Диагностика первичной адаптации к школе обучающихся первого класса с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (353) март 2021 г.

Дата публикации: 09.03.2021

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Штарёва, К. С. Диагностика первичной адаптации к школе обучающихся первого класса с задержкой психического развития / К. С. Штарёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79099/ (дата обращения: 23.04.2021).



Все учащиеся с задержкой психического развития испытывают более выраженные трудности в освоении учебной программы. Это связано с недостаточными познавательными способностями, специфическими нарушениями психологического развития, нарушениями в организации деятельности и поведения. Общими для всех учащихся с умственной отсталостью являются, так или иначе, выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп или неравномерность формирования познавательной деятельности.

Ключевые слова: адаптация, первоклассники, задержка психического развития.

В России, как и во всем современном мире, с каждым годом увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии. По данным ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» г. Москвы 2020 г. из всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья категория детей с задержкой психического развития является самой многочисленной и составляет 44 %. Распространенность же задержки психического развития у обучающихся начальных классов находится в диапазоне от 40 до 60 %.

Проблема задержки психического развития рассматривается с позиции изучения адаптационных процессов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что затруднения на этапе первичной адаптации способствуют нарушению всего учебного процесса у детей в образовательном учреждении.

Успешную адаптацию первоклассников к школьному обучению можно определить по таким критериям как, школьная мотивация, так как от нее зависит развитие познавательных интересов. Эмоционально-поведенческая сфера ребенка тоже влияет на то, как он адаптируется к обучению в школе. Сформированность произвольной сферы у ребенка необходима для того, чтобы он понимал и выполнял правила и требования взрослого, умел работать по образцу, так как это наиболее важная составляющая готовности к школе.

В результате чего подобраны методики по исследованию проблем первичной адаптации к школе обучающихся первого класса с задержкой психического развития:

− Карта наблюдений Д. Стотта;

− Методика для диагностики учебной мотивации школьников М. Р. Гинзбург;

− Проективная методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина;

− Проективный тест отношений к школе «Домики» О. А. Ореховой.

В эмпирической части работы подробно освещена процедура исследования на базе школы г. Зеленоград. В обследование принимали участие 15 детей с задержкой психического развития первого класса. Исследование проводилось в два этапа. Первичная диагностика проводилась в октябре 2020 года.

На основе сформированных результатов исследования оценки эмоциональной и поведенческой сфер были получены следующие показатели. В классе у 8 учащихся обнаружены серьезные нарушения поведения, что составило 53 % испытуемых этого класса, при этом 7 из них имеют доминирующий синдром, тогда как у одного отсутствие доминирующего синдрома. 27 % первоклассников показали незначительный коэффициент дезадаптации, у данных 4 испытуемых развитие эмоционально-волевой сферы соответствует условной норме. 20 % учащихся составляют группу риска, результаты всех этих 3 учеников свидетельствуют о серьезности нарушения механизмов личностной адаптации, но тем не менее соответствуют условной норме.

Анализ наблюдения поведенческой сферы свидетельствует о значительной серьезности нарушения механизмов личностной адаптации многих учащихся в ситуативных реакциях, некоторые первоклассники с задержкой психического развития находятся уже на грани клинических нарушений и нуждаются в специальной помощи, вплоть до вмешательства психоневролога.

В классе нет испытуемых с очень высоким уровнем мотивации, так как никто не набрал больше 12 баллов. Высокий уровень учебной мотивации выявлен только у одного испытуемого — 6 % от всего числа. Нормальный уровень учебной мотивации — 4 первоклассника, это составляет 27 %. Сниженный уровень учебной мотивации — 8 первоклассников, это составляет 53 %. Низкий уровень учебной мотивации — 1 первоклассник, это составляет 7 %. Также один из испытуемых, что тоже составляет 7 %, не смог выполнить задание, так как не понял инструкции.

Большинство первоклассников имеют сниженный уровень мотивации. У них преобладает игровой мотив, но это нормально, так как дети еще только адаптируются к обучению в школе. Далее идет оценочный и позиционный мотив, которые в данном случае рассматриваются как тревожные результаты. В первом классе не выставляются оценки, но это может говорить о том, что большинству испытуемых болезнено важно не допускать ошибок. Внешний мотив выбрало небольшое количество испытуемых, что свидетельствует о высокой побудительной силе при выполнении школьных заданий.

В 1 классе преимущественно средний уровень развития произвольной сферы (Рисунок 5), 8 учащихся показали такие результаты, что составляет 53 %. Количество первоклассников с уровнем ниже среднего и низким уровнем развития произвольной сферы суммарно составило 40 %, 1 и 5 человек соответственно. Уровня выше среднего нет ни у одного учащегося. Высокий уровень развития произвольной сферы показал только один учащийся в классе, что составило 7 %.

У большинства первоклассников возникли трудности в успешном выполнении графического диктанта. Учащиеся показали средний и низкий уровень развития произвольной сферы. Многим было тяжело справиться уже на тренировочном узоре. Дальнейшие узоры большинство детей выполнили только под диктовку, самостоятельно не продолжили узор правильно. Дополнительно при анализе обследования было выявлено, что мелкая моторика рук развита слабо, линии кривые, «дрожащие». Выполнение данной методики вызвало у первоклассников трудности в ориентации пространства, не все понимали инструкции с первого раза и не могли правильно нарисовать узор. Были перепутаны направления, что говорит о том, что эти дети были невнимательны. Больше половины учащихся не справились с выполнением заданий.

В 1 классе можно отметить преимущественно оптимальную работоспособность (Рисунок 7). Оптимальная работоспособность у 6 первоклассников, это составляет 40 %. Компенсируемое состояние усталости у 4 первоклассников, это составляет 27 %. Хроническое переутомление у одного учащегося, так же у одного испытуемого отмечено перевозбуждение. В классе 3 учащихся, составляющие 20 % класса, не удержали инструкции, что не позволило оценить их работу.

По результатам вегетативного показателя можно сказать, что в двух классах большинство учащихся с оптимальной работоспособностью. Эти первоклассники отличаются бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют их возможностям. Образ жизни позволяет учащимся восстанавливать затраченную энергию.

Полученные результаты констатирующего этапа исследования по четырем методикам отображают, что школьная адаптация большинства первоклассников с задержкой психического развития двух классов проходит неудовлетворительно. У большинства учащихся с задержкой обнаружены следующие проблемы адаптации: серьезные нарушения поведения, сниженный уровень учебной мотивации, низкий уровень развития произвольной сферы.

По результатам исследования необходимо с помощью формирующего эксперимента посредством разработки программы психолого-педагогического сопровождения первичной адаптации первоклассников с задержкой психического развития к обучению в школе и её реализации на экспериментальной группе, выявить насколько успешнее будут адаптироваться с помощью нее.

Литература:

  1. Дубровина И. В., Акимова М. К., Борисова Е. М. 'Рабочая книга школьного психолога' — Москва: Просвещение, 1991 — с.303Гинзбург, М. Р. Развитие мотивации учения у детей 6–8 лет [Текст] / М. Р. Гинзбург // В кн.: Особенности психического развития детей 6–8-летнего возраста. М., 1988г.
  2. Орехова, О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка [Текст] / О. А. Орехова. — СПб.: Речь, 2006. — 112 с.
  3. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие/Сост. Л. М. Семенюк. — 2-е изд., испр. — М.: Воронеж, 2003. — С. 219–222.
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, произвольная сфера, учебная мотивация, класс, уровень развития, учащийся, задержка, оптимальная работоспособность, первоклассник, личностная адаптация.


Задать вопрос