Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Экологическое воспитание как одно из приоритетных направлений экологической политики

Педагогика
14.03.2021
2423
Поделиться
Библиографическое описание
Губанова, Л. В. Экологическое воспитание как одно из приоритетных направлений экологической политики / Л. В. Губанова, Н. В. Гетте. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79075/.


В представленной работе рассматривается одно из направлений экологической политики — экологическое воспитание и формирование экологической культуры населения. Определяются условия для эффективной реализации данного направления экологической политики в регионах.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, экологическая политика.

Экологическому воспитанию в настоящее время уделяется особое внимание во всем мире, что связано с пониманием важности широкомасштабных усилий по сохранению естественной природной среды обитания всего живого на планете. В своем докладе Генеральный секретарь ООН, еще в 2000 году выразил озабоченность низким уровнем реального понимания экологических проблем и сохранением условий жизни на планете для будущих поколений.

Сложилось понимание, что именно уровень общественной экологической культуры во многом определяет природоохранную деятельность государства и различных некоммерческих организаций. Экологическое воспитание и эколого-просветительская деятельность способствуют формированию рациональной природопользовательской политике государства. Кроме того, воспитательный и образовательный процесс способствуют развитию экологических прав и обязанностей граждан, формированию общественного экологического мировоззрения [4, с. 232].

В 2014 году В. В. Путин утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г»., в данном документе прописаны основные направления по реализации экологической политики в регионах. Одним из направлений экологической политики является осуществление экологического воспитания и формирование экологической культуры среди всех слоев населения.

Таким образом, вопросы развития экологического воспитания и образования являются весьма актуальными и требуют постоянного совершенствования и внедрения, в практическую деятельность, начиная с раннего дошкольного возраста и заканчивая возрастной категорией людей пенсионного возраста.

Проблемой экологического образования и воспитания занимаются многие ученые и исследователи, как в России, так и за рубежом. Нельзя не упомянуть А. Н. Захлебных, доктора педагогических наук, им опубликовано белее 150 работ, и все они посвящены различным аспектам экологического образования. А. Н. Захлебный занимался не только теоретическими вопросами экологического образования, но и вел большую практическую деятельность по внедрению новых форм организации педагогической деятельности с целью формирования экологической культуры [2, 3].

Большой вклад в пропаганду экологических идей внесла И. Т. Суравегина. В частности, И. Т. Суравегиной разработаны методические рекомендации по организации и проведению занятий по курсу «Экология» в школе.

Большое внимание уделяется и дополнительному образованию, которое решает социальные задачи по внедрению новых идей в процесс экологического воспитания и формирования экологической культуры населения, в этом направлении работают Е. Б. Евладова, А. А. Попов, О. Г. Тавстуха.

Активно исследовались и продолжают исследоваться аспекты дошкольного экологического образования, данные вопросы представлены в работах С. Т. Шацкого, М. Б. Коваль, А. Я. Журкиной.

Результатом экологического воспитания является сформированная экологическая культура. В литературных источниках дается несколько определений «экологической культуры». Например, Ю. В. Новиков определяет экологическую культуру — как ответственное отношение человека за состояние окружающей среды, а также поведение в сознательном ограничении материальных потребностей каждого человека [6].

Большинство авторов под «экологической культурой» понимают ту часть человеческой культуры, которая включает человеческое мышление и деятельность, связанную с окружающей природной средой.

Экологическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой и национальной культур [1]. Экологическая культура включает в себя систему общественных отношений, материальных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей средой. Экологическая культура постоянно формулируется в общественном сознании и поведении через жизнь и деятельность поколений посредством постоянного экологического образования и просвещения; это способствует здоровому образу жизни, духовному развитию общества, устойчивому социально-экономическому развитию и экологической безопасности общества и людей [5].

Сложившуюся во второй половине ХХ века экологическую обстановку в мире прямо пропорционально связывают с низким уровнем экологической культуры людей. Вернуть утраченное равновесие и гармонию в отношениях «человек — природа» поможет, как считают многие исследователи и общественные деятели, воспитание экологической культуры населения.

Основу экологической культуры, большинство авторов видят в научном, нравственном, эстетическом и природоохранном аспекте.

Анализ исследовательских работ по экологическому воспитанию и образованию, показывает, что основная деятельность в этом направлении проводится с возрастными категориями детей и молодежью. Образовательный процесс по формированию экологической культуры осуществляется в основном в школах и в учебных учреждениях, и практически не уделяется внимание просветительской деятельности среди трудоспособного населения и людей пенсионного возраста, которые могут и должны играть ощутимую роль в реализации экологической политики государства в регионах. На наш взгляд, при реализации экологической политики необходимо продумывать просветительские акции, направленные на повышение экологической грамотности всех слоев населения.

Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа: в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. Осуществляя просветительскую деятельность, нужно учитывать региональные особенности территорий, в том числе и сложившиеся культурные и природопользовательские традиции коренного населения. Многие коренные народы России имеют опыт предков, которые жили в полной гармонии с окружающей средой. В качестве примера можно привести быт многих коренных народов севера — селькупов, саамов, юкагиров, долганов и многих других. С современной точки зрения, их деятельность является безотходной и не наносит ущерба окружающей среде. Следует изучать и возрождать подобные традиции природопользования, передавать их будущим поколениям.

Для эффективной реализации одного из направлений экологической политики — экологического воспитания и формирование экологической культуры среди всех слоев населения, в регионах необходимо создать определенные условия, которые будут заключаться:

– в разработке программ экологического просвещения населения для разных возрастных категорий;

– разработка систем стимулирования экологического образования;

– создание материальной базы для экологического воспитания — экологических троп, экологических территорий…

– проведение массовых экологических мероприятий с участием всех слоев населения, как развлекательных, так и практической направленности;

– поддержание волонтерского движения и некоммерческих организаций в области охраны окружающей природной среды и всестороннее позиционирование данной деятельности.

Экологическая политика, осуществляемая в регионах, обязательно должна реализовываться и по направлению экологического воспитания населения. Целью экологического воспитания является постепенное формирование экологической культуры, которая проявляется в бережном и ответственном отношении к природе.

Сущность экологического воспитания определяется задачами, которые могут быть реализованы по средствам просветительской деятельности:

– формирование убежденности в необходимости сбережения естественной природной среды;

– обеспечение собственного и общественного здоровья;

– осознание необходимости активного участия в деятельности по охране природы, пропаганде экологического познания;

– понимание универсальной значимости природы, как для человеческого общества, так и в целом для существования планеты.

Экологическое воспитание должно начинаться не со школьного возраста, а практически с первых дней жизни ребенка, когда он начинает осмысливать окружающий мир, формировать свое отношение к окружающим предметам и продолжается на протяжении всей жизни человека.

Литература:

  1. Виситова, Л. С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы [Электронный ресурс] / Л. С. Виситова. — Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 15–18. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8732/
  2. Захлебный, А. Н. Дзятковская, С. В. Ермаков, Д.С., Мамедов, Н.М., Панов В. Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития / Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. — 2012. № 2. С. 4–15.
  3. Захлебный, А.Н., Дзятковская Е. Н. Модели содержания экологического образования в новой школе // Педагогика. 2010. № 9. С.38–44
  4. Лосев, А.В, Провадкин, Г. Г. Социальная экология. / А. В. Лосев, Г. Г. Провадкин. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998–317 с. (232)
  5. Маркова, М. Н. Роль экологического воспитания и образования в формировании экологического мышления [Электронный ресурс] / М. Н. Маркова // Вестник ПАГС. 2011. № 2. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-ekologicheskogo-vospitaniya-i-obrazovaniya-v-formirovanii-ekologicheskogo-myshleniya
  6. Новиков, Ю. В. Экология, окружающая среда и человек: учебное пособие для вузов, средней школы и колледжей. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. 386 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
экологическое воспитание
экологическая культура
экологическая политика
Молодой учёный №11 (353) март 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 163-165):
Часть 3 (стр. 131-197)
Расположение в файле:
стр. 131стр. 163-165стр. 197

Молодой учёный