Становление института старосты сельского населенного пункта в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 14.03.2021

Статья просмотрена: 394 раза

Библиографическое описание:

Маслов, М. А. Становление института старосты сельского населенного пункта в Российской Федерации / М. А. Маслов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79210/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: сельский староста, Россия, староста, местное самоуправление, населенный пункт, Российская Федерация, крестьянское самоуправление, местное значение, центральная власть, житель, институт.

Институт Сельского старосты имеет длинную историю: на протяжении этого пути данный институт активно развивался. Способствовало этому развитию расширение государственных границ, что усложняло государственный контроль на местном уровне. Немаловажную роль сыграли в развитии данного института укрепления местного самоуправления: чем самостоятельнее становились населённые пункты, тем востребование становился данный институт. Однако заметим, что в истории института Сельского старосты был и период забвения.

Первое упоминание института старосты было в «Русской правде». В данном документе раскрывается статус холопа– «Сельского старосты». Причиной тому послужило образование частного землепользования [2].

В период централизованного российского государства институт сельского старосты выделялся своей самостоятельностью. Подтверждением этого факта является отсутствие «сельского старосты» в системе центральной власти. На наш взгляд данный признак характерен «Местной власти»; хотя его роль была в урегулировании вопросов между центральной и местной властью [2].

Серьёзную роль в формирований института «Сельского старосты сыграл Сенатский указ императрицы Елизаветы от 12 октября 1760 г. Данный документ, помимо раскрытия статуса сельского старосты, отражал и то, что жители самостоятельно выбирали «сельского старосту». Тем самым прослеживается минимальное вмешательство централизованной власти в деятельность населённых пунктов. Можно сказать, что полномочия дарованные самими гражданами, служили гарантией заинтересованности к развитию населенного пункта [7].

Укрепление местного самоуправления привело к зарождению губных старост: в их обязанность входило осуществление правосудия. Сельский же староста являлся представителем вотчинной (поместной) администрации. В обязанности ему вменялись как сбор государственных налогов и частновладельческого оброка, так и регулирование поземельных отношений между крестьянами селения [8].

Большое значение для развития данного института сыграла отмена крепостного права в 1861, так как сельское самоуправление вводилось повсеместно, то были определены функции старосты: созывать и распускать сельский сход [12]; приводить в исполнение решение схода, наблюдать за состоянием дорог, мостов, а также за сбором налогов, соблюдением крестьянских договоров, за порядком в селе, вести до следственные мероприятия, подвергать административному наказанию и т. д.

В имперском же периоде сельский староста — это должностное лицо сословного крестьянского самоуправления, выбиравшееся, непосредственно самим населением, обладавшее общей компетенцией, в состав которой входили и местные дела, и государственные (полицейские) обязанности. Деятельность старосты регламентировался законодательством и нормами обычного права. У старосты была двойственная роль: с одной стороны- он избирался населением, а с другой страны он подчинялся вышестоящему руководству; хотя если староста не устраивал жителей населенного пункта, они могли его не переизбирать на очередной срок (срок его полномочий составлял 3 года) [9]

Гордеева М. А., раскрывая понятие «сельский староста» имперского периода считала, что это низшая ступень в иерархии сельской власти Российской империи, являясь выборным должностным лицом сельского общества [3].

Образ сельского старосты представляет двойственный характер; с одной стороны — это должностное лицо, наделённое полномочиями, с другой стороны его выбирали сами жители села, что говорит о том, что сами люди наделяли старосту полномочиями, но отчётность была не перед населением, а перед вышестоящем звеном в государственном управлений. Выше изложенное подтверждает двойственный характер института «Сельского старосты».

Революция 1917 принесла тот самый период застоя в развитии института «сельского старосты». По словам Устиновой О. Ю. [Фактически после создания системы советов и ликвидации земств они прекратили свое существование] [11].

В советский период институт сельских старост был фактически мёртв. После распада СССР понятие старосты было возвращено в российское законодательство указом Президента Российской Федерации от 26.10.1993 г. № 1760, который утвердил Положение «Об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы [1]»

В настоящее время институт «сельского старосты» в России возрождается. Учитывая развития данного института, особое внимание следует уделить тому, что должность сельского старосты в системе публичной власти не раскрыто. Данная проблема появилась после принятия поправок в Конституцию.

Однако по мнению Чунихина Т. Н. Сельский Староста не должен быть представителем власти, он должен быть представителем народа во власти; так как он осуществляют свою деятельность на общественных началах [10].

Законодательное регулирование деятельности сельских старост в России позволит вовлечь население в решение вопросов местного значения и повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления в сельской местности. Сельские староста, представляет из себя ту самую связь с жителями населенного пункта.

С самого возникновения института сельского старосты, он был самостоятельным, независимым от органов государственной власти, являвшейся отражением автономии крестьянских обществ в избраний главы. В связи с тем, что у центральной власти, отсутствует возможность осуществлять контроль не больших сельских поселений, сельский староста выступает в роли «уравнителя», в случаях если речь шла о локальных (местных интересах).

Литература:

1. .Указ Президента РФ от 26.10.1993 N 1760 (ред. от 22.12.1993) «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации»

  1. . Макаров И. И. Сельские старосты: российский институт местного самоуправления в прошлом и настоящем / И. И. Макаров // Самоуправление, 2014. -№ 6. — С. 37–39.
  2. . Гордеева М. А. Сельская администрация в составе крестьянского самоуправления Томской губернии конца XIX — начала ХХ В.: становление самостоятельности (рус.) // Журнал фронтирных исследований. — 2018. — №
  3. . Муниципальное управление социально-экономическим развитием Маслянинского района Новосибирской области: пилотный проект / под ред. В. Н. Папело. — Новосибирск: СибАГС, 2006. — 407 с.
  4. . Ефремов Г. Г. Формы и направления организационной деятельности представительных органов местного самоуправления / Г. Г. Ефремов. — Новосибирск: Наука, 2005. — 216 с.
  5. . Ермолов И. Г. Сельские старосты как низшее звено в системе административного управления на оккупированных территориях РСФСР / И. Г. Ермолов // Вестн. Мос. гос. обл. ун-та. Сер. История и политические науки. — 2010. — № 4–5. — С. 78–82.
  6. . Полное собрание законов Российской империи. T. XXII. № 16603
  7. . Организационные и правовые условия развития системы сельских старост в Ленинградской области. Проект. СПб.:ГП ЛО «Издательско-полиграфический комплекс «Вести», 2014 С. 10
  8. . К вопросу о деятельности сельских старост [Электронный ресурс]. URL:http://pandia.ru/text/80/149/19275.php
  9. Чунихина Т. Н. Становление института старосты сельского населенного пункта в Российской Федерации: историко-правовой анализ (1993–2018 гг.) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2018.
  10. Устинова О. Ю. Институт сельских старост в России: история становления и развития. Местное право 2017 N4–5
  11. Крестьянская реформа в России 1861 года. Сборник законодательных актов / под ред. К.А.Софроненко. — М.: ГИЮЛ, 1954. — 318
  12. Папело, В. Н. Организационно-правовые аспекты развития института сельских старост / В. Н. Папело. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pravovye-aspekty-razvitiya-instituta-selskih-starost (дата обращения: 14.03.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): сельский староста, местное самоуправление, населенный пункт, институт, Российская Федерация, Россия, староста, центральная власть, должностное лицо, местное значение.


Похожие статьи

Деятельность юридической службы в органах местного самоуправления

В статье автор пытается определить деятельность юридической службы органов местного самоуправления.

Основные принципы и содержание права граждан на обращение в органы власти

Разграничение компетенций главы муниципального образования и местного представительного органа в системе муниципальной власти РФ

История становления и развития местного самоуправления в Республике Узбекистан

Местная администрация как орган местной власти

В данной работе исследуется понятие местной администрации, рассматриваются ее признаки и правовые основы деятельности

История формирования правового статуса главы муниципального образования в Российской Федерации

Актуальные вопросы реализации организационной основы местного самоуправления и пути их решения

Сход граждан как один из механизмов реализации общественных инициатив

В статье рассматривается такая форма осуществления населением местного самоуправления как сход граждан, его правовая основа и особенности реализации.

Право граждан и юридических лиц на обращение в органы местного самоуправления

В статье анализируются основные положения института прав граждан на обращение в государственные органы.

Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления

Похожие статьи

Деятельность юридической службы в органах местного самоуправления

В статье автор пытается определить деятельность юридической службы органов местного самоуправления.

Основные принципы и содержание права граждан на обращение в органы власти

Разграничение компетенций главы муниципального образования и местного представительного органа в системе муниципальной власти РФ

История становления и развития местного самоуправления в Республике Узбекистан

Местная администрация как орган местной власти

В данной работе исследуется понятие местной администрации, рассматриваются ее признаки и правовые основы деятельности

История формирования правового статуса главы муниципального образования в Российской Федерации

Актуальные вопросы реализации организационной основы местного самоуправления и пути их решения

Сход граждан как один из механизмов реализации общественных инициатив

В статье рассматривается такая форма осуществления населением местного самоуправления как сход граждан, его правовая основа и особенности реализации.

Право граждан и юридических лиц на обращение в органы местного самоуправления

В статье анализируются основные положения института прав граждан на обращение в государственные органы.

Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления

Задать вопрос