Имплицитные концепции как предмет изучения психологической науки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (353) март 2021 г.

Дата публикации: 15.03.2021

Статья просмотрена: 431 раз

Библиографическое описание:

Морозенко, А. А. Имплицитные концепции как предмет изучения психологической науки / А. А. Морозенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 142-143. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79144/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье представлен теоретический анализ имплицитных теорий как конструкта обыденного сознания личности. В статье приводятся результаты теоретического анализа понятия имплицитная теория, а также понятий имплицитная концепция. Данная статья включает теоретический обзор проведенных в современной психологической науке исследований имплицитных концепций.

Ключевые слова: имплицитная теория, имплицитные концепции, обыденное сознание, имплицитные представления.

Под имплицитными теориями мы будем понимать совокупность имплицитных концепций, структурной единицей которых являются обыденные представления, как субъективные обыденные знания, идеи, образы и объяснения каких-либо явлений.

По своей структуре имплицитные теории близки к научным, с их эмпирической и теоретической базами, логикой научного вывода и совокупностью исходящих утверждений. В основе имплицитных построений лежат факты, взятые наивным исследователем из собственного опыта [2, с. 77]. Содержание имплицитных теорий включает знания о самом человеке и о других людях [8, с. 118].

В связи с тем, что имплицитные концепции формируются под воздействием социальных, исторических, культурных, идеологических условий жизни индивида, можно говорить о том, что такие имплицитные концепции являются инвариантными — люди, выросшие в одной культуре и в одной и тоже время будут иметь схожие имплицитные концепции о каком-либо феномене или явлении. Однако в сознании конкретного индивида имплицитные представления отражаются, преломляясь через индивидуальный опыт, жизненный путь, внутреннюю картину миру, ценности и цели, что наделяет такие имплицитные концепции индивидуальной вариативностью [6, с.643].

Особенную популярность данная тема приобрела в середине 70-ых годов 20 века, когда авторы начали выделять отдельные имплицитные теории [1, с.3].

Широкое распространение получило изучение имплицитных теорий личности, которые подразумевают под собой житейские, обыденные представления о структуре личности, своей или другого человека [4, с. 83].

Предметом изучения становились социальные имплицитные концепции как убеждения, формирующиеся в массовом сознании, т. е. представления целой группы, а не только одного человека, имплицитные концепции семьи, а также имплицитные теории эмоций, которые являются важной сферой исследований в психологии [3, с. 111], [10, с. 55].

Изучались имплицитные концепции интеллекта, в данной области исследовались представления человека о собственном интеллекте и влияние таких представлений на мотивацию человека, его обучаемость, на постановку учебных целей и операциональный компонент учения. Актуальным направлением в исследованиях обыденных представлений являются исследования имплицитных концепций о болезни [7, стр. 306], [9, с. 343].

Широко известны исследования имплицитных теорий личностной атрибуции (Г. М. Андреева, К. Двэк, Г. Келли, Дж. Келли, Х. Хекхаузен, А. Г. Шмелев), этничности (В. Ф. Петренко), взаимодействия человека с компьютером (Н. Кайан), власти (П. Коллеман), чтения (М. Смит, Дж. Ранн, У. Ковалт) и другие [2, с. 76].

В зарубежной психологии исследовались также имплицитные концепции морали и роль обыденных представлений личности о себе в формировании мотивации.

В отечественной психологии в настоящее время активно изучаются различные аспекты обыденного представления об умном человеке (В. Дружинин), представление о механизмах эмоциональной неустойчивости личности (Чудина Е. А.), представления о порядочном человеке (Григоровская Н. Ю.), представления о русском человеке (Воловикова М. И.) и пр. Были проведены также различного рода кросскультурные исследования в центре которых лежали имплицитные концепции о русских людях у чехов и американцев, изучались обыденные представления о социальной успешности личности и самодостаточности. Психологами рассматривались имплицитные концепции об атеистах и верующих, можно говорить о том, что эмпирически разработанным является вопрос об имплицитных концепциях смысла жизни. Через призму обыденных представлений рассматривались в отечественной психологии такие феномены как счастье и оптимизм [8, с. 118–119].

Таким образом, можно говорить о достаточно большом интересе к проблеме имплицитных концепций личности в различных областях современной отечественной и зарубежной психологической науки.

Однако в результате анализа научной литературы был обнаружен довольно сдержанный интерес к проблеме имплицитных концепций личности о жизни после смерти, которые включают в себя систему обыденных представлений о посмертии и характеризуются трудноосозноваемостью и бессознательностью формирования [5, с.126].

Причиной малой разработанности данной предметной области могли послужить трудность в организации подобного рода исследований и одномерность теоретических подходов к данной теме. Тем не менее, довольно остро стоит вопрос об исследованиях в данном направлении, подобного рода убеждения о жизни после смерти, представленные в обыденном сознании личности, в значительной степени могут обуславливать прижизненное поведение человека, и влиять на благополучие различного уровня — психологическое, экзистенциальное, личностное, что и обуславливает направление и цель нашего последующего исследования.

Литература:

  1. Аллахвердов, М. В. Влияние имплицитной теории доверия на решение когнитивных задач: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / М. В. Аллахвердов; Санкт-Петербург. — 2013. — 24 с.
  2. Горбунова, В. В. Проблемы исследования имплицитных теорий / В. В. Горбунова // Вопросы психологии. 2011. № 4. С. 119 128.
  3. Минеева, О. А., Лидерс, А. Г. Методика исследования имплицитных концепций семьи / О. А. Минеева, А. Г. Лидерс // Вестн. Моск. Ун-та. — 2011. — № 2. — С. 110—125.
  4. Минюрова, С. А. Имплицитные теории личности как основа обыденного сознания / С. А. Минюрова // Психологический аспект изучения речевой деятельности. — 2010. — № 8. — С. 83 — 87.
  5. Морозенко, А. А. Имплицитные концепции жизни после смерти: содержание, структура, функции/ А. А. Морозенко// Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. 2021. Т. 11. № 1. С. 122–131.
  6. Скворцова, Л. Л. Индивидуальная вариативность функциональных проявлений имплицитных концепций личностной зрелости / Л. Л. Скворцова // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / Отв. ред. А. Л. Журавлев, М. А. Холодная. — Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. — С. 642–648
  7. Сухотин, А. А. Имплицитные теории интеллекта и концепции учения в психологии образования / А. А. Сухотин // Вестник ТвГУ. — 2015. — № 33. — С. 303–309.
  8. Улыбина, Е. В. Категория врожденного и место субъекта в имплицитной теории личности / Е. В. Улыбина // Субъект действия, взаимодействия, познания. Москва-Воронеж, 2001. С. 118–133.
  9. Тхостов, А. Ш., Нелюбина, А. С. Обыденные представления как фактор, опосредующий поведение в ситуации болезни / А. Ш. Тхвостов, А. С Нелюбина // Вестник ТмГУ. — 2008. — № 317. — С.343 — 345.
  10. Федосина, С. С. Имплицитная теорий эмоций / С. С. Феодосина // Фундаментальные исследования. 2008. № 10. С.55 55.
Основные термины (генерируются автоматически): концепция, представление, имплицитная концепция личности, имплицитная теория, обыденное сознание личности, отечественная психология, теоретический анализ, теория.


Ключевые слова

имплицитная теория, имплицитные концепции, обыденное сознание, имплицитные представления

Похожие статьи

Феномен одаренности личности в эксплицитных и имплицитных...

педагогических имплицитных теорий личности одаренных студентов колледжей и

В дальнейшем пентагональная теория интеллектуальной одаренности Р. Стернберга стала

Проведенный анализ эксплицитных и имплицитных концепций одаренности показал, что в...

Имплицитные теории семьи у мужчин и женщин, состоящих и не...

В группе женатых мужчин имплицитная теория семьи связана с составом семьи, с благополучием и опорой в ней. Имплицитные представления о семье в группе женатых мужчин преимущественно связаны с содержательными характеристиками феномена «семья».

Подходы к исследованию социализации личности в зарубежной...

Биогенетические теории. В качестве общих теоретических оснований данного направления в изучении социализации выступают эволюционная теория Ч. Дарвина и биогенетическая концепция Э. Геккеля. Одним из наиболее влиятельных представителей данного направления...

Современные теории сознания | Статья в журнале...

Следующая теория сознания — логический бихевиоризм (К. Гемпель, Г. Райл). Это теория о том, что наше сознание является поведением и ничем больше. “Говорить о сознании — значит говорить о человеческих способностях, обязанностях и склонностях...

Историческая перспектива изучения идентичности

Проблема идентичности является одним из центральных, а также наиболее противоречивых вопросов психологии социального познания. Проблема изучения исходит из самого содержания данного феномена. Поскольку идентичность есть восприятие себя как части социума, то есть...

Психологические особенности образа Я | Статья в журнале...

В статье представлен теоретический анализ психологических особенностей образа Я. Описываются

Постановка проблемы. Я-концепция с момента своего зарождения становится активным

Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности...

Основные факторы и направления в социально-психологической...

Основные факторы и направления в социально-психологической теории правового и морального самосознания.

Морозова Е. А. Особенности морального развития личности молодежи в условиях разных образовательных сред: монография.

Психология сознания: теоретический обзор двухфакторной...

В концепции двухфакторной теории сознания свобода определяется как одна из сущностных характеристик сознания, как фактор развития и проявления сознания в деятельности, познании, общении, в формах выбора (произвольность), творчества и созидания.

Похожие статьи

Феномен одаренности личности в эксплицитных и имплицитных...

педагогических имплицитных теорий личности одаренных студентов колледжей и

В дальнейшем пентагональная теория интеллектуальной одаренности Р. Стернберга стала

Проведенный анализ эксплицитных и имплицитных концепций одаренности показал, что в...

Имплицитные теории семьи у мужчин и женщин, состоящих и не...

В группе женатых мужчин имплицитная теория семьи связана с составом семьи, с благополучием и опорой в ней. Имплицитные представления о семье в группе женатых мужчин преимущественно связаны с содержательными характеристиками феномена «семья».

Подходы к исследованию социализации личности в зарубежной...

Биогенетические теории. В качестве общих теоретических оснований данного направления в изучении социализации выступают эволюционная теория Ч. Дарвина и биогенетическая концепция Э. Геккеля. Одним из наиболее влиятельных представителей данного направления...

Современные теории сознания | Статья в журнале...

Следующая теория сознания — логический бихевиоризм (К. Гемпель, Г. Райл). Это теория о том, что наше сознание является поведением и ничем больше. “Говорить о сознании — значит говорить о человеческих способностях, обязанностях и склонностях...

Историческая перспектива изучения идентичности

Проблема идентичности является одним из центральных, а также наиболее противоречивых вопросов психологии социального познания. Проблема изучения исходит из самого содержания данного феномена. Поскольку идентичность есть восприятие себя как части социума, то есть...

Психологические особенности образа Я | Статья в журнале...

В статье представлен теоретический анализ психологических особенностей образа Я. Описываются

Постановка проблемы. Я-концепция с момента своего зарождения становится активным

Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности...

Основные факторы и направления в социально-психологической...

Основные факторы и направления в социально-психологической теории правового и морального самосознания.

Морозова Е. А. Особенности морального развития личности молодежи в условиях разных образовательных сред: монография.

Психология сознания: теоретический обзор двухфакторной...

В концепции двухфакторной теории сознания свобода определяется как одна из сущностных характеристик сознания, как фактор развития и проявления сознания в деятельности, познании, общении, в формах выбора (произвольность), творчества и созидания.

Задать вопрос