Формирование многоуровневой улично-дорожной сети с учетом пешеходной доступности и экологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №11 (353) март 2021 г.

Дата публикации: 17.03.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Жуков, В. И. Формирование многоуровневой улично-дорожной сети с учетом пешеходной доступности и экологии / В. И. Жуков, У. О. Пугачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79024/ (дата обращения: 23.04.2021).



В статье рассмотрены вопросы, связанные с решением задачи интеграции городского пространства в формате многофункционального транспортного комплекса.

Ключевые слова: улично-дорожная сеть, транспорт, городская среда.

Формирование и устойчивое развитие территориального пространства городской среды крупной, современной системы расселения (города, мегаполиса, агломерации) определяется составом приоритетных направлений экономического роста, защиты окружающей среды, поддержки стандартов комфорта и безопасности среды проживания, развития и воспроизводства транспортной инфраструктуры, при одном из двух возможных способов развития доступной территории (рис. 1) [1]:

 компактной и динамично (интенсивно) развивающейся территориальной структуры;

 экстенсивно разрастающейся территории вокруг существующей застройки.

а) развитие компактной территориальной структуры (включая центральное ядро застройки)

б) развитие разрастающейся территории (вокруг центрального ядра застройки)

Рис. 1. Возможные направления перспективного развития функционально-территориальной структуры современной системы расселения

Принятый способ развития территории городской среды определяет особенности состояния и развития соответствующей транспортной системы, виды, количество и показатели функциональной эффективности транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры [2,3].

Протяженность необходимых транспортных магистралей увеличивается одновременно с расширением городской застройки и развитием системы расселения. Одновременно с этим увеличивается время, которое требуется для доставки пассажиров и грузов, количество и грузоподъемность (пассажировместимость) транспортных средств. Формирование масштабных и протяженных объектов городских магистралей при минимальном учете их ландшафтной и градостроительной организации приводит к ухудшению показателей транспортной доступности.

Рассмотренные аспекты находят соответствующее отражение в организации транспортной системы города и улично-дорожной сети (УДС) в частности. УДС является важным структурным градостроительным элементом, характеризующим, уровень мобильности и транспортной доступности центральных и периферийных районов городского пространства [4].

Вместе с тем градостроительная организация УДС в современных системах расселения требует отвода значительного количества открытых и доступных для застройки территорий городской среды с целью устройства объектов транспортной инфраструктуры и инженерных коммуникаций.

Развитие городской транспортной системы (транспортных потоков), одновременно с увеличением селитебного пространства, становится причиной ограничений передвижения жителей без использования транспортных средств, нарушений целостности городской среды, повышения уровня экологической нагрузки.

Поиск рационального градостроительного и инфраструктурного решения вопросов интеграции транспортной, экономической, социальной функций УДС становится актуальной задачей в контексте обеспечения условий экономического роста, комфорта, безопасности городского пространства [1,5].

Оптимизация использования транспортных магистралей и инфраструктурных объектов городской транспортной системы может быть реализована посредством интеграции городской среды в формате многофункциональных линейно-узловых комплексов на базе существующей УДС.

На Рисунке 2 представлена схема организации (реорганизации) инфраструктурных элементов УДС в многофункциональный транспортный комплекс [6].

Схема организации структурных элементов УДС в составе многофункционального транспортного комплекса

Рис. 2. Схема организации структурных элементов УДС в составе многофункционального транспортного комплекса

На Рисунке 3 представлен вариант решения транспортной магистрали.

Схема организации транспортной магистрали (транспорта)

Рис. 3. Схема организации транспортной магистрали (транспорта)

На рисунке 4 представлен вариант решения линейного (узлового) многофункционального транспортного комплекса.

Схема организации линейного (узлового) многофункционального транспортного комплекса

Рис. 4. Схема организации линейного (узлового) многофункционального транспортного комплекса

В представленной на рисунках 1÷3 концепции градостроительного решения многофункционального транспортного комплекса можно выделить следующие основные аспекты:

− транспортная функция остается ведущей, но не определяющей в структуре многофункционального транспортного комплекса. Дополнительные, прикладные функции, взаимодействуя и дополняя, способы сформировать целостную систему общественно-производственно-коммуникативного пространства;

− оптимизация условий и скорости передвижения пассажиров в структуре многофункционального транспортного комплекса способствует повышению качества состояния УДС;

− интеграция и оптимизация доступного для застройки пространства городской среды осуществляется в формате многоуровневых (подземных, наземных и надземных) объектов транспортной инфраструктуры: транспортных магистралей и линейно-узловых комплексов;

− организация (реорганизация) инфраструктурных элементов УДС в многофункциональный транспортный комплекс сопровождается организацией (оптимизацией) пешеходных и велосипедных коридоров, зон рекреации и коммуникаций в составе прилегающих территорий, без нарушения целостности и визуально-эстетического восприятия городской среды.

Особенности многоуровневого размещения функциональных зон различного назначения, «удельный вес» каждой функции, состав и количество необходимых площадей, очередность их реализации определяют итоговые объемно-планировочные, конструктивные и функционально-технологические параметры градостроительного образования.

Литература:

1. Алексеев Ю. В. Градостроительное проектирование. — М.: Директ-Медиа, 2019.

2. Вукан Р. Вучик. Транспорт в городах, удобных для жизни. — М.: Территория будущего, 2011.

3. Каменев С. Н. Транспортные сооружения. — М.: ИН-ФОЛИО, 2010.

4. Михайлов А. Ю., Головных И. М. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей городов. — Новосибирск: Наука, 2004.

5. Кудрявцев А. П., Гнедовский Ю. П., Маслов Н. В. Национальная доктрина градостроительства России. Концепция градостроительной политики России на начало XXI века. — М.: Эдиториал УРСС, 2001.

6. Солодкий А. И., Горев А. Э., Бондарева Э. Д. Транспортная инфраструктура. — М.: Юрайт, 2016.

Основные термины (генерируются автоматически): многофункциональный транспортный комплекс, городская среда, схема организации, транспортная инфраструктура, современная система расселения, городская транспортная система, городское пространство, градостроительная организация, транспортная доступность, транспортная магистраль.


Задать вопрос