Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Смирнова, А. В. Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста / А. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 85-89. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77600/ (дата обращения: 19.04.2024).



Родной язык есть единственное орудие, посредством которого

мы усваиваем идеи, знания, а потом передаем их.

К. Д. Ушинский

В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-педагогами, родителями и непосредственно с воспитанниками детского сада.

Ключевые слова: ребенок, ранний возраст, детский сад, речевое развитие детей, младший дошкольный возраст, логопедическая помощь, логопедический пункт.

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8— 1 года до 3–4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. А речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает влияние на всю его последующую жизнь.

К сожалению, уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста, поступающих в наш детский сад, в большинстве случаев не соответствует возрастной норме. Многие дети младших групп, имеют проблемы в речевом и познавательном развитии. Действительно, в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы. По данным разных авторов, ППЦНС встречается в 83,3 % случаев и является фактором риска возникновения у ребенка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии. Такой неврологический фон, несомненно, сказывается на развитии ребенка в целом, и на речевом, в частности.

На логопедический пункт, где проводятся занятия, дети попадают в 5–6 лет с уже сформировавшимися и закрепленными дефектами произношения, нарушениями речевого дыхания, фонематического слуха, с многочисленными аграмматизмами в речи и т.д, это влечет за собой недостаточную готовность к школьному обучению. Иногда складываются ситуации, что в связи с поздним началом оказания логопедической помощи не удается до конца сформировать чистую речь у ребёнка к моменту поступления в школу. А это в свою очередь, негативно отражается на обучении грамоте и письму, создает психологические проблемы у первоклассника.

На наш взгляд, коррекционно-развивающую работу в дошкольном учреждении, не имеющем специальных логопедических групп, нужно начинать как можно раньше.

Проводя диагностическое обследование детей младших групп детского сада, мы столкнулась с нарушениями речевого развития у детей раннего возраста (до 3-х лет), которые на наш взгляд, можно компенсировать на начальном этапе обучения.

Поскольку в условиях логопункта не отводится специального времени на работу, направленную на коррекцию нарушений речевого развития у детей раннего возраста, то мы приняли решение разработать проект, направленный на профилактику речевого недоразвития у детей 2–5 лет.

Целью данного проекта стало создание условий,способствующих полноценному речевому развитию ребёнка дошкольного возраста как условию успешного развития и обучения в школе.

Данный проект представляет собой следующую модель взаимодействия всех субъектов образовательного процесса:

Задачи проекта:

  1. Определение уровня речевого развития детей второго года жизни.
  2. Разработка системы педагогических мероприятий по повышению уровня речевого развития детей второго-пятого года жизни.
  3. Реализация педагогических мероприятий по направлениям:

– коррекционно-развивающие игры с детьми логопедической направленности;

– проведение логопедической ритмики в группах раннего возраста;

– просвещение педагогов и родителей;

– обучение педагогов и родителей доступным методам профилактики и коррекции речевых нарушений.

Ожидаемые результаты

– Высокий уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста и, как следствие, достаточный уровень готовности этих детей к началу школьного обучения.

– Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в сфере речевого и общего психического развития детей.

– Увеличение объема методических разработок мероприятий по профилактике и коррекции речевых нарушений, общему психическому развитию дошкольников.

Рассмотрим более подробно каждое из направлений.

Речевые пятиминутки — как приемы речевого развития.

Речевые пятиминутки -способствуют развитию всех компонентов речи, психических процессов (памяти, внимания, мышления) у детей.

Они составляются на неделю и посвящены одной лексической теме. К каждой лексической теме подбирается речевой материал в соответствии с возрастом, определяются развивающие цели и приемы их реализации;

C:\Users\user\Desktop\IMG-20181010-WA0000.jpg

Состоят из следующих блоков:

– работа по развитию артикуляционного аппарата;

– развитие речевого дыхания;

– развитие лексико-грамматических категорий на определённой лексической теме;

– работа над общей и мелкой моторикой.

Данный формат наиболее удобен молодым специалистам, поскольку включает в себя готовый материал для работы. Так же предусматривается вариативность использования тех или иных упражнений, педагог может добавлять или адаптировать предлагаемый материал в соответствии с речевыми возможностями детей и своими профессиональными компетенциями.

«Клуб заботливых родителей» — эффективное средство просвещения родителей.

C:\Users\user\Desktop\логопункт 2018-2019\1.jpg

Многие родители, благодаря разнообразию специальной литературы, ресурсам Интернет, пытаются самостоятельно повысить свою психолого-педагогическую компетентность. Однако отметим, что далеко не вся печатная продукция, а также материалы, размещенные на различных сайтах Интернет, соответствуют современным стандартам образования и носят действительно развивающий характер. А значит, специалисты ДОУ должны установить непосредственный контакт с семьей, в основе которого лежат интересы ребенка.

Просветительская и коррекционная работа в нашем детском саду включает в себя традиционные формы, но практика показывает, что этого недостаточно, так как оказывается она в большей степени тем родителям, чьи воспитанники посещают речевую группу и логопедический пункт.

Возникла необходимость в поиске такой формы работы с родителями, чтобы логопедическую помощь смогли получить все желающие.

Обсудив с педагогами различные формы, мы пришли к выводу, о необходимости создания родительского клуба. Это объединение родителей, активно занимающихся развитием своих детей и заинтересованных в квалифицированной логопедической помощи. Его целью является оказание теоретической и практической помощи родителям в развитии речи детей, посещающих ДОУ и профилактике речевых нарушений, в том числе и детей раннего возраста.

C:\Users\user\Desktop\логопункт 2018-2019\2.jpg К

Клуб является одним из компонентов воспитательно — образовательного процесса, где родители могут получить знания и практические умения, способствующие речевому развитию детей.


Логопедическая ритмика — как одна из эффективных форм профилактики речевых нарушений.

Наиболее удобной формой для нас стало проведение коррекционно-развивающих мероприятий с детьми раннего возраста в форме логоритмических занятий.

Такие занятия всегда очень интересны детям, поскольку проводятся в игровой форме, с большим количеством дидактического материала, обязателен сказочный персонаж (различные животные- игрушки, кукла Маша), которые проводят занятие и показывает артикуляционные упражнения. Кроме того, логоритмическое занятие позволяет включать не только чисто логопедические упражнения (на развитие речевого дыхания, фонематического слуха, артикуляционная и пальчиковая гимнастика), но и игры, направленные на расширение словарного запаса детей, грамматического строя речи, на развитие всех видов внимания и памяти. И все это сочетается с упражнениями на развитие общей моторики, координации движений и развитие мышечного тонуса; кроме того, занятия направлены на формирование чувства ритма, умение выполнять упражнения по образцу и т. д.

C:\Users\user\Desktop\детский сад _РАЗНОЕ\для публикации\06.jpg

Логоритмика — комплексная методика, направленная на профилактику речевых нарушений у детей. Ритмическая организация является основой жизни. Все окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и много другое подчинено определенному ритму.

В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, овладевают простейшими артикуляционными упражнениями, что способствует развитию и тренировке органов артикуляции. Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями.

C:\Users\user\Desktop\детский сад _РАЗНОЕ\для публикации\05.jpg

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал не заучивается. Главная задача педагога — создание на занятиях атмосферы праздника, радости.

C:\Users\user\Desktop\детский сад _РАЗНОЕ\для публикации\13.jpg

Подводя итоги проекта «Грамотейка», начатого в 2016 учебном году, можно отметить следующее: за прошедший период у детей младших дошкольных групп повысилась речевая активность, значительно расширился словарный запас.

У детей, которые сейчас посещают старшие группы нашего детского сада снизился процент тяжелых нарушений речи, уменьшилось количество речевых нарушений различной этиологии. Родители отмечают возросшую познавательную активность и расширение представлений об окружающем детей.

Мы в свою очередь, отмечаем возросшую активность родителей, которые регулярно интересуются успехами своих ребят и с удовольствием принимают участие в проводимых мероприятиях. Еще рано говорить об окончательных результатах, но на наш взгляд, основная цель – привлечение внимания к речевому развитию детей раннего возраста, нами достигнута.

Литература:

  1. Е. Н. Краузе, Логопедия, — С-Пб. КОРОНА принт, 2005 г.
  2. О. А. Новиковская. Логоритмика -, С-Пб. КОРОНА принт, 2005 г.
  3. М. Ю. Картушина, Логоритмика для малышей, — Москва, Сфера, 2005г.
  4. Н. А. Рычковская, Логопедическая ритмика — Москва, Гном-пресс, 1998г.
  5. В. А. Калягин, Когда ребенок плохо говорит — С-Пб., Каро, 2004г.
  6. Истоки, Базисная программа развития ребенка-дошкольника — Москва, изд. дом Карапуз, 1997 г.
  7. Е. А. Алябьева, Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения — Москва, Сфера, 2006 г.
  8. Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина, Раннее детство: познавательное развитие — Москва, Мозаика-Синтез, 2000 г.
  9. Г. М. Лямина, Воспитание и развитие детей раннего возраста — Москва, Просвещение, 1981 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, ребенок, детский сад, речевое развитие детей, младший дошкольный возраст, родитель, логопедическая помощь, логопедический пункт, речевое дыхание, речевое развитие.


Похожие статьи

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как...

Для организации логопедической работы с детьми раннего возраста я изучила методическую литературу таких авторов, как Е.Янушко «Помогите малышу заговорить», методические пособия Самойловой И. М. «Организация работы логопеда с детьми 1–3 лет в условиях дошкольного логопедического пункта», Кирилловой Е. В. «Логопедическая работа с безречевыми...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми

Правильно сформированное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи

Родители следят за дыханием своих детей и контролируют его. Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики

Организация работы по формированию процесса речевого...

 Ранний возраст — этап становления и быстрого совершенствования речевых функций, то есть это сензитивный (благоприятный, актуальный) период развития речи. В процессе освоения родной речи ребенок овладевает как фонетической, так и семантической (смысловой) её сторонами. Искажённые слова и слова — обрывки постепенно исчезают из речевого оборота и...

Индивидуальное сопровождение семьи по вопросам речевого...

информирование родителей о нервно-психическом развитии детей младшего дошкольного возраста и его влияние на речевое

Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, младший дошкольный возраст, речевое развитие...

Что такое логопункт? | Статья в журнале «Вопросы дошкольной...»

Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу. Логопункт в ДОУ нужен для организации своевременной логопедической помощи, для предупреждения и преодоления специфических ошибок в устной и письменной речи детей.

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного...

А специализированная логопедическая помощь в системе образования оказывается детям с патологией речи после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился.

Поэтому сегодня остается актуальной проблема раннего выявления и профилактики нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста (с момента поступления в ДОУ) и организации...

Логопедическая работа детьми дошкольного возраста...

Основными нашими задачами логопедической помощи детям дошкольного возраста являются: формирования

- развитие у детей с речевой патологией свободного общения со взрослыми и детьми

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья.

Актуальные проблемы, состояние и перспективы развития...

Дошкольный логопедический пункт — наиболее «молодая» форма организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи. К сожалению, по данной модели

− создание коррекционного блока специалистов, обеспечивающих работу с детьми раннего возраста с отклонениями речевого развития (с включением дополнительной ставки...

Особенности логопедической работы с детьми раннего...

Дети с задержкой психического развития (особенно относительно раннего возраста) плохо подражают действиям взрослого, их внимание трудно привлечь и удержать, для них

развивать дыхание. Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, ребенок, логопедическая работа, речь, предмет, речевое развитие детей, речевое развитие...

Похожие статьи

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как...

Для организации логопедической работы с детьми раннего возраста я изучила методическую литературу таких авторов, как Е.Янушко «Помогите малышу заговорить», методические пособия Самойловой И. М. «Организация работы логопеда с детьми 1–3 лет в условиях дошкольного логопедического пункта», Кирилловой Е. В. «Логопедическая работа с безречевыми...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми

Правильно сформированное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи

Родители следят за дыханием своих детей и контролируют его. Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики

Организация работы по формированию процесса речевого...

 Ранний возраст — этап становления и быстрого совершенствования речевых функций, то есть это сензитивный (благоприятный, актуальный) период развития речи. В процессе освоения родной речи ребенок овладевает как фонетической, так и семантической (смысловой) её сторонами. Искажённые слова и слова — обрывки постепенно исчезают из речевого оборота и...

Индивидуальное сопровождение семьи по вопросам речевого...

информирование родителей о нервно-психическом развитии детей младшего дошкольного возраста и его влияние на речевое

Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, младший дошкольный возраст, речевое развитие...

Что такое логопункт? | Статья в журнале «Вопросы дошкольной...»

Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу. Логопункт в ДОУ нужен для организации своевременной логопедической помощи, для предупреждения и преодоления специфических ошибок в устной и письменной речи детей.

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного...

А специализированная логопедическая помощь в системе образования оказывается детям с патологией речи после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился.

Поэтому сегодня остается актуальной проблема раннего выявления и профилактики нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста (с момента поступления в ДОУ) и организации...

Логопедическая работа детьми дошкольного возраста...

Основными нашими задачами логопедической помощи детям дошкольного возраста являются: формирования

- развитие у детей с речевой патологией свободного общения со взрослыми и детьми

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья.

Актуальные проблемы, состояние и перспективы развития...

Дошкольный логопедический пункт — наиболее «молодая» форма организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи. К сожалению, по данной модели

− создание коррекционного блока специалистов, обеспечивающих работу с детьми раннего возраста с отклонениями речевого развития (с включением дополнительной ставки...

Особенности логопедической работы с детьми раннего...

Дети с задержкой психического развития (особенно относительно раннего возраста) плохо подражают действиям взрослого, их внимание трудно привлечь и удержать, для них

развивать дыхание. Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, ребенок, логопедическая работа, речь, предмет, речевое развитие детей, речевое развитие...

Задать вопрос