В представленной работе рассматривается одно из направлений экологической политики — экологическое воспитание и формирование экологической культуры населения. Определяются условия для эффективной реализации данного направления экологической политики в регионах.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, экологическая политика.
Экологическому воспитанию в настоящее время уделяется особое внимание во всем мире, что связано с пониманием важности широкомасштабных усилий по сохранению естественной природной среды обитания всего живого на планете. В своем докладе Генеральный секретарь ООН, еще в 2000 году выразил озабоченность низким уровнем реального понимания экологических проблем и сохранением условий жизни на планете для будущих поколений.
Сложилось понимание, что именно уровень общественной экологической культуры во многом определяет природоохранную деятельность государства и различных некоммерческих организаций. Экологическое воспитание и эколого-просветительская деятельность способствуют формированию рациональной природопользовательской политике государства. Кроме того, воспитательный и образовательный процесс способствуют развитию экологических прав и обязанностей граждан, формированию общественного экологического мировоззрения [4, с. 232].
В 2014 году В. В. Путин утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г»., в данном документе прописаны основные направления по реализации экологической политики в регионах. Одним из направлений экологической политики является осуществление экологического воспитания и формирование экологической культуры среди всех слоев населения.
Таким образом, вопросы развития экологического воспитания и образования являются весьма актуальными и требуют постоянного совершенствования и внедрения, в практическую деятельность, начиная с раннего дошкольного возраста и заканчивая возрастной категорией людей пенсионного возраста.
Проблемой экологического образования и воспитания занимаются многие ученые и исследователи, как в России, так и за рубежом. Нельзя не упомянуть А. Н. Захлебных, доктора педагогических наук, им опубликовано белее 150 работ, и все они посвящены различным аспектам экологического образования. А. Н. Захлебный занимался не только теоретическими вопросами экологического образования, но и вел большую практическую деятельность по внедрению новых форм организации педагогической деятельности с целью формирования экологической культуры [2, 3].
Большой вклад в пропаганду экологических идей внесла И. Т. Суравегина. В частности, И. Т. Суравегиной разработаны методические рекомендации по организации и проведению занятий по курсу «Экология» в школе.
Большое внимание уделяется и дополнительному образованию, которое решает социальные задачи по внедрению новых идей в процесс экологического воспитания и формирования экологической культуры населения, в этом направлении работают Е. Б. Евладова, А. А. Попов, О. Г. Тавстуха.
Активно исследовались и продолжают исследоваться аспекты дошкольного экологического образования, данные вопросы представлены в работах С. Т. Шацкого, М. Б. Коваль, А. Я. Журкиной.
Результатом экологического воспитания является сформированная экологическая культура. В литературных источниках дается несколько определений «экологической культуры». Например, Ю. В. Новиков определяет экологическую культуру — как ответственное отношение человека за состояние окружающей среды, а также поведение в сознательном ограничении материальных потребностей каждого человека [6].
Большинство авторов под «экологической культурой» понимают ту часть человеческой культуры, которая включает человеческое мышление и деятельность, связанную с окружающей природной средой.
Экологическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой и национальной культур [1]. Экологическая культура включает в себя систему общественных отношений, материальных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей средой. Экологическая культура постоянно формулируется в общественном сознании и поведении через жизнь и деятельность поколений посредством постоянного экологического образования и просвещения; это способствует здоровому образу жизни, духовному развитию общества, устойчивому социально-экономическому развитию и экологической безопасности общества и людей [5].
Сложившуюся во второй половине ХХ века экологическую обстановку в мире прямо пропорционально связывают с низким уровнем экологической культуры людей. Вернуть утраченное равновесие и гармонию в отношениях «человек — природа» поможет, как считают многие исследователи и общественные деятели, воспитание экологической культуры населения.
Основу экологической культуры, большинство авторов видят в научном, нравственном, эстетическом и природоохранном аспекте.
Анализ исследовательских работ по экологическому воспитанию и образованию, показывает, что основная деятельность в этом направлении проводится с возрастными категориями детей и молодежью. Образовательный процесс по формированию экологической культуры осуществляется в основном в школах и в учебных учреждениях, и практически не уделяется внимание просветительской деятельности среди трудоспособного населения и людей пенсионного возраста, которые могут и должны играть ощутимую роль в реализации экологической политики государства в регионах. На наш взгляд, при реализации экологической политики необходимо продумывать просветительские акции, направленные на повышение экологической грамотности всех слоев населения.
Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа: в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. Осуществляя просветительскую деятельность, нужно учитывать региональные особенности территорий, в том числе и сложившиеся культурные и природопользовательские традиции коренного населения. Многие коренные народы России имеют опыт предков, которые жили в полной гармонии с окружающей средой. В качестве примера можно привести быт многих коренных народов севера — селькупов, саамов, юкагиров, долганов и многих других. С современной точки зрения, их деятельность является безотходной и не наносит ущерба окружающей среде. Следует изучать и возрождать подобные традиции природопользования, передавать их будущим поколениям.
Для эффективной реализации одного из направлений экологической политики — экологического воспитания и формирование экологической культуры среди всех слоев населения, в регионах необходимо создать определенные условия, которые будут заключаться:
– в разработке программ экологического просвещения населения для разных возрастных категорий;
– разработка систем стимулирования экологического образования;
– создание материальной базы для экологического воспитания — экологических троп, экологических территорий…
– проведение массовых экологических мероприятий с участием всех слоев населения, как развлекательных, так и практической направленности;
– поддержание волонтерского движения и некоммерческих организаций в области охраны окружающей природной среды и всестороннее позиционирование данной деятельности.
Экологическая политика, осуществляемая в регионах, обязательно должна реализовываться и по направлению экологического воспитания населения. Целью экологического воспитания является постепенное формирование экологической культуры, которая проявляется в бережном и ответственном отношении к природе.
Сущность экологического воспитания определяется задачами, которые могут быть реализованы по средствам просветительской деятельности:
– формирование убежденности в необходимости сбережения естественной природной среды;
– обеспечение собственного и общественного здоровья;
– осознание необходимости активного участия в деятельности по охране природы, пропаганде экологического познания;
– понимание универсальной значимости природы, как для человеческого общества, так и в целом для существования планеты.
Экологическое воспитание должно начинаться не со школьного возраста, а практически с первых дней жизни ребенка, когда он начинает осмысливать окружающий мир, формировать свое отношение к окружающим предметам и продолжается на протяжении всей жизни человека.
Литература:
- Виситова, Л. С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы [Электронный ресурс] / Л. С. Виситова. — Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 15–18. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8732/
- Захлебный, А. Н. Дзятковская, С. В. Ермаков, Д.С., Мамедов, Н.М., Панов В. Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития / Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. — 2012. № 2. С. 4–15.
- Захлебный, А.Н., Дзятковская Е. Н. Модели содержания экологического образования в новой школе // Педагогика. 2010. № 9. С.38–44
- Лосев, А.В, Провадкин, Г. Г. Социальная экология. / А. В. Лосев, Г. Г. Провадкин. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998–317 с. (232)
- Маркова, М. Н. Роль экологического воспитания и образования в формировании экологического мышления [Электронный ресурс] / М. Н. Маркова // Вестник ПАГС. 2011. № 2. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-ekologicheskogo-vospitaniya-i-obrazovaniya-v-formirovanii-ekologicheskogo-myshleniya
- Новиков, Ю. В. Экология, окружающая среда и человек: учебное пособие для вузов, средней школы и колледжей. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. 386 с.