Взаимодействие органов власти и государства в процессе антимонопольного регулирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (353) март 2021 г.

Дата публикации: 13.03.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Горшков, Д. С. Взаимодействие органов власти и государства в процессе антимонопольного регулирования / Д. С. Горшков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 220-221. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79189/ (дата обращения: 23.04.2021).



Анализируя опыт взаимодействия органов власти и бизнеса в экономическом и философском ключе, автор делает акцент на исследовании антимонопольной деятельности как ярком примере единства и противоречий интересов государства и частнособственнических структур.

Ключевые слова: антимонопольное регулирование, взаимодействие органов власти и бизнеса, синергетический эффект элементов экономической системы, диалектический подход к взаимодействию государства и бизнеса, сверхэкономика.

Analyzing the experience of interaction between government and business in an economic and philosophical manner, the author focuses on the study of antitrust activities as a vivid example of the unity and contradictions of the interests of the state and private property structures.

Keywords: antitrust regulation, interaction between government and business, synergistic effect of the elements of the economic system, dialectical approach to the interaction of the state and business, super-economy.

Как известно, современная экономика подразумевает синергетический эффект своих подсистем для наиболее эффективного генезиса собственных возможностей. Данный синергетический эффект подразумевает оптимальное взаимодействие всех элементов системы экономики таким образом, чтобы суммарный финальный эффект по своему совокупному воздействию превышал простую сумму эффектов элементов системы, действующих независимо. Таким образом, взаимодействие между экономическими субъектами, равно как и высокий уровень развития коммуникации и обратной связи между различными контрагентами, способен не только обеспечивать стабильный и современный уровень развития народного хозяйства в государствах, но и выводить экономику на совершенно иной уровень, создавая своеобразные « сверхэкономики » , что наглядно демонстрируют в XXI веке такие государства, как США и Китай. Побочным эффектом данных процессов является глобализация, заключающаяся во взаимоинтеграции экономик стран мира, многие из которых вынуждены встраиваться в новый мировой экономический порядок из-за нежелания отстать от глобальных технологических и финансовых трендов. Иначе эти страны рискуют остаться в относительной изоляции, в стороне от прогрессивных экономических веяний. Итак, взаимодействие различных институтов и контрагентов экономики есть абсолютное благо и приоритет.

Основную роль в обеспечении вышеописанного эффекта безусловно играет взаимодействие основных двух экономических контрагентов, а именно — взаимоотношения государства и частного бизнеса. Ведь именно от них зависит, с одной стороны, защита и организация общественного порядка и демократических ценностей и институтов, с другой стороны, обеспечение экономического благосостояния граждан, снабжение их разнообразными товарами и услугами, а также технологический прогресс.

Взаимоотношения государства и частного бизнеса во многом развиваются в тренде, определяемом терминами классической немецкой философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, а именно — как единство и борьба противоположностей. Действительно, на первый взгляд, и бизнес и государство сообща делают вклад в процветание социума и граждан, без их взаимодействия немыслимо никакое современное общество. Вместе с тем государство обычно стремится к контролю разной степени выраженности над всеми процессами и институтами, находящимися под его юрисдикцией. Бизнес же, наоборот, во все времена тяготел к наиболее полному достижению идеалов принципа laissez-faire классиков либеральной экономической мысли, таких как Адам Смит и Давид Рикардо, выражающемуся в как можно более дифференцируемом достижении независимости от государственного вмешательства и регулирования. Сферой, где данные глубинные диалектические мотивы раскрываются наиболее полно, является антимонопольное регулирование.

Известно, что капитал имеет свойство концентрироваться, об этом писал ещё Карл Маркс в своём фундаментальном труде « Капитал » . Когда этот процесс максимально усиливается, то есть капитал проявляет тенденцию к сверхконцентрации, возникают различные виды монополий на местном, региональном, национальном или мировом рынках(на последних обычно в форме ТНК). Естественно, что государству такая тенденция была не по нраву, так как монополии усиливались настолько, что не только мешали развиваться малому и среднему бизнесу, то есть уничтожали конкурентные начала в экономике, но и пытались отобрать у государства часть его власти. Исторически именно это противоречие положило начало антимонопольной политике государства, что в XXI веке вылилось в образование у различных государств целых национальных программ в форме пакетов мер по противодействию монополизации и создания антимонопольных служб, призванных бороться с данным видом концентрации капитала.

Естественно, что данное противоречие не является антагонистическим. Со временем и государство, и частный бизнес научились выстраивать диалог, в процессе которого сумели найти общий язык и выработать основные принципы сосуществования государства и крупных компаний. При этом обоим субъектам пришлось пойти на компромиссы в области своих интересов — например, государство согласилось на формирование монополий в некоторых особо важных для функционирования экономики страны сферах(так называемые естественные монополии), а также узаконить представительство крупного бизнеса в национальных собраниях(институт лоббизма в Конгрессе США). Бизнес же со своей стороны признал антимонопольное законодательство и обязался не покушаться на принцип справедливой конкуренции на рынках. Таким образом был найден хрупкий баланс в интересах государства и частного бизнеса в области противодействия монополиям.

Чтобы найти позитивные пути сохранения данного баланса, необходимо понимать две вещи. Во-первых, государство должно целенаправленно сотрудничать именно с малым и средним бизнесом, так как именно этот тип бизнеса представляет собой основную долю в удовлетворении базовых потребностей населения в товарах и услугах. К тому же малый и средний бизнес зачастую нуждается в субсидиях со стороны государства, что можно использовать как дополнительное средство для выстраивания эффективной коммуникации. Во-вторых, государство должно предоставлять бизнесу максимальную свободу действий, так как если государство будет давить на бизнес, то он может уйти в теневой сектор экономики. То есть государству следует придерживаться неолиберального тренда в проведении экономической политики.

Антимонопольное регулирование также будет успешно в том случае, если все участники рыночных процессов будут понимать вред от существования монополий. Поэтому жизненно важной мерой является проведение регулярных встреч между представителями бизнеса и представителями органов власти, в формате конференций, совещаний и круглых столов, с целью с одной стороны нивелирования существующих противоречий, а с другой — с целью выработки общего стратегического курса.

Одной из задач государства и бизнеса в начале XXI века является продолжение плодотворного сотрудничества с целью ограничения влияния монопольных объединений. Особенно важной эту задачу делают следующие три явления:

— Усиление мощи и влияния ТНК;

— Дальнейшее развитие процессов глобализации;

— Общее ослабление национальных государств в пользу наднациональных объединений, блоков и союзов.

Данные социоэкономические феномены XXI века способны нарушить баланс интересов крупного бизнеса, который чувствует себя всё более могущественным, и института государства, который наоборот ослаблен и ограничен в проведении суверенной политики. В свете этого налаживание эффективного взаимодействия между органами власти и представителями бизнес — структур является первостепенной задачей, от которой зависит дальнейшее развитие институтов как бизнеса, так и государства.

Литература:

  1. Макконнелл К., Брю С., Флинн Ш . Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Учебник/ Издательство Инфра — М.2019–1152 с.
  2. Фридман М. Капитализм и свобода / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2016. — 240 с.
  3. Хайек, Фридрих Август фон Дорога к рабству / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2005–264 с.
  4. https://cyberleninka.ru/article/n/ternistyy-put-monetarizma-k-stoletiyu-miltona-fridmana (Дата обращения 26.06.2020)
  5. https://cyberleninka.ru/article/n/antimonopolnoe-regulirovanie-na-sovremennom-etape-problemy-i-perspektivy (Дата обращения 26.06.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): бизнес, государство, частный бизнес, антимонопольное регулирование, взаимоотношение государства, крупный бизнес, синергетический эффект.


Ключевые слова

антимонопольное регулирование, взаимодействие органов власти и бизнеса, синергетический эффект элементов экономической системы, диалектический подход к взаимодействию государства и бизнеса, сверхэкономика
Задать вопрос