Нравственное самовоспитание студента-спортсмена | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №11 (353) март 2021 г.

Дата публикации: 11.03.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Машичев, А. С. Нравственное самовоспитание студента-спортсмена / А. С. Машичев, С. А. Трошин, В. О. Королёв. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 194-195. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79143/ (дата обращения: 21.04.2021).



В статье авторы пытаются определить особенности самовоспитания студента-спортсмена.

Ключевые слова: нравственное самовоспитание, нравственный самоконтроль, студент-спортсмен.

Сегодня воспитательные воздействия на личность студента-спортсмена базово рассматриваются с помощью трех процессов:

  1. Воспитание;
  2. Перевоспитание;
  3. Самовоспитание.

К сожалению, большинство педагогов полагаются зачастую лишь на воспитание и перевоспитание, упуская самовоспитание спортсмена. Ведь оно (самовоспитание) является сознательной деятельностью человека, помогая самому познать и при помощи собственных усилий изменить, совершенствовать себя.

Нравственное самовоспитание — неотъемлемая часть нравственного воспитания; его продолжение.

Рассмотрение данного вопроса осуществлялось выявлением элементов нравственного самовоспитания и самоконтроля в процессе выполнения спортсменом упражнений вместе с группой и в одиночку; выявлением элементов нравственного самовоспитания и самоконтроля между выполнением упражнений, при общении; изучением элементов нравственного самовоспитания и самоконтроля, зафиксированных в журнале тренировок.

Для изучения нравственного самовоспитания и самоконтроля студента-спортсмена велись наблюдения за его деятельностью, а также учитывался хронометраж процесса занятий на учебных тренировках; спортивных играх; анализировались дневные тренировки.

Результаты наблюдения собранных данных показали, что нравственное самовоспитание и самоконтроль студента-спортсмена представляют собой процесс, в составе которого можно выделить три стадии.

Первая (низшая стадия), — когда спортсмен значительно лучше контролирует выполнение упражнений и свое поведение в окружении других людей. Его на этой стадии больше всего интересует, как окружающие оценят его выполнение упражнений и поведение. В данном случае регулятором поведения, а также стимулом лучшего выполнения упражнений является групповое (общественное) мнение, а также принятые в коллективе нормы, которые еще не стали его собственными, но их он не считает допустимым нарушать. [1]

Другая, более высокая стадия нравственного самоконтроля и самовоспитания, характеризуется наличием базовой обязанности у спортсмена и формирующейся готовности соблюдать принятые в обществе, коллективе нормы и правила поведения и в тех случаях, когда ему приходится выполнять упражнения, действовать не в коллективе, а в непосредственной независимости от него, находясь с самим собой. На этой стадии самоконтроль выражен больше всего и основан не на боязни общественного осуждения и не на желании похвалы или награды, а на чувстве собственной совести, используя ее как внутренний регулятор поведения, помогающий в борьбе с собственным эгоизмом, со своими недостатками, а также на чувстве собственного человеческого достоинства и спортивной чести. Однако и на этой стадии объектом контроля для студента-спортсмена является внешнее поведение (наблюдаемое другими в одном и ненаблюдаемое в другом случае, недоступное или труднодоступное для наблюдений или оценки со стороны).

Третья, высшая форма нравственного самоконтроля и самовоспитания наступает тогда, когда студент-спортсмен контролирует не только свое внешнее поведение и исполнение упражнений, сколько свой внутренний духовный мир — помыслы, мотивы, образ мыслей. Тем самым он хорошо понимает, что от этого зависит внешнее поведение его деятельности, поступков, также он судит себя за то, что совершенно не видно со стороны. [2]

Успешному переходу от воспитания к самовоспитанию в спортивной деятельности способствует ряд условий, которые должны учитываться в работе спортивных педагогов:

– сравнительно высокий уровень самостоятельности юных спортсменов по отношению к школьникам, не занимающимся спортом;

– стремление к самопознанию в различных ситуациях, познанию своих соперников и товарищей по команде;

– наличие интереса к овладению методами саморегуляции, регуляции своих эмоциональных состояний, особенно при спортивных неудачах и поражениях;

– наличие у многих занимающихся «идеала», к которому они стремятся (выдающегося спортсмена, чемпиона, сильного, волевого человека);

– ведение дневников самоконтроля. [3]

Задача тренера, педагога — помочь юным спортсменам в реализации данных условий.

Помимо этого, студент-спортсмен сам должен прикладывать усилия и анализировать свое самовоспитание. Ему самостоятельно необходимо использовать те или иные методы для дальнейшего совершенствования себя.

Большинство педагогов в своих научных работах выделяют основополагающие методы самовоспитания, описанные в таблице 1.

Таблица 1

Методы самовоспитания

Методы самовоздействия

Методы саморегулирования

Самообразование

Изучение программ и правил самовоспитания выдающихся людей

Самоинструкция

Самоубеждение

Самокаприз

Составление своей программы и плана самовоспитания

Самовнушение

Упражнение

Самонаказание

Методы самостимулирования (самообразование, самокритика, самопрощение)

Контроль и самооценка

Литература:

  1. ГорбуновГ. Д. Психопедагогика спорта. — М.: ФиС, 1986.
  2. КорхА. Я. Тренер: деятельность и личность: Учеб. пос. — М.: Терра-Спорт, 2000.
  3. Матвеев А. П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории.-М.:Просвещение,1991.
  4. Холодов Ж. К., Кузнецов B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  5. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): нравственное самовоспитание, внешнее поведение, выполнение упражнений, нравственный самоконтроль, большинство педагогов, выявление элементов, коллектив нормы, самовоспитание, самоконтроль студента-спортсмена.


Ключевые слова

нравственное самовоспитание, нравственный самоконтроль, студент-спортсмен
Задать вопрос