Повышение уровня мастерства педагогов дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 18.03.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Евстафьева, Л. Г. Повышение уровня мастерства педагогов дошкольного образования / Л. Г. Евстафьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79240/ (дата обращения: 21.04.2021).



Статья посвящена актуальной проблеме совершенствования профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования, развития их личностно-профессиональных качеств в условиях дошкольной образовательной организации средствами активных методов обучения.

Ключевые слова: качество образования, системы управления, профессиональное мастерство, повышение квалификации, активные формы работы.

Введение и реализация Государственных требований к развитию детей раннего и дошкольного возраста Республики Узбекистан и выполнение Государственной учебной программы «Илк кдам» требуют повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного образования.

Качество дошкольного образования зависит от множества факторов, основными из которых являются: создание эффективной системы управления дошкольным образованием; научно-методическое и инновационное обеспечение учебно-воспитательного процесса; создание современной материально-технической базы, ресурсное обеспечение образовательного процесса; кадровое обеспечение образовательного процесса и т. д.

Современной дошкольной организации нужен педагог, который позитивно оценивает происходящие изменения, готовый измениться сам; педагог, который стремится планировать и организовывать образовательный процесс на основе субъект-субъектных взаимоотношений с детьми, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности дошкольников; педагог, активный в своей профессиональной деятельности.

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольными организациями и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как прежде всего способствует активизации личности педагога.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Сегодня необходимо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов.

Значение интерактивных методов — достижение таких важнейших целей, как:

— стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

— повышение уровня активности и самостоятельности;

— развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;

— развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развитие их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.

Повышение квалификации педагогов — комплексный творческий процесс, предполагающий ознакомление воспитателей с технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста, работы с родителями, а также с нетрадиционными подходами к разработке и оформлению педагогической документации.

Существуют различные формы повышения квалификации работников системы дошкольного образования, среди которых традиционно выделяются такие формы как:

— курсы повышения квалификации;

— методические объединения, способствующие развитию творческой активности и инициативы воспитателей;

— педагогические советы — постоянно действующие коллегиальные органы, рассматривающие различные аспекты деятельности дошкольных организаций;

— индивидуальные и групповые консультации;

— открытые просмотры занятий и изучение лучшего опыта педагогов.

Традиционные формы повышения квалификации работников образования в основном нацелены на обогащение знаний и умений педагогов по конкретному направлению.

Однако сегодня педагогические работники не могут ограничиваться базовыми знаниями, полученными во время обучения в средних и высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации.

Возникает необходимость овладения новыми технологиями, методами работы с детьми, родителями, взаимопроникновение в смежные специальности.

В последние годы широко используются формы повышения квалификации воспитателей с использованием активных методов обучения.

Одним из вариантов повышения квалификации может быть участие в творческих и проблемных группах педагогов; педагогических тренингах (коучингах); мастер-классах, менторстве, тьюторстве и др.

Они преследуют разные цели: от развития отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого педагогического мышления. Содержание тренингов включает индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы; работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи; проведение деловой игры; создание методических рекомендаций.

В сфере образования существенно возрастает объем работы по повышению квалификации работников образования в сфере информационно коммуникационных технологий и, как следствие, увеличивается нагрузка на систему повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Так, решение задачи, определяющей постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности в рамках традиционных форм повышения квалификации, представляется недостаточно эффективным.

Сегодня традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах.

Возникает необходимость разработки такой формы повышения квалификации педагогов дошкольного образования, которая решала бы первейшую задачу образовательной политики на современном этапе − обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Таким образом, следует отметить, что научно-технический прогресс последних лет определяет тенденцию развития и усложнения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Образовательные возможности сети Интернет

Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса.

Интернет-образование − образование, осуществляемое с использованием ресурсов и технологий глобальной сети Интернет.

Интернет-ресурс − это ресурс Интернет, дающий возможность передавать представленную в цифровом формате информацию на большие расстояния посредством сетевого оборудования. К примерам образовательных ресурсов Интернет можно отнести сайты, содержащие материалы:

— учреждений и организаций, которые реализуют образовательные программы для детей и педагогов, которые обеспечивают научно-методическое и информационное обеспечение системы образования, а также обеспечивающих научно-техническую и инновационную политику в сфере образования;

— дистанционного обучения и тестирования, образовательных программ повышения квалификации;

— электронные библиотеки, каталоги, коллекции для целей образования, а также образовательная пресса;

— персональные сайты работников сферы дошкольного образования.

Вместе с тем, развитая инфраструктура Интернет предоставляет возможности, такие как:

— охват широчайшей аудитории не только Узбекистана, России, но и международной;

— оперативное обновление информации;

— использование непосредственных ссылок на другие ресурсы Интернет;

— широкое распространение информации о существовании ресурса с помощью информационно-поисковых систем сети Интернет.

Онлайн-семинар или веб-конференция (вебинар, англ. webinar) − проведение встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. (Zoom — лидер в области современной корпоративной видеосвязи с простой и надежной облачной платформой для видео- и аудио конференций, чата, который занимает основное место в Узбекистане телеграмм канале)

Вебинары могут быть совместными и включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим. (владеющим русским языком общения) В некоторых случаях ведущий может говорить через телефон, комментируя информацию, отображаемую на экране, а слушатели могут ему отвечать, предпочтительно по телефону с громкоговорителем.

Формы и виды контроля в дистанционной форме обучении сочетают автоматизированный контроль знаний и открытые виды контроля совместного результата деятельности.

Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами в Узбекистане, приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОО.

Поэтому дистанционное обучение в системе повышения квалификации предполагает основу на образовательные ресурсы мирового масштаба.

Литература:

  1. Зенчинко Е., Зенчинко С. Старший воспитатель: система работы по повышению квалификации педагогов. Дошкольное воспитание.- 2003, № 5
  2. Арсенова М. А. Небаронова Н. Б. «Роль руководителя в развитии инновационного потенциала педагогического коллектива ДОУ» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23290294
  3. Богуславская Т. Н. «Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=20187936
  4. Буханцова Е. О. «Организация методической работы с педагогами в дошкольном образовании» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23229954
  5. Вепрева И. И. «Роль методической службы в повышении профессиональной компетентности инновационного потенциала педагогов ДОУ» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp
  6. Гущина Н. А. Тарасова Е. И. «Современные тенденции развития инноваций в дошкольном образовании» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26164907
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, образовательный процесс, Интернет, методическая работа, Узбекистан, активная форма работы, активный метод обучения, глобальная сеть, дистанционное обучение, профессиональное мастерство.


Задать вопрос