Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, нарушения речевого развития.
В настоящее время, опираясь на растущую с каждым годом статистику, можно сказать, что детей с расстройствами аутистического спектра становится все больше. В связи с этим активнее стала изучаться проблема обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра.
За последние несколько лет в России изменился взгляд на природу и прогноз расстройства детского аутистического спектра. Критерии, которые предложил Л. Каннер в 1943 г., много раз уточнялись и дополнялись. В развитии новых разработок в области диагностики и коррекции расстройств аутистического спектра огромный вклад принадлежит отечественным ученым В. М. Башиной, О. С. Никольской, Е. Р. Баенской и М. М. Либлинг.
Стоит отметить возросший общественный интерес к данной проблеме. Расстройства аутистического спектра становится объектом внимания не только психиатров, но и психологов, психотерапевтов, социальных педагогов, логопедов и дефектологов. Увеличилось число квалифицированных специалистов, имеющих возможность осуществлять качественную помощь детям и взрослым с расстройствами аутистического спектра.
Нарушения речевого развития считают одним из ключевых признаков расстройств аутистического спектра. Речевые расстройства могут сильно отличаться друг от друга по степени тяжести или же по своим проявлениям.
Многими исследователями отмечалось, что у детей с расстройствами аутистического спектра в лексиконе может сочетаться «жаргон», «неполная» или «зрелая речь» [12].
Выделяют несколько ключевых особенностей, проявляющихся в речевом развитии у детей с расстройствами аутистического спектра.
- Коммуникативная функция речи нарушена. Дети с расстройством аутистического спектра избегают общения, тем самым ухудшают возможность речевого взаимодействия. Речь таких детей автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с окружающей действительностью.
- Оторванность ребенка от мира и неспособность осознать себя в нем сказываются на становлении самосознании. Местоимение «я» и другие личные местоимения в первом лице появляются в речи ребенка позднее, чем у типично развивающихся детей.
- У детей с расстройствами аутистического спектра отмечают эхолалии, речевые штампы, речевые стереотипии, нарушения звукопроизношения, так же можно отметить нарушение темпа и плавности речи, наблюдается склонность к словотворчеству.
Можно отметить, что «для аутичного ребенка, характерна врожденная неспособность устанавливать контакт посредством взгляда и мимики, но интеллектуальный уровень, при этом, может быть нормальным» [3].
«Говорить же о тщательной, спланированной речевой методике с аутичными детьми до 6-ти лет — это просто несерьезно, потому что, он сам является методикой, которая двигает деятельностью педагога» [3].
Подавляющее большинство исследователей отмечает нарушение коммуникативной функции речи у детей с аутизмом [Каnnег, 1943; Каган, 1981; Лебединская с соавт., 1991; Лебединский, 1985; Мастюкова, Ульянова, 1990; Морозова, 1990, и др.].
Они выделяют несколько речевых нарушений:
— эхолалии, то есть непроизвольное повторение звуков, слогов, слов чужой речи, слов и мелодий песен;
— вычурное, часто скандированное произношение слогов, слов;
— своеобразная интонация;
— характерные фонетические расстройства;
— нарушения голоса с преобладанием особой высокой тональности в конце фразы или слова;
— упоминание себя в разговорной речи во втором или третьем лице;
— отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких для ребенка людей, например «мама», «папа» и пр.
— может иметь место непонимание смысла сказанной фразы. [5]
Дети с расстройствами аутистического спектра активно избегают общения с окружающими: «Кажется, что они не понимают или совсем не слышат, что им говорят. Как правило, эти дети, либо вообще не говорят, а если такое случается, то чаще всего, для общения с другими людьми, такие дети словами не пользуются» [4].
Т. И. Морозова и О. С. Никольская проанализировали речевые нарушения детей четырех групп, учитывая тяжесть аффективной патологии, и выделили присущие им особенности речевого развития.
Первые слова у детей первой группы могут появиться рано, но обычно они не связанными с текущими потребностями ребенка. Произносимые ребенком слова и фразы могут быть сложные по своей конструкции и часто могут быть цитированием мультфильмов, радиопередач, телепередач или же частичным повторением речи взрослого человека.
У детей второй группы можно отметить большое количество речевых штампов и стереотипий. У детей второй группы первые слова и гуление могут появиться позже, чем у типично развивающегося ребенка. В речи присутствуют отсроченные эхолалии, как и у детей первой группы.
Дети третьей группы отличаются активно растущим словарным запасом. Может присутствовать склонность к рифмотворчеству или словотворчеству («неологизмам»).
У детей четвертой группы первые слова или фразы могут появляться соответственно возрасту ребенка, но они могут не совпадать с текущими потребностями ребенка.
Часто исследователями наблюдается нормальное или даже ускоренное развитие речи на ранних этапах развития при аутизме. По другим психическим функциям такого ускоренного развития не наблюдается.
К трем годам жизни ребенка речь постепенно утрачивается, ребенок перестает говорить с окружающими, но может продолжить разговаривать во сне или сам с собой. Развитие функции речи, которая отвечает за коммуникацию, не происходит. У ребенка вместе с утратой речи часто уменьшается количество жестов или имитаций, невербальных коммуникаций. Во время общения со сверстниками дети с расстройствами аутистического спектра речь используют редко, так же речь редко используется вне знакомых ребенку ситуаций. В речи отмечают наличие аграмматизмов, редкое употребление слова «да» и личного местоимения «я».
Таким образом, можно сделать вывод, что речевое развитие у детей с аутизмом может отличаться от нормативного как количественно (задержка речевого развития, сокращение запаса слов, скудность речи и ограничение в ее использовании), так и качественно (появление эхолалий, нарушение грамматического строя речи, трудности в коммуникативном использовании речи).
Но, несмотря на то, что значительные речевые нарушения касаются как импрессивной, так и экспрессивной речи, на настоящий момент не выявлены специфические, характерные именно для речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра, нарушения структурных языковых компонентов [1].
Литература:
- Адильжанова М. А., Тишина Л. А. Характеристика коммуникативных профилей детей с расстройствами аутистического спектра с использованием критериев оценки речевого развития // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 4. С. 89–94
- Артемова Е. Э., Камышева С. Н. Изучение коммуникативных навыков у детей с задержкой речевого и психического развития // М.: Издательство «Спутник +», 2017. — 156 с. — URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=254715.
- Бакушева В. Ю. Коррекционно-воспитательная работа с аутичными детьми. М.: Лотос. 2004. с. 91.
- Волкова С. М. Детский аутизм. Проблемы обучения. М: Тритон. 2002. С 74.
- Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. — СПб.: Речь, 2007. — 288 с.
- Мамохина У. А., Тюшкевич С. А., Данилина К. К., Давыдова Е. Ю., Горбачевская Н. Л. Особенности социальной адаптации у детей и подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС) различной этиологии. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1–2. С. 222.
- Морозова Т. И. Отклонения в речевом развитии при детском аутизме и принципы их коррекции // Аутизм: метод. рек. по коррекционной работе / под ред. С. А. Морозова. — М., 2002. — С. 88–109.
- Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. 5-е изд., стер. — М.: Теревинф, 2009.
- Самойлова В. М., Костенкова Ю. А., Лобачева Е. К. Формирование эмоционально-оценочной лексики у дошкольников высокофункциональных групп с РАС / В. М. Самойлова, Ю. А. Костенкова, Е. К. Лобачева // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 1. С. 38–48.
- Тишина Л. А., Денисова И. А. Системный анализ проблемы понимания речи у детей с расстройствами аутистического спектра // Мир специальной педагогики и психологии. М, 2018.
- Щукина Д.А Проблема изучения речи детей с расстройствами аутистического спектра // Специальное образование. 2014. № X.