Становление института старосты сельского населенного пункта в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 14.03.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Маслов, М. А. Становление института старосты сельского населенного пункта в Российской Федерации / М. А. Маслов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79210/ (дата обращения: 21.04.2021).



Ключевые слова: сельский староста, Россия, староста, местное самоуправление, населенный пункт, Российская Федерация, крестьянское самоуправление, местное значение, центральная власть, житель, институт.

Институт Сельского старосты имеет длинную историю: на протяжении этого пути данный институт активно развивался. Способствовало этому развитию расширение государственных границ, что усложняло государственный контроль на местном уровне. Немаловажную роль сыграли в развитии данного института укрепления местного самоуправления: чем самостоятельнее становились населённые пункты, тем востребование становился данный институт. Однако заметим, что в истории института Сельского старосты был и период забвения.

Первое упоминание института старосты было в «Русской правде». В данном документе раскрывается статус холопа– «Сельского старосты». Причиной тому послужило образование частного землепользования [2].

В период централизованного российского государства институт сельского старосты выделялся своей самостоятельностью. Подтверждением этого факта является отсутствие «сельского старосты» в системе центральной власти. На наш взгляд данный признак характерен «Местной власти»; хотя его роль была в урегулировании вопросов между центральной и местной властью [2].

Серьёзную роль в формирований института «Сельского старосты сыграл Сенатский указ императрицы Елизаветы от 12 октября 1760 г. Данный документ, помимо раскрытия статуса сельского старосты, отражал и то, что жители самостоятельно выбирали «сельского старосту». Тем самым прослеживается минимальное вмешательство централизованной власти в деятельность населённых пунктов. Можно сказать, что полномочия дарованные самими гражданами, служили гарантией заинтересованности к развитию населенного пункта [7].

Укрепление местного самоуправления привело к зарождению губных старост: в их обязанность входило осуществление правосудия. Сельский же староста являлся представителем вотчинной (поместной) администрации. В обязанности ему вменялись как сбор государственных налогов и частновладельческого оброка, так и регулирование поземельных отношений между крестьянами селения [8].

Большое значение для развития данного института сыграла отмена крепостного права в 1861, так как сельское самоуправление вводилось повсеместно, то были определены функции старосты: созывать и распускать сельский сход [12]; приводить в исполнение решение схода, наблюдать за состоянием дорог, мостов, а также за сбором налогов, соблюдением крестьянских договоров, за порядком в селе, вести до следственные мероприятия, подвергать административному наказанию и т. д.

В имперском же периоде сельский староста — это должностное лицо сословного крестьянского самоуправления, выбиравшееся, непосредственно самим населением, обладавшее общей компетенцией, в состав которой входили и местные дела, и государственные (полицейские) обязанности. Деятельность старосты регламентировался законодательством и нормами обычного права. У старосты была двойственная роль: с одной стороны- он избирался населением, а с другой страны он подчинялся вышестоящему руководству; хотя если староста не устраивал жителей населенного пункта, они могли его не переизбирать на очередной срок (срок его полномочий составлял 3 года) [9]

Гордеева М. А., раскрывая понятие «сельский староста» имперского периода считала, что это низшая ступень в иерархии сельской власти Российской империи, являясь выборным должностным лицом сельского общества [3].

Образ сельского старосты представляет двойственный характер; с одной стороны — это должностное лицо, наделённое полномочиями, с другой стороны его выбирали сами жители села, что говорит о том, что сами люди наделяли старосту полномочиями, но отчётность была не перед населением, а перед вышестоящем звеном в государственном управлений. Выше изложенное подтверждает двойственный характер института «Сельского старосты».

Революция 1917 принесла тот самый период застоя в развитии института «сельского старосты». По словам Устиновой О. Ю. [Фактически после создания системы советов и ликвидации земств они прекратили свое существование] [11].

В советский период институт сельских старост был фактически мёртв. После распада СССР понятие старосты было возвращено в российское законодательство указом Президента Российской Федерации от 26.10.1993 г. № 1760, который утвердил Положение «Об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы [1]»

В настоящее время институт «сельского старосты» в России возрождается. Учитывая развития данного института, особое внимание следует уделить тому, что должность сельского старосты в системе публичной власти не раскрыто. Данная проблема появилась после принятия поправок в Конституцию.

Однако по мнению Чунихина Т. Н. Сельский Староста не должен быть представителем власти, он должен быть представителем народа во власти; так как он осуществляют свою деятельность на общественных началах [10].

Законодательное регулирование деятельности сельских старост в России позволит вовлечь население в решение вопросов местного значения и повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления в сельской местности. Сельские староста, представляет из себя ту самую связь с жителями населенного пункта.

С самого возникновения института сельского старосты, он был самостоятельным, независимым от органов государственной власти, являвшейся отражением автономии крестьянских обществ в избраний главы. В связи с тем, что у центральной власти, отсутствует возможность осуществлять контроль не больших сельских поселений, сельский староста выступает в роли «уравнителя», в случаях если речь шла о локальных (местных интересах).

Литература:

1. .Указ Президента РФ от 26.10.1993 N 1760 (ред. от 22.12.1993) «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации»

  1. . Макаров И. И. Сельские старосты: российский институт местного самоуправления в прошлом и настоящем / И. И. Макаров // Самоуправление, 2014. -№ 6. — С. 37–39.
  2. . Гордеева М. А. Сельская администрация в составе крестьянского самоуправления Томской губернии конца XIX — начала ХХ В.: становление самостоятельности (рус.) // Журнал фронтирных исследований. — 2018. — №
  3. . Муниципальное управление социально-экономическим развитием Маслянинского района Новосибирской области: пилотный проект / под ред. В. Н. Папело. — Новосибирск: СибАГС, 2006. — 407 с.
  4. . Ефремов Г. Г. Формы и направления организационной деятельности представительных органов местного самоуправления / Г. Г. Ефремов. — Новосибирск: Наука, 2005. — 216 с.
  5. . Ермолов И. Г. Сельские старосты как низшее звено в системе административного управления на оккупированных территориях РСФСР / И. Г. Ермолов // Вестн. Мос. гос. обл. ун-та. Сер. История и политические науки. — 2010. — № 4–5. — С. 78–82.
  6. . Полное собрание законов Российской империи. T. XXII. № 16603
  7. . Организационные и правовые условия развития системы сельских старост в Ленинградской области. Проект. СПб.:ГП ЛО «Издательско-полиграфический комплекс «Вести», 2014 С. 10
  8. . К вопросу о деятельности сельских старост [Электронный ресурс]. URL:http://pandia.ru/text/80/149/19275.php
  9. Чунихина Т. Н. Становление института старосты сельского населенного пункта в Российской Федерации: историко-правовой анализ (1993–2018 гг.) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2018.
  10. Устинова О. Ю. Институт сельских старост в России: история становления и развития. Местное право 2017 N4–5
  11. Крестьянская реформа в России 1861 года. Сборник законодательных актов / под ред. К.А.Софроненко. — М.: ГИЮЛ, 1954. — 318
  12. Папело, В. Н. Организационно-правовые аспекты развития института сельских старост / В. Н. Папело. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pravovye-aspekty-razvitiya-instituta-selskih-starost (дата обращения: 14.03.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): сельский староста, местное самоуправление, населенный пункт, институт, Российская Федерация, Россия, староста, центральная власть, должностное лицо, местное значение.


Ключевые слова

Россия, местное самоуправление, Российская Федерация, институт, населенный пункт, староста, центральная власть, сельский староста, крестьянское самоуправление, местное значение, житель
Задать вопрос