Поддержка родителей, имеющих ребенка с ОВЗ, в инклюзивном пространстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мумладзе, С. Н. Поддержка родителей, имеющих ребенка с ОВЗ, в инклюзивном пространстве / С. Н. Мумладзе, Н. А. Толочек. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77597/ (дата обращения: 23.04.2021).



Согласно приказу Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 принят федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО вступил в силу 1 января 2014 года и обеспечивает равные возможности полноценного развития каждому ребенку в период дошкольного детства, независимо от психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), предписывает включение содержания коррекционной работы или инклюзивного образования в основную образовательную программу дошкольного образования каждого дошкольного учреждения, которое посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ).

На территории Российской Федерации официально зафиксировано порядка двух миллионов детей-инвалидов разной категории. Весь спектр положений, на которых базируется внедрение инклюзивного образования в ДОУ, закреплены в Федеральных документах.

Правительство РФ десять лет назад подписало Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье 24 говорится, что каждый ребенок-инвалид имеет право на участие в образовательном процессе, вне зависимости от уровня его знаний и этапа обучения. В 2011 году правительство рассмотрело и подписало программу «Доступная среда», в рамках которой проводится интеграция детей с ограниченными возможностями с социумом. С 2014 года инклюзивное обучение начали активно внедрять не только в общеобразовательные заведения, но и в дошкольные заведения. Цель данного решения — адаптация, социализация, обучение и поддержка детей с ограниченными возможностями на всем жизненном пути: начиная с дошкольного возраста и заканчивая трудоустройством.

Родители, воспитывающие детей с ОВЗ, знают, что такие дети обычно посещают дошкольные учреждения компенсирующего вида или воспитываются в компенсирующих группах, в которых созданы специальные условия. Однако, последние несколько лет ситуация в корне изменилась. На сегодняшний день дошкольные образовательные организации реализуют инклюзивный подход в образовании. Безусловно, одним из важнейших принципов инклюзивного образование будет принцип партнерского взаимодействия с семьей. В рамках данного принципа главной задачей специалиста (воспитателя) является установление доверительных партнерских отношений с родителями или близкими ребенка, внимательного отношения к запросам родителей и др.

Как правило, с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья увеличиваются материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы. Анализ показал, что среди семей с детьми с ОВЗ самый большой процент составляют неполные материнские семьи. У 15 % родителей произошел развод по причине рождения ребенка-инвалида, мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэтому к проблемам семьи ребенка с ОВЗ прибавляются проблемы неполной семьи.

Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологических ресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условий семьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию. Появление в семье ребенка с ОВЗ всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

Нередко семьи с детьми с ОВЗ испытывают отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения, и дети с ОВЗ практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ОВЗ в театр, кино, зрелищные мероприятия и т. д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества.

Выделяют 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т. д.; со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов.

В своей работе педагоги нашего ДОУ опираются на позиции третьего типа семьи. На первом этапе вновь поступившего в дошкольное учреждение ребенка с ОВЗ наши педагоги ставят первичную цель — адаптации ребенка и семьи к новым условиям. Получив информацию о семье ребенка, педагоги составляют совместный план оказания ей помощи, разрабатываются рекомендации родителям, как следует помочь ребенку адаптироваться. План адаптации составляется совместно воспитателями с психологом.

Одним из важнейших факторов решения данной проблемы является грамотная и ответственная позиция родителей ребенка, помогающих своему ребенку плавно «влиться» в детский коллектив, придерживаясь рекомендаций педагогов. Педагоги готовят для родителей особого ребенка информацию о возможных трудностях адаптации, их причинах, особенностях взаимодействия с ребенком в адаптационный период. Так, воспитатель может порекомендовать родителям для облегчения контакта со сверстниками обучать ребенка правильно здороваться с группой детей, предлагать сверстникам свои игрушки, просить разрешения играть с чужими игрушками. Правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Отправляясь в детский сад, ребенку следует брать с собой только те игрушки, которыми он готов поделиться со сверстниками.

Ребёнок с ОВЗ — особый ребенок, он требует больше внимания и заботы, однако взрослым не следует все делать за него. Приучение к самообслуживанию дома и в детском саду будет способствовать развитию самостоятельности. Для благополучной адаптации ребенка к условиям ДОУ необходимо проявлять терпение и последовательность, предъявлять ребенку одинаковые требования в детском саду и дома. В процессе адаптации воспитатели группы обговаривают с родителями особенности малыша, его нужды и потребности в домашней обстановке, чтобы спроектировать единые условия пребывания в семье и учреждении.

Родителям воспитанника с ОВЗ следует помнить, что приспособившись к условиям ДОУ, их ребенок почувствует себя полноценным участником образовательного процесса и сможет иметь возможность быть так же успешным, как и его сверстники.

Родителям, чтобы выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны специальные знания: педагогические, психологические, медицинские.

Образовательное направление включает помощь родителям в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей и их просвещение. Помощь в воспитании осуществляется путем создания специальных воспитывающих ситуаций в целях укрепления воспитательного потенциала семьи. Данное направление основано на использовании педагогической модели помощи семьи. Одним из действенных способов образовательного направления и оказания помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, является организация детско-родительских встреч. При подготовке детско-родительской встречи педагогический поиск направлен на те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников. Во время проведения мероприятия педагоги создают условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми, при этом внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка с ОВЗ. Совместная деятельность во время проведения детско-родительских встреч способствует решению следующих задач:

– развитие самостоятельности через предоставление помощи.

– обогащение коммуникативного и нравственного опыта.

– формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность.

– исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности.

– подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме.

– исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию.

– рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом).

Активное привлечение родителей к совместной деятельности педагог-ребенок-родители, панируемой с учетом интересов и возможностей ребенка, вселяет в родителей надежду на помощь, понимание, взаимообогащение знаниями, опытом, полезной информацией, расширяет круг общения.

Таким образом, гармонично организованная работа педагогов образовательных учреждений с семьями, имеющими детей с ОВЗ — гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса, адаптации детей- инвалидов в детском коллективе.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, детский сад, ограниченная возможность здоровья, семья ребенка, детский коллектив, дошкольное образование, инклюзивное образование, образовательное направление.


Задать вопрос