Анализ показателей деятельности Федерального казначейства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (353) март 2021 г.

Дата публикации: 10.03.2021

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Круглова, Т. В. Анализ показателей деятельности Федерального казначейства / Т. В. Круглова, Ю. А. Вагаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 225-228. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79111/ (дата обращения: 23.04.2021).



Федеральное казначейство играет колоссальную роль в организации и осуществлении контроля за исполнением бюджета. Представляя интересы государства, органы Федерального казначейства берут под контроль деятельность участников процесса исполнения бюджета. Они следят за целевым использованием бюджетных средств, выясняют обоснованность предназначаемых объемов финансирования. Поэтому исполнение бюджета через казначейскую систему сегодня является важным.

Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе довольно значительна, так как на него возложено исполнение бюджета, а так же осуществление управления доходами и расходами федерального бюджета и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства, распоряжение средствами, числящимися на соответствующих счетах.

По состоянию на 1 января 2019 года в системе Федерального казначейства числилось, включая центральный аппарат Федерального казначейства, 87 структурных единиц, в том числе: 84 управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (далее – МОУ), ФКУ «ЦОКР».

По состоянию на 1 января 2020 года в системе Федерального казначейства числилось, включая центральный аппарат Федерального казначейства, 89 структурных единиц, в том числе: 84 управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, МОУ, Межрегиональное бухгалтерское управление Федерального казначейства, Межрегиональное контрольно-ревизионное управление Федерального казначейства и ФКУ «ЦОКР».

Доходы, администрируемые Федеральным казначейством, зачислены в федеральный бюджет в 2019 г. на сумму 273 164 155,2 тыс. рублей, что на 14 873 660,1 тыс. рублей (на 5,8 %) превышает уточненный прогноз. Поступление главным образом обеспечено за счет доходов по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Фонда национального благосостояния (66,4 % общего объема доходов, администрируемых Федеральным казначейством), и доходов (операций) по соглашениям между государствами – членами Евразийского экономического союза (33,9 %).

Дебиторская задолженность по расчетам по доходам составила на 1 января 2020 года 305 408,4 тыс. рублей, кроме того, на забалансовом счете числится задолженность в сумме 94 736,36 тыс. рублей как нереальная (безнадежная) к взысканию. По сравнению с началом 2019 года объем задолженности увеличился на 45 213,3 тыс. рублей, или на 17,4 % (с учетом задолженности на забалансовом счете – на 46 760,07 тыс. рублей, или на 13,2 %). Более 90 % дебиторской задолженности приходится на суммы принудительного изъятия и доходы от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров).

Информация об объеме дебиторской задолженности Федерального казначейства по доходам на начало и конец 2019 года представлена в таблице 1.

Таблица 1

Объем дебиторской задолженности Федерального казначейства по доходам на начало и конец 2019 года (тыс. руб.)

Федеральным казначейством проводилась работа по взысканию дебиторской задолженности в части административных штрафов, принятой на балансовый учет по главе 100 «Федеральное казначейство» в рамках ликвидационных мероприятий по упразднению Росфиннадзора, в сумме 163,5 тыс. рублей. В 2019 году на исполнении находилось 13 постановлений. В порядке взаимодействия с ФССП России и МОУ в 2019 году взыскана задолженность на общую сумму 29,0 тыс. рублей. В принудительном порядке взыскан административный штраф по протоколу об административном правонарушении, составленному Федеральным казначейством в 2017 году по части 1 статьи 20.25 КоАП, в сумме 40,0 рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. № 459‑ФЗ бюджетные ассигнования на 2019 год по главе 100 «Федеральное казначейство» составили 36 852 221,6 тыс. рублей. Показатели сводной бюджетной росписи на 2019 год по главе 100 «Федеральное казначейство» превысили бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. № 459‑ФЗ (с изменениями), на 10 679 903,0 тыс. рублей, или на 29 %, и составили 47 532 124,6 тыс. рублей.

Кассовые расходы Федерального казначейства в 2019 году составили 45 645 737,3 тыс. рублей, или 96 % сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2019 год, в том числе по подразделам: 0106 «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора» – 45 599 520,7 тыс. рублей, или 96 %, 0705 «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации» – 2 372,4 тыс. рублей, или 30,8 %, 1003 «Социальное обеспечение населения» – 42 351,9 тыс. рублей, или 100 %, 1004 «Охрана семьи и детства» 1 492,2 тыс. рублей, или 75,9 %.

Федеральным казначейством кассовое исполнение расходов осуществлялось неравномерно: в I квартале – 15,4 % объема кассовых расходов, произведенных в целом за год, во II квартале – 24,8 %, в III квартале – 22,2 %, в IV квартале – 37,6 %. При этом в декабре 2019 года объем кассовых расходов составил 8 898 078,7 тыс. рублей, или 19,5 % общего объема расходов, произведенных в целом за год (в 2018 году этот показатель составлял 7 626 386,2 тыс. рублей, или 18 %).

Общий объем неиспользованных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств составил 1 886 387,3 тыс. рублей, или 4 % объема доведенных Федеральному казначейству лимитов бюджетных обязательств. Наибольший объем неисполненных бюджетных назначений, в сумме которых 1 295 555,7 тыс. рублей, или 71,7 % общего объема неисполненных бюджетных назначений, приходятся на закупку товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий.

В ходе проверки исполнения Федеральным казначейством федерального бюджета по расходам на информационно-коммуникационные технологии выявлены следующие нарушения:

— в нарушение пунктов 23 и 29 Правил № 365 Федеральным казначейством после доведения лимитов бюджетных обязательств на закупку товаров работ услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на общую сумму 1 431 909,1 тыс. рублей изменения в части финансирования и перечня мероприятий по информатизации в соответствии с параметрами доведенных лимитов бюджетных обязательств в утвержденный План информатизации Федерального казначейства на 2019 финансовый год и плановый период 2020 и 2021 годы не внесены и проект изменений в Минкомсвязь России на заключение не направлен;

— в нарушение пункта 27 Правил № 365, согласно которому финансированию за счет средств федерального бюджета подлежат только те мероприятия по информатизации, которые включены в утвержденный план информатизации, Федеральным казначейством в 2019 году до утверждения Плана информатизации Федерального казначейства на 2019 финансовый год и плановый период 2020 и 2021 годы, по данным на 1 марта 2019 года, осуществлено финансирование мероприятий по информатизации на общую сумму 789 687,4 тыс. рублей.

По состоянию на 1 января 2019 года дебиторская задолженность Федерального казначейства по расходам составила 465 093,6 тыс. рублей. В течение 2019 года она значительно уменьшилась на 388 474,3 тыс. рублей, или на 83,5 %, и составила на 31 декабря 2019 года 76 619,3 тыс. рублей (носит текущий характер).

Таблица 2

Динамика изменения дебиторской задолженности по расходам в отчетном периоде (тыс. руб.)

Динамика изменения дебиторской задолженности по расходам за 2019 год в сравнении с двумя предыдущими годами представлена в таблице 3.

Таблица 3

Изменения дебиторской задолженности по расходам за 2019 год в сравнении с двумя предыдущими годами (тыс. руб.)

Федеральным казначейством ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственного ему заказчика ФКУ «ЦОКР», предусмотренный статьей 100 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», осуществлялся на низком уровне, о чем свидетельствуют выявленные нарушения. Так, установлены факты несоблюдения ФКУ «ЦОКР» требований о размещении в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд поставщикам (исполнителям) извещений о проведении (отмене) электронных аукционов, протоколов подведения итогов электронных аукционов, что приводит к нарушению принципов обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков контрактной системы в сфере закупок.

В 2019 году исполнение расходов федерального бюджета по главе 100 «Федеральной казначейство» по государственной программе Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» составило 45 588 607,1 тыс. рублей, или 96 % показателя сводной бюджетной росписи на 2019 год, в том числе: по подпрограмме 2 «Повышение качества управления бюджетным процессом» – 45 588 607,1 тыс. рублей.

Установлены нарушения и недостатки при формирования и исполнения государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» в части: определения состава контрольных событий программы и мероприятий детального плана-графика реализации госпрограммы, соблюдения формы отражения в госпрограмме информации о ресурсном обеспечении реализации государственной программы Российской Федерации, приведения параметров финансового обеспечения реализации госпрограммы в отчетном 2019 году в соответствие с показателями сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 31 декабря 2019 года, равномерности распределения контрольных событий в течение 2019 года, а также в части описания ожидаемых результатов реализации мероприятий, ответственным исполнителем которых является Федеральное казначейство.

Анализ Сведений об управлении имуществом, находящимся в оперативном управлении, безвозмездном (возмездном) пользовании по состоянию на 1 января 2020 год показывает, что кассовые расходы Федерального казначейства на содержание недвижимого имущества, переданного в аренду в 2019 году (19 134,0 тыс. рублей) на 4 976,1 тыс. рублей больше, чем общая сумма, полученная от возмещения Федеральному казначейству расходов на коммунальные услуги арендаторами в отчетном периоде (12 127,7 тыс. рублей), и сумма доходов от перечисления арендаторами арендной платы в отчетном периоде (2 030,2 тыс. рублей). В соответствии с представленной Федеральным казначейством информацией сумма кассовых расходов восьми территориальных органов Федерального казначейства на содержание недвижимого имущества, переданного в аренду в 2019 году, составила 7 531,6 тыс. рублей. При этом возмещение арендаторами расходов на коммунальные услуги территориальным органам Федерального казначейства в 2019 году не производилось. Кроме того, по 28 договорам суммы возмещения территориальным органам Федерального казначейства арендаторами расходов на коммунальные услуги составляют от 0,04 тыс. рублей до 10,01 тыс. рублей в год. Также необходимо отметить, что многие договоры заключались в 1999 году и позднее, но индексация арендной платы и сумм возмещения расходов на коммунальные услуги не производилась. Данные факты свидетельствуют о неэффективном использовании имущества, находящегося в распоряжении территориальных органов Федерального казначейства, и средств федерального бюджета, выделяемых на их содержание.

Качество управления государственными финансами, осуществляемого Федеральным казначейством, Счетной палатой оценивается в 38,5 балла из 50 максимально возможных, что свидетельствует о недостаточном уровне управления государственными финансами в Федеральном казначействе.

Актуальность рассматриваемой проблемы обосновывается тем, что в настоящее время, при сложной структуре межбюджетных правоотношений в РФ, а также наличии несовершенства в качестве мероприятий контрольно-надзорной деятельности, проводимых, в том числе, со стороны органов Федерального казначейства, существует необходимость в совершенствовании способов обеспечения соблюдения финансового и бюджетного законодательства РФ, а также принципа своевременного возврата бюджетных средств в бюджет соответствующего уровня и предотвращения их нецелевого использования, предоставления сведений об их использовании со стороны объектов контроля.

Литература:

  1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // «Российская газета», N 153-154. – 12.08.1998.
  2. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 28.12.2020) «О Федеральном казначействе»// «Собрание законодательства РФ», 06.12.2004. – N 49. –ст. 4908,
  3. Итоговый доклад о результатах деятельности Федерального казначейства за 2019 год и основных направлениях деятельности на среднесрочную перспективу. Информация официального сайта Федерального казначейства: https://roskazna.gov.ru/o-kaznachejstve/plany-i-otchety/o-rezultatakh-raboty-fk/?year=2019
  4. Зубков А.К. Цифровизация деятельности казначейства России в рамках осуществления полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере// Экономика и предпринимательство. –2020. –№ 7 (120). –С. 977-979.
  5. Кеворкова М.Э. Повышение роли федерального казначейства в системе управления общественными финансами в современных условиях// Студенческий. –2020. – № 18-4 (104). –С. 9-14.
Основные термины (генерируются автоматически): Федеральное казначейство, рубль, дебиторская задолженность, федеральный бюджет, Российская Федерация, контрактная система, расход, исполнение бюджета, общая сумма, отчетный период.


Задать вопрос