Психологическая подготовка спортсменов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №11 (353) март 2021 г.

Дата публикации: 12.03.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Дунаева, В. В. Психологическая подготовка спортсменов / В. В. Дунаева, О. В. Илюшин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79157/ (дата обращения: 23.04.2021).



В данной статье рассматривается исследование психологической подготовки спортсменов. Одним из важных условий психологической подготовки спортсменов, является достижение результата.

Ключевые слова: спортивная психология, самоэффективность, повышение производительности, психологическая подготовка спортсменов.

Уверенность в себе может быть самым критическим самоощущением в спортивной психологии. Уверенность в себе определяется как глобальная и стабильная характеристика, которая в действительности мало используется в спортивной сфере. Спортсмен должен быть уверен, что он может хорошо выступить в своей конкурентной среде. Самоэффективность — это ситуативная форма уверенности в себе или убеждения в том, что человек уверен в себе и может действовать в конкретной ситуации. Наиболее последовательное различие между элитными и менее успешными показателями заключается в том, что элитные спортсмены обладают более высоким уровнем самоэффективности.

Гилев, Г.А. утверждает, что самоэффективность напрямую связана со спортивными показателями. Повышение самоэффективности отражается на повышении производительности. Впоследствии снижение производительности ограничивает как производительность, так и тренировку. Предшествующий опыт влияет на ожидания эффективности. Вероятность достижения высоких стандартов намного выше, если вы верите в свои способности, поэтому эффективность имеет огромную объяснительную силу при сравнении колебаний производительности [4,c.156].

Самоэффективность очень важна в таком виде спорта, как гимнастика. Исполнитель должен верить, что он может хорошо выступить в нужное время. Эффективность может колебаться между аппаратами, и поэтому в гимнастике важно повысить самоэффективность для каждой части аппарата. Изначально низкий уровень самоэффективности может передаваться от части к части и негативно влиять на всю производительность. Поэтому изначально высокий уровень эффективности будет способствовать повышению производительности и должен поддерживаться на протяжении всего соревнования. Как и многие психологические компоненты, редко один компонент работает изолированно. Снижение самоэффективности может привести к изменению таких важных показателей, как возбуждение, стресс и тревога, что может сказаться на производительности как снежный ком.

Эмоции в спорте — это нечто гораздо большее, чем реакция на победу или поражение. Спортивные ученые утверждали, что предсоревновательные и соревновательные эмоциональные состояния могут влиять на способность спортсмена выступать. Эмоция не является единым конструктом, ее можно подразделить на эмоциональные компоненты. Исследователи показали, что широкий спектр эмоций связан с изменениями в. Многие спортсмены сообщают, что повышение уровня возбуждения облегчает их работу. Сообщается, что он увеличивает анаэробную силу. Однако эмоции могут повредить некоторым двигательным навыкам, увеличивая мышечное напряжение, которое влияет на координацию, и то и другое вредно для такого вида спорта, как гимнастика.

Возбуждение — это единая конструкция, которая охватывает как психологические, так и физиологические энергетические системы. Рыбников, В.Ю. определяет возбуждение как энергетизирующую функцию, отвечающую за использование ресурсов организма для интенсивной и энергичной деятельности. Возбуждение воспринимается как изменяющееся вдоль континуума, который проходит от «глубокого сна» до крайнего возбуждения. Возбуждение также можно измерить с помощью простых физиологических тестов; частота сердечных сокращений, кровяное давление, частота дыхания и биохимические показатели, такие как адреналин или адреналин [8,c.86].

Уровень тревожности является результатом объективного требования, интерпретируемого индивидом как угрожающее. Тревога рассматривается как чувство нервозности и напряжения, которое линейно связано с уровнем возбуждения. Тревогу можно далее подразделить на соматическую и когнитивную. Соматическая тревога относится к телесным симптомам вегетативной реактивности: бабочки, потливость, учащенное сердцебиение и дрожь. Когнитивная тревога относится к негативным переживаниям по поводу производительности, отсутствия концентрации и плохого внимания. Уровень тревожности может влиять на спортсменов индивидуально. Не существует оптимального уровня тревоги; влияние тревоги на производительность в основном связано с тем, воспринимает ли спортсмен тревогу как облегчающую или ослабляющую.

Стресс может быть описан как переменная окружающей среды и эмоциональная реакция на конкретную ситуацию. Как и тревога, влияние стресса на производительность зависит от того, как спортсмен воспринимает этот стресс. Экологические стрессы, часто считающиеся бедствиями, в некоторой степени неизбежны и непредсказуемы. Поэтому спортивный психолог очень слабо контролирует их влияние на результаты. Однако эмоциональные стрессы могут быть улучшены. Спортсмен может подумать о том, как лучше «справляться» со стрессами, когда он может ощущать дисбаланс между требованиями ситуации и своими возможностями реагирования.

Первым умственным навыком, используемым в рамках программы психологической подготовки спортсменов, является целеполагание. Чтобы полностью обучить спортсмена тому, как должны быть реализованы цели, будут обсуждаться как краткосрочные, так и долгосрочные цели. Спортсмен будет проинформирован о преимуществах постановки «умных» целей и будет обучен использованию целей результата, процесса и производительности, и смесь этих целей будет использоваться для наилучшего улучшения производительности. Горбунов, Г. Д. будет полностью вовлечен в процесс постановки целей, особенно когда используются цели процесса, Горбунов, Г. Д. будет предоставлять соответствующую техническую информацию и анализ потребностей для каждой части аппарата. Спортсмен будет ставить перед собой цели: усовершенствовать каждый элемент оборудования (цель процесса), выиграть второстепенные тренировочные соревнования (цель результата) и достичь границы точки для соревнований (цели производительности) [6,c.108].

По мнению Гладкова, В.Н., наиболее эффективным методом повышения самоэффективности является «достижение результата» (см. Наиболее распространенным инструментом, используемым спортивными психологами, является целеполагание. Постановка целей обеспечивает этот фокус и направленное внимание путем согласования временной конечной точки их действия. Исследователи и практики как в спортивной, так и в организационной литературе утверждают, что сочетание как краткосрочных, так и долгосрочных целей является наиболее эффективным для улучшения производительности и изменения поведения, краткосрочные цели должны быть навязаны непосредственно для достижения долгосрочной цели исполнителя [5,c.98].

Гаврилова Е. А. проверил самоэффективность свободного броска у 18 студентов. Условие тренировки цели сообщало о более высокой эффективности штрафного броска по сравнению с условием отсутствия цели. Гаврилова Е. А. предполагает, что в спорте, который является очень сложным (гимнастика), цели процесса должны обеспечивать основу для улучшения технических аспектов сложных навыков [3,c.25].

Как уже упоминалось ранее, высокий уровень соматической и когнитивной тревожности вреден для производительности, в таком виде спорта, как гимнастика, где движения должны выполняться с изяществом и хладнокровием, чрезмерная тревожность, несомненно, будет препятствовать производительности. Спортсмены в закрытых видах спорта (таких как гимнастика) сообщают о большем беспокойстве по поводу управления тревогой, чем другие спортсмены. Релаксация часто упоминается как наиболее важные навыки для изучения. Способность спортсмена контролировать тревогу может быть разницей между хорошей и плохой производительностью, в гимнастике жизненно важно, чтобы спортсмен мог преодолеть изнурительные эффекты тревоги.

Расслабление не только улучшает эмоциональный контроль у спортсменов, согласно Василенко В. С. «эмоциональный контроль» непосредственно влияет на самоэффективность спортсмена. Хотя релаксационные и энергетизирующие техники классифицируются как четвертый наиболее полезный инструмент для повышения самоэффективности, релаксационные техники были включены в программу психологической подготовки спортсменов для положительного влияния на контроль тревожности [2,c.110].

Таким образом, исследования показывают, что ментальная практика так же важна, как и физическая практика при попытке улучшить навык, настоящая программа психологической подготовки спортсменов улучшит производительность за счет оптимизации психологических переменных, связанных с производительностью. Проблемы при реализации этой программы могут включать в себя:

– спортсмену не нравятся описи и документы;

– спортсмен, обладающий плохой образной способностью;

– плохие отношения спортсмена и психолога;

– нехватка времени;

– недостаток спортивных знаний;

– отсутствие последующих мер.

Однако, как подчеркивает Бобрищев, А.А., неэффективность программы психологической подготовки спортсменов чаще всего обусловлена психологом. Программа психологической подготовки спортсменов будет неэффективной, если спортсмен не сможет увидеть влияние психологии на производительность. Образовательный этап является наиболее важным этапом для уменьшения таких проблем. Как только спортсмен поймет преимущества спортивной психологии, у него появится время и самоотдача, необходимые для завершения сеансов ПСТ [1,c.10].

Литература:

  1. Бобрищев, А. А. Психологические особенности личности спортсменов — представителей силовых единоборств с различным уровнем психической готовности / А. А. Бобрищев // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2019. — № 1 (47). — С. 10–14.
  2. Василенко, В. С. Стрессорная кардиомиопатия у высококвалифицированных спортсменов (патогенез, ранняя диагностика): дис.... д-ра мед. наук / Василенко Владимир Станиславович. — Санкт-Петербург, 2018. — 220 с.
  3. Гаврилова Е. А. Стрессорная кардиомиопатия у спортсменов: автореф. дис.... д-ра мед. наук / Гаврилова Елена Анатольевна. — Санкт-Петербург, 2018. — 48 с.
  4. Гилев, Г. А. Проблемы оптимизации процесса подготовки спортсменов высокого класса / Г. А. Гилев, И. В. Уголькова // Материалы VII международного национального конгресса «Современный Олимпийский спорт и спорт для всех». Т. 3. — М.: СпортАкадемПресс, 2019. — С. 156–157.
  5. Гладков, В. Н. Психопрессинг лидерства: к вопросу о модификации личности: опыт комплексного применения психотерапевтических методов в спорте высших достижений / В. Н. Гладков. — М.: Советский спорт, 2019. — 187 с.
  6. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. — М.: Советский спорт, 2019. -312 с.
  7. Гринь, Е. И. Психическое выгорание в спорте: теоретические модели и причины феномена / Е. И. Гринь // Человек. Сообщество. Управление. — 2019. — № 4 (73). — С. 68–75.
  8. Рыбников, В. Ю. Теория и результаты многомерной оценки психологической готовности спортсменов силовых единоборств / Рыбников В. Ю., Бобрищев А. А. // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2018. — № 10 (44). — С. 86–92.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая подготовка спортсменов, спортсмен, производительность, вид спорта, повышение производительности, спортивная психология, повышение самоэффективности, способность спортсмена, уровень тревожности, часть аппарата.


Ключевые слова

самоэффективность, повышение производительности, спортивная психология, психологическая подготовка спортсменов
Задать вопрос