Категорийный менеджмент в системе управления торговым предприятием | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (353) март 2021 г.

Дата публикации: 11.03.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Брюховецкая, А. А. Категорийный менеджмент в системе управления торговым предприятием / А. А. Брюховецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79136/ (дата обращения: 21.04.2021).



В период бурного развития коммерции основным аспектом получения прибыли для коммерческих организаций является привлечение покупателей и оптимизация их бизнеса. В частности, разработка и внедрение новых систем менеджмента — один из важнейших дополнительных источников повышения эффективности бизнес-организации. Примером такой системы контроля является метод управления категориями продуктов, то есть категории управления.

Ключевые слова: категорийный менеджмент, ритейл, товарная категория, ассортимент, внедрение категорийного менеджмента.

During the rapid development of trade, the main aspect of making a profit for trade organizations is to attract customers, as well as to optimize their activities. In particular, one of the most important additional sources of increasing the efficiency of a trade organization is the development and implementation of new management systems. An example of such a management system is the method of managing product categories, that is, category management.

Keywords : category management, retail, product category, assortment, implementation of category management.

В условиях быстрого изменения конъюнктуры товарного рынка, вкусов и потребностей потребителей под влиянием научно-технического прогресса, в связи с новыми модными тенденциями, новыми представлениями о безопасности и охране здоровья человека и окружающей среды основной целью категорийного менеджмента является повышение эффективности взаимодействия производителей и последующих звеньев (ритейлеров) с целью полного удовлетворения потребностей потребителей.

Выделив основные аспекты, решаемые категориальным менеджментом в торговом предприятии, следует отметить:

– анализ товаров по запросу и предложению, удовлетворяющего спрос конечного потребителя;

– оптимизация товарных запасов и товарных потоков для удовлетворения растущего спроса по лучшим рыночным ценам;

– разделение всех товарных групп на категории;

– исследование потребительского спроса на каждую из категорий товаров.

Актуальность категорийного менеджмента в системе управления торговым предприятием обусловлена тем, что крупные компании, внедрившие его принципы, показали на практике эффективность и результативность этого подхода, стабильно улучшая и развивая свои внутренние бизнес-процессы.

Категорийный менеджмент, таким образом, строит работу коммерческой компании, когда работа направлена на снижение затрат и увеличение корпоративного дохода с помощью инструментов для продвижения товаров на рынке с учетом всего производственного и коммерческого цикла, начиная с закупки товаров. сырье и необходимые материалы и заканчивая оценкой удовлетворенности клиентов. Соответственно, важность категорийного менеджмента в системе управления коммерческим предприятием связана с тем, что крупные компании, внедрившие его принципы, на практике продемонстрировали эффективность и действенность этого подхода, систематически совершенствуя и развивая свои внутренние бизнес-процессы.

Практика торговли показывает, что покупатели воспринимают ассортимент магазина по категориям.

Сегодня большинство компаний переходят на технологии управления товарным ассортиментом с использованием категорийного менеджмента. Это позволяет эффективно управлять товарным ассортиментом. В этом смысле внедрение категорийного менеджмента, основной целью которого является правильное управление ассортиментом для лучшего удовлетворения потребностей покупателей, является современным инструментом увеличения прибыли коммерческой компании.

Эффективность работы торгового предприятия «ВкусВилл» после внедрения категорийного менеджмента.

Примером внедрения категорийного менеджмента может служить практика работы торгового предприятия «ВкусВилл». Основанная в 2009 году, сеть супермаркетов России и собственный бренд, который позиционируется как " продукты для здорового питания».

1. Внутренняя конкуренция между технологами. Менеджеры компании «ВкусВилл» считают, что два рядом стоящих магазина могут существенно отличаться друг от друга ассортиментом и выкладкой, так как продавцы в магазине сами лучше знают, что лучше покупателям. Взаимодействуя с одним закупщиком, торговые точки сталкиваются с проблемой, когда менеджер находит нужного поставщика и прекращает поиск новых клиентов. Это опасно тем, что сеть может пропустить новых производителей, которые могли бы предложить интересные условия, цену или продукцию.

«ВкусВилл» решил попытаться предвидеть эту проблему, создав внутреннюю конкуренцию между технологами. В каждой категории есть два технолога, привлекающих в бизнес новых производителей. Сотрудничество с одним поставщиком в одной категории ставит сеть в тесную зависимость от подрядчика. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств в магазинах может не оказаться всей категории товаров.

2. Работаем с большим количеством поставщиков. По каждой категории «ВкусВилл» привлекает не менее двух поставщиков. Чем выше товарооборот, тем больше компания работает с поставщиками. Например, пивоварня может обрабатывать такое количество пива, но всегда есть два поставщика в этой категории. «ВкусВилла» имеет девять поставщиков творога, потому что производство зачастую требует большого количества ручного труда, а производительность каждого поставщика не так уж велика. Благодаря этому продавец уверен, что он уложится в необходимый объем.

3. Обратная связь с потребителями. В результате весь ассортимент «ВкусВилла» основывается на мнении покупателей. Компания проводит много дегустаций в магазинах, по результатам которых принимается решение о появлении продукта на полках.

Если продукт внезапно начинает получать негативные отзывы, которые уже продаются в сети, сеть будет работать над выявлением проблемы, а затем согласится с поставщиком уточнить характеристики продукта. Если нет улучшений, продукт приостанавливается. В худшем случае сеть может даже отклонить поставщика. Для этого информация, полученная от клиентов, должна быть собрана, проанализирована и правильно интерпретирована.

Ритейлер постоянно развивается в этом направлении — не так давно в чат-боте ВкусВилла, заменяющем мобильное приложение, появилась возможность оценивать и комментировать товары. Сегодня «ВкусВилл» делится мнениями со своими подрядчиками через работающих с ними технологов.

Вывод

Обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод, что компании, которые внедрили управленческую практику категорийного менеджмента, проводят изменения организационных структур в соответствии с принципами категорийного менеджмента, что приводит к более гибкой, мобильно реагирующей на изменения конъюнктуры структуре управления.

Любой бизнес очень выигрывает от принятия категорийного менеджмента в качестве одной из своих лучших практик в области закупок. Он обладает способностью повышать ценность в снижении риска цепочки поставок, а также стимулировать инновации в различных категориях цепочек поставок. Организация может использовать возможности для управления спросом, более эффективного управления денежными потоками и обеспечения более строгого соблюдения стандартов поставщиками.

Построение такой системы на основе современных методов управления это дает много преимуществ всем участникам цепочки поставок. Самое главное, что экономия затрат в торговой компании-это не только увеличение процессов и производительности, но и более очевидная экономия, такая как сокращение запасов, оптимизация рабочего процесса, повышение прозрачности бизнеса для менеджеров и ответы на вопросы.

Торговое предприятие может использовать возможности для управления спросом, более эффективного управления денежными потоками и обеспечения более строгого соблюдения стандартов поставщиками.

Литература:

  1. Ильенкова А. М. «классовый менеджмент как инновационный подход к управлению розничными продажами» — 2016. — с. 35–38.;
  2. «5 важных шагов по созданию категориального менеджмента качества» — https://www.koganpage.com/article/5-key-steps-to-a-quality-category-management-implementation;
  3. Трачук А. В., Линдер Н. В. «Распространение электронных бизнес-инструментов в России: результаты эмпирического исследования» -Российский журнал менеджмента. — 2017. — С. 27–50;
  4. Безрукова Е. Л., ШохиреваЕ.Г. «Категорийный менеджмент как часть конкурентной стратегии компании» — 2015. — С. 44;
  5. «Почему «ВкусВилл» отказался от строгих начальников, KPI и бухгалтерии» — Официальный сайт retail.ru — 2020
Основные термины (генерируются автоматически): категорийный менеджмент, торговое предприятие, поставщик, внутренняя конкуренция, категория товаров, коммерческая компания, основная цель, строгое соблюдение стандартов, товарный ассортимент, эффективное управление.


Ключевые слова

ассортимент, ритейл, категорийный менеджмент, товарная категория, внедрение категорийного менеджмента
Задать вопрос