российской Федерации № 4468–1 устанавливает, что таковая предусматривается для следующих граждан:

– офицеры, мичманы, прапорщики, военные служащие, служащие «контрактники» (солдаты, сержанты, старшины, матросы);

– военные, которые служат на территории других государств, если имеется договоренность (соглашение) между Российской Федерации и той конкретной страной, и если законом предусматривается такой вариант пенсионного обеспечения;

– военные, которые проходят службы в других странах, но при отсутствии указанного выше соглашения, при отсутствии указания в законах о таков варианте пенсионного обеспечения;

– прапорщики, офицеры, мичманы вооруженных сил.

Законом Российской Федерации № 4468–1 предусматриваются две группы лиц, которые могут претендовать на получение военной пенсии по инвалидности:

– военные служащие, инвалидность которых обусловлена военной травмой (контузией, ранением, заболеванием), полученной в ходе боевых действий, службы на границе, других видов защиты государства, при пребывании в плену (если пленение носило насильственный характер, а сам служащий не совершил во время него преступления против Родины), при прохождении службы в действующей армии в качестве юнги и воспитанников;

– военные служащие, инвалидность которых была приобретена при прохождении службы, но при этом, она не связана с непосредственным выполнением служебных обязанностей [6].

Наконец, если говорить о военной пенсии по потере кормильца (то есть пенсия выплачивается семье военнослужащего), то основанием получения таковой является смерть (гибель) военнослужащего в ходе исполнения своего долга либо через три месяца после его увольнения, когда смерть стала последствием профессиональной травмы или заболевания.

В качестве получателей могут выступать следующие лица:

– несовершеннолетние и совершеннолетние в возрасте до двадцати трех лет дети, внуки, братья, сестры;

– супруги;

– родители;

– бабушки и дедушки пенсионного возраста либо с инвалидностью, при отсутствии у таковых законных лиц, в обязанностях которых входит их содержание;

– безработные брат или сестра, дедушка или бабушка на иждивении которых находятся дети до четырнадцати лет [9, c. 225].

Также, вне зависимости от иных условиях, в обязательном порядке данная выплата назначается несовершеннолетним детям, родителям и супругам, при отсутствии у таковых средств к существованию, родителям и супругам погибшего, который проходил службу по призыву.

Для оформления пенсии по потере кормильца, претендент должен обратиться в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации со следующим пакетом документов: удостоверение личности, заявление, справка о смерти военнослужащего, материалы для подтверждения родства [8, c. 62].

Необходимо отметить, что размер военной пенсии зависит от множества факторов, которыми выступают, например, должностной оклад, служебные заслуги, воинское звание и должность. Тем не менее, основное значение придается именно размеру денежного довольствия военнослужащего. Также, кроме основного пособия военные вправе оформить дополнительные выплаты, в случае наличия наград за военные заслуги, при прохождении службы.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 27.03.2019 г. № 130) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 14. Ст. 1401.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 1999.№ 29. Ст. 3686.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. № 51. Ст. 4832.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 22.12.2020) // Российская газета. 17.12.2003. № 3367.
  6. Беликова Т. М. Пенсионное обеспечение военнослужащих в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 31(82). Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nauchforum.ru/journal/stud/82/58300 (дата обращения: 04.02.2021).
  7. Пошедина Е. В., Рузаева Е. М. Сравнительный анализ пенсионного обеспечения военнослужащих по выслуге лет // Евразийский союз ученных. 2019. № 4. С. 52–55.
  8. Шахбанова Ю. А. Виды пенсии для военнослужащих в Российской Федерации // Наука и образование сегодня. 2018. № 4. С. 61–66.
  9. Юзвович Л. И., Кузнецова Е. П. Современные проблемы пенсионного страхования в Российской Федерации // Фундаментальные исследования. 2017. С. 224–228.
Основные термины (генерируются автоматически): военная пенсия, Российская Федерация, военная служба, служба, военный, инвалидность, основание назначения, пенсия, потеря кормильца, уголовно-исполнительная система.


Задать вопрос