Диагностика первичной адаптации к школе обучающихся первого класса с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (353) март 2021 г.

Дата публикации: 09.03.2021

Статья просмотрена: 289 раз

Библиографическое описание:

Штарёва, К. С. Диагностика первичной адаптации к школе обучающихся первого класса с задержкой психического развития / К. С. Штарёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79099/ (дата обращения: 29.03.2024).



Все учащиеся с задержкой психического развития испытывают более выраженные трудности в освоении учебной программы. Это связано с недостаточными познавательными способностями, специфическими нарушениями психологического развития, нарушениями в организации деятельности и поведения. Общими для всех учащихся с умственной отсталостью являются, так или иначе, выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп или неравномерность формирования познавательной деятельности.

Ключевые слова: адаптация, первоклассники, задержка психического развития.

В России, как и во всем современном мире, с каждым годом увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии. По данным ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» г. Москвы 2020 г. из всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья категория детей с задержкой психического развития является самой многочисленной и составляет 44 %. Распространенность же задержки психического развития у обучающихся начальных классов находится в диапазоне от 40 до 60 %.

Проблема задержки психического развития рассматривается с позиции изучения адаптационных процессов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что затруднения на этапе первичной адаптации способствуют нарушению всего учебного процесса у детей в образовательном учреждении.

Успешную адаптацию первоклассников к школьному обучению можно определить по таким критериям как, школьная мотивация, так как от нее зависит развитие познавательных интересов. Эмоционально-поведенческая сфера ребенка тоже влияет на то, как он адаптируется к обучению в школе. Сформированность произвольной сферы у ребенка необходима для того, чтобы он понимал и выполнял правила и требования взрослого, умел работать по образцу, так как это наиболее важная составляющая готовности к школе.

В результате чего подобраны методики по исследованию проблем первичной адаптации к школе обучающихся первого класса с задержкой психического развития:

− Карта наблюдений Д. Стотта;

− Методика для диагностики учебной мотивации школьников М. Р. Гинзбург;

− Проективная методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина;

− Проективный тест отношений к школе «Домики» О. А. Ореховой.

В эмпирической части работы подробно освещена процедура исследования на базе школы г. Зеленоград. В обследование принимали участие 15 детей с задержкой психического развития первого класса. Исследование проводилось в два этапа. Первичная диагностика проводилась в октябре 2020 года.

На основе сформированных результатов исследования оценки эмоциональной и поведенческой сфер были получены следующие показатели. В классе у 8 учащихся обнаружены серьезные нарушения поведения, что составило 53 % испытуемых этого класса, при этом 7 из них имеют доминирующий синдром, тогда как у одного отсутствие доминирующего синдрома. 27 % первоклассников показали незначительный коэффициент дезадаптации, у данных 4 испытуемых развитие эмоционально-волевой сферы соответствует условной норме. 20 % учащихся составляют группу риска, результаты всех этих 3 учеников свидетельствуют о серьезности нарушения механизмов личностной адаптации, но тем не менее соответствуют условной норме.

Анализ наблюдения поведенческой сферы свидетельствует о значительной серьезности нарушения механизмов личностной адаптации многих учащихся в ситуативных реакциях, некоторые первоклассники с задержкой психического развития находятся уже на грани клинических нарушений и нуждаются в специальной помощи, вплоть до вмешательства психоневролога.

В классе нет испытуемых с очень высоким уровнем мотивации, так как никто не набрал больше 12 баллов. Высокий уровень учебной мотивации выявлен только у одного испытуемого — 6 % от всего числа. Нормальный уровень учебной мотивации — 4 первоклассника, это составляет 27 %. Сниженный уровень учебной мотивации — 8 первоклассников, это составляет 53 %. Низкий уровень учебной мотивации — 1 первоклассник, это составляет 7 %. Также один из испытуемых, что тоже составляет 7 %, не смог выполнить задание, так как не понял инструкции.

Большинство первоклассников имеют сниженный уровень мотивации. У них преобладает игровой мотив, но это нормально, так как дети еще только адаптируются к обучению в школе. Далее идет оценочный и позиционный мотив, которые в данном случае рассматриваются как тревожные результаты. В первом классе не выставляются оценки, но это может говорить о том, что большинству испытуемых болезнено важно не допускать ошибок. Внешний мотив выбрало небольшое количество испытуемых, что свидетельствует о высокой побудительной силе при выполнении школьных заданий.

В 1 классе преимущественно средний уровень развития произвольной сферы (Рисунок 5), 8 учащихся показали такие результаты, что составляет 53 %. Количество первоклассников с уровнем ниже среднего и низким уровнем развития произвольной сферы суммарно составило 40 %, 1 и 5 человек соответственно. Уровня выше среднего нет ни у одного учащегося. Высокий уровень развития произвольной сферы показал только один учащийся в классе, что составило 7 %.

У большинства первоклассников возникли трудности в успешном выполнении графического диктанта. Учащиеся показали средний и низкий уровень развития произвольной сферы. Многим было тяжело справиться уже на тренировочном узоре. Дальнейшие узоры большинство детей выполнили только под диктовку, самостоятельно не продолжили узор правильно. Дополнительно при анализе обследования было выявлено, что мелкая моторика рук развита слабо, линии кривые, «дрожащие». Выполнение данной методики вызвало у первоклассников трудности в ориентации пространства, не все понимали инструкции с первого раза и не могли правильно нарисовать узор. Были перепутаны направления, что говорит о том, что эти дети были невнимательны. Больше половины учащихся не справились с выполнением заданий.

В 1 классе можно отметить преимущественно оптимальную работоспособность (Рисунок 7). Оптимальная работоспособность у 6 первоклассников, это составляет 40 %. Компенсируемое состояние усталости у 4 первоклассников, это составляет 27 %. Хроническое переутомление у одного учащегося, так же у одного испытуемого отмечено перевозбуждение. В классе 3 учащихся, составляющие 20 % класса, не удержали инструкции, что не позволило оценить их работу.

По результатам вегетативного показателя можно сказать, что в двух классах большинство учащихся с оптимальной работоспособностью. Эти первоклассники отличаются бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют их возможностям. Образ жизни позволяет учащимся восстанавливать затраченную энергию.

Полученные результаты констатирующего этапа исследования по четырем методикам отображают, что школьная адаптация большинства первоклассников с задержкой психического развития двух классов проходит неудовлетворительно. У большинства учащихся с задержкой обнаружены следующие проблемы адаптации: серьезные нарушения поведения, сниженный уровень учебной мотивации, низкий уровень развития произвольной сферы.

По результатам исследования необходимо с помощью формирующего эксперимента посредством разработки программы психолого-педагогического сопровождения первичной адаптации первоклассников с задержкой психического развития к обучению в школе и её реализации на экспериментальной группе, выявить насколько успешнее будут адаптироваться с помощью нее.

Литература:

  1. Дубровина И. В., Акимова М. К., Борисова Е. М. 'Рабочая книга школьного психолога' — Москва: Просвещение, 1991 — с.303Гинзбург, М. Р. Развитие мотивации учения у детей 6–8 лет [Текст] / М. Р. Гинзбург // В кн.: Особенности психического развития детей 6–8-летнего возраста. М., 1988г.
  2. Орехова, О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка [Текст] / О. А. Орехова. — СПб.: Речь, 2006. — 112 с.
  3. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие/Сост. Л. М. Семенюк. — 2-е изд., испр. — М.: Воронеж, 2003. — С. 219–222.
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, произвольная сфера, учебная мотивация, класс, уровень развития, учащийся, задержка, оптимальная работоспособность, первоклассник, личностная адаптация.


Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших...

Это напрямую связано с дальнейшим психологическим, личностным и социальным развитием [2]. Процесс адаптации во многом зависит от мотивационной, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных функций, коммуникативных навыков, сферы взаимодействия с учителем. Несформированность любой из данных сфер может являться одной из причин, которые приводят к той или иной форме дезадаптации [7].

Психологическая диагностика выражается в виде углубленного психолого-педагогического изучения учащихся, в течение всего этапа обучения, определение склонностей личности, ее индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, выявление механизмов нарушений в учебной деятельности, социальной адаптации [4]. Данное направление работы...

Влияние психологической готовности к школе на процесс...

К личностной готовности относят наличие учебной мотивации (мотивационная готовность) и развитие коммуникативных навыков ребенка, т. е. умение установить отношения со сверстниками (социальная готовность). Если ребенок активно участвует в играх, внимательно слушает воспитателя и других взрослых, то это сигнализирует о достаточной личностной готовности. Напротив, если ребенок имеет трудности в общении со сверстниками и взрослыми, не может прислушиваться к мнению другого, работать в команде, излагать свою точку зрения, то стоит говорить о том, что дошкольник не имеет полноценной личностной готовности к школе. Серьезного внимания требует формирование волевой готовности будущего первоклассника.

Особенности адаптации первоклассников к школе

С развитием мышления другие функции тоже интеллектуализируются и становятся произвольными [8, с.76]. Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка — рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший — плохой. Эту оценку «себя» ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди.

В-четвертых, одной из острых проблем выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей. От того, как пройдет адаптация у первоклассника на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

Особенности адаптации первоклассников к обучению...

Адаптацию первоклассников оценивают с разных позиций: – Учебная — как, с каким результатом ребенок добивается учебных целей; – Поведенческая — оценивается, как ребенок контролирует себя, уровень концентрации внимания, как направляет свое поведение

Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе ее посещение не вызывает отрицательных эмоций; понимает учебный материал; сосредоточен, когда занят чем-то интересным; добросовестно выполняет общественные поручения; отношения в

Таким образом, ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде является адаптированным школьником [5]. Таким образом, подводя итог рассмотрения вопроса...

Понятие, средства и факторы адаптации первоклассников...

Сложность адаптации первоклассников к новым условиям и новой деятельности определяет необходимость тщательного учета всех факторов, влияющих на процесс и результат адаптации к школьному обучению. По мнению М. М. Безруких, школьная адаптация представляет собой процесс

Социальная или личностная готовность ребенка к обучению в школе подразумевает потребность общения со сверстниками, умение подчиняться законам группы, принятие роли ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также наличие навыка самопрезентации.

Не менее важным фактором успешной адаптации ребенка к обучению в школе является содержание обучения и методика преподавания. Данный фактор подразумевает под собой рациональную организацию учебных занятий и режима дня, а также соответствие...

Социально-психологическая адаптация первоклассников...

Статья посвящена актуальной медико-гигиенической проблеме социально-психологической адаптации первоклассников к условиям школьного обучения и прогнозированию ее нарушений в первый год обучения в школе в связи с изменениями привычного стереотипа ребенка.

Ключевые слова: адаптация, здоровье, динамический стереотип, дезадаптация, первый год обучения в школе. Первый год обучения в школе является наиболее сложным периодом жизни ребенка, так происходит смена привычного динамического стереотипа. Не случайно, именно первый класс, относят к одному из переломных периодов детства. При наличии уже имеющихся хронических соматических заболеваний, стресс, сопутствующий данному этапу жизни ребенка, способствует ухудшению морфофункциональных показателей организма первоклассников [2...

Социальная адаптация первоклассников | Статья в журнале...

 Период адаптации первоклассника связан с трансформацией ранее сложившихся у него стереотипов поведения и навыков жизнедеятельности, что приводит не только к ряду затруднений во взаимодействии с окружающим миром в повседневной жизни, но и нередко приводит к ухудшению учебных успехов. В первом классе наблюдается резкое снижение мотивации ребенка посещать школу и учиться, падение познавательного интереса связано именно с трудностями адаптационного периода.

психологическая готовность, школьное обучение, ребенок, уровень адаптации, школа, учебная деятельность, личностная готовность, интеллектуальная готовность, дошкольное образование, будущий первоклассник. Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

Факторы адаптации детей к школе | Статья в сборнике...

На успешную адаптацию младших школьников влияют различные факторы: возрастные и индивидуально-психологический особенности ребенка, физическое и психическое здоровье, уровень готовности к школе (интеллект, мотивация учения, желание учится, умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию, организовывать поведение и деятельность, развитие психофизиологических функций, уровень умственной и познавательной активности), возраст начала систематического обучения, особенности школьной ситуации, отношения с учителями и одноклассниками, микроклимат. в семье, а также его личностные качества и основные параметры психического развития [6]. Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько выделили позитивные и негативные факторы приспособления детей к школе.

Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника.

10 Составление рекомендаций по повышению уровня развития психических свойств, психических познавательных процессов первоклассников. 11 Знакомство с данными диагностического обследования и получение рекомендаций классными руководителями 1-А и 1-Б классов.

ребенок, социальная адаптация, школа, методика, уровень, позиция школьника, социальная адаптация первоклассника, учебная деятельность, учебный процесс, школьная мотивация. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников... Проблема адаптации в педагогической психологии. Ключевые слова: адаптация, личностный адаптационный потенциал, адаптационная модель психолого-педагогического.

Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации младших...

Это напрямую связано с дальнейшим психологическим, личностным и социальным развитием [2]. Процесс адаптации во многом зависит от мотивационной, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных функций, коммуникативных навыков, сферы взаимодействия с учителем. Несформированность любой из данных сфер может являться одной из причин, которые приводят к той или иной форме дезадаптации [7].

Психологическая диагностика выражается в виде углубленного психолого-педагогического изучения учащихся, в течение всего этапа обучения, определение склонностей личности, ее индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, выявление механизмов нарушений в учебной деятельности, социальной адаптации [4]. Данное направление работы...

Влияние психологической готовности к школе на процесс...

К личностной готовности относят наличие учебной мотивации (мотивационная готовность) и развитие коммуникативных навыков ребенка, т. е. умение установить отношения со сверстниками (социальная готовность). Если ребенок активно участвует в играх, внимательно слушает воспитателя и других взрослых, то это сигнализирует о достаточной личностной готовности. Напротив, если ребенок имеет трудности в общении со сверстниками и взрослыми, не может прислушиваться к мнению другого, работать в команде, излагать свою точку зрения, то стоит говорить о том, что дошкольник не имеет полноценной личностной готовности к школе. Серьезного внимания требует формирование волевой готовности будущего первоклассника.

Особенности адаптации первоклассников к школе

С развитием мышления другие функции тоже интеллектуализируются и становятся произвольными [8, с.76]. Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка — рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший — плохой. Эту оценку «себя» ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди.

В-четвертых, одной из острых проблем выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей. От того, как пройдет адаптация у первоклассника на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

Особенности адаптации первоклассников к обучению...

Адаптацию первоклассников оценивают с разных позиций: – Учебная — как, с каким результатом ребенок добивается учебных целей; – Поведенческая — оценивается, как ребенок контролирует себя, уровень концентрации внимания, как направляет свое поведение

Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе ее посещение не вызывает отрицательных эмоций; понимает учебный материал; сосредоточен, когда занят чем-то интересным; добросовестно выполняет общественные поручения; отношения в

Таким образом, ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде является адаптированным школьником [5]. Таким образом, подводя итог рассмотрения вопроса...

Понятие, средства и факторы адаптации первоклассников...

Сложность адаптации первоклассников к новым условиям и новой деятельности определяет необходимость тщательного учета всех факторов, влияющих на процесс и результат адаптации к школьному обучению. По мнению М. М. Безруких, школьная адаптация представляет собой процесс

Социальная или личностная готовность ребенка к обучению в школе подразумевает потребность общения со сверстниками, умение подчиняться законам группы, принятие роли ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также наличие навыка самопрезентации.

Не менее важным фактором успешной адаптации ребенка к обучению в школе является содержание обучения и методика преподавания. Данный фактор подразумевает под собой рациональную организацию учебных занятий и режима дня, а также соответствие...

Социально-психологическая адаптация первоклассников...

Статья посвящена актуальной медико-гигиенической проблеме социально-психологической адаптации первоклассников к условиям школьного обучения и прогнозированию ее нарушений в первый год обучения в школе в связи с изменениями привычного стереотипа ребенка.

Ключевые слова: адаптация, здоровье, динамический стереотип, дезадаптация, первый год обучения в школе. Первый год обучения в школе является наиболее сложным периодом жизни ребенка, так происходит смена привычного динамического стереотипа. Не случайно, именно первый класс, относят к одному из переломных периодов детства. При наличии уже имеющихся хронических соматических заболеваний, стресс, сопутствующий данному этапу жизни ребенка, способствует ухудшению морфофункциональных показателей организма первоклассников [2...

Социальная адаптация первоклассников | Статья в журнале...

 Период адаптации первоклассника связан с трансформацией ранее сложившихся у него стереотипов поведения и навыков жизнедеятельности, что приводит не только к ряду затруднений во взаимодействии с окружающим миром в повседневной жизни, но и нередко приводит к ухудшению учебных успехов. В первом классе наблюдается резкое снижение мотивации ребенка посещать школу и учиться, падение познавательного интереса связано именно с трудностями адаптационного периода.

психологическая готовность, школьное обучение, ребенок, уровень адаптации, школа, учебная деятельность, личностная готовность, интеллектуальная готовность, дошкольное образование, будущий первоклассник. Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

Факторы адаптации детей к школе | Статья в сборнике...

На успешную адаптацию младших школьников влияют различные факторы: возрастные и индивидуально-психологический особенности ребенка, физическое и психическое здоровье, уровень готовности к школе (интеллект, мотивация учения, желание учится, умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию, организовывать поведение и деятельность, развитие психофизиологических функций, уровень умственной и познавательной активности), возраст начала систематического обучения, особенности школьной ситуации, отношения с учителями и одноклассниками, микроклимат. в семье, а также его личностные качества и основные параметры психического развития [6]. Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько выделили позитивные и негативные факторы приспособления детей к школе.

Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника.

10 Составление рекомендаций по повышению уровня развития психических свойств, психических познавательных процессов первоклассников. 11 Знакомство с данными диагностического обследования и получение рекомендаций классными руководителями 1-А и 1-Б классов.

ребенок, социальная адаптация, школа, методика, уровень, позиция школьника, социальная адаптация первоклассника, учебная деятельность, учебный процесс, школьная мотивация. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников... Проблема адаптации в педагогической психологии. Ключевые слова: адаптация, личностный адаптационный потенциал, адаптационная модель психолого-педагогического.

Задать вопрос