Организация инклюзивного образования в группе общеразвивающей направленности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кондаурова, Е. С. Организация инклюзивного образования в группе общеразвивающей направленности / Е. С. Кондаурова, А. Г. Храмова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 70-73. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77594/ (дата обращения: 23.04.2021).



Статья посвящена проблеме образования и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группе нормотипичных сверстников. Дано описание создания специальных образовательных условий в группе. Имя ребёнка с ограниченными возможностями здоровья изменено.

Ключевые слова : инклюзивное образование, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, адаптированная образовательная программа, специальные условия.

Один из основных принципов ФГОС ДО — индивидуализация образования, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее, ОВЗ). Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении (далее, ДОУ) — инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка.

Прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с ОВЗ — одна из примет нашего времени. Родители и педагоги стали лучше сознавать потребность таких ребят в любви, внимании, поощрении; они убедились в том, что эти дети могут, так же как и другие, с пользой для себя учиться в школе, активно отдыхать и участвовать в жизни общества.

На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате совместной работы психологов и дефектологов они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Успешность социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна зависит от благоприятных социальных условий и способов взаимодействия с окружающей действительностью

Но как воспитателю организовать образовательный процесс в группе, которую посещает наравне со всеми ребёнок с ОВЗ? Как реализовать в группе две образовательные программы — ООП ДО и адаптированную образовательную программу (далее, АОП) для ребёнка с ОВЗ?

Поделимся своим небольшим опытом, так как нашу группу общеразвивающей направленности посещал ребёнок — инвалид с ОВЗ, Алина (диагноз — синдром Дауна). Для Алины ежегодно разрабатывалась в ДОУ индивидуальная программа — АОП. За основу коррекционно-развивающей работы взята Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). При составлении АОП учитывались данные ИПРА ребёнка-инвалида, заключение и рекомендации ПМПК, индивидуальные особенности ребёнка.

Пять образовательных областей ООП ДО МАДОУ д/с № 1 были адаптированы под особые образовательные потребности и возможности ребёнка, во время проведения НОД мы использовали разно уровневое содержание занятия, для Алины назначались дети-помощники. Дети — помощники ответственно относились к возложенной на них задаче, они с удовольствием применяли свою роль и в свободной деятельности. Учили Алину буквам, разучивали с ней стихи и песни, часто играли в «школу», где наша воспитанница примеряла на себя роль «Ученицы». Так же дети помогали нашей воспитаннице в умении следить за собой, мы вместе с девочками прививали Алине желание «быть красивой», «следить за своим внешним видом», «любить себя».

В группах нами была создана безопасная предметно-пространственная среда, учитывающая особенности и характер нарушений здоровья ребёнка, способствующая её включению в социальную жизнь:

– наличие в группе игрушек предыдущей возрастной группы; игрушки, отражающие реальные предметы окружающего мира, соответствующие жизненным ситуациям (купание, чаепитие, прогулка и т. д.);

– картинки с изображением последовательности действий — для формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков (алгоритмы деятельности);

– дидактические игры для стимуляции ориентировочно-исследовательской и речевой деятельности;

– дидактические игры на установление причинно-следственных связей между изображаемыми предметами и явлениями, временной последовательности;

– игрушки, отражающие реальные предметы окружающего мира и помогающие моделировать жизненные ситуации — железная дорога, парковка, автозаправка и др.;

– последовательные картинки, структурирующие деятельность ребёнка в течение дня и обеспечивающие предсказуемость событий (пиктограмма режима дня, умывания, одевания, дежурства);

– зрительные опорные сигналы, которые помогают ребёнку сосредоточиться на актуальной в данный момент информации (режим дня, календарь, последовательность выполнения задания, работы и т. д.);

– книги разной степени сложности;

– кукольный театр.

Для развития сенсорной сферы мы подобрали картотеку дидактических игр: на развитие восприятия формы, различение цвета, формирование целостного восприятия, развитие тактильно-зрительного восприятия, развитие слухового восприятия, развитие пространственной и временной ориентировки. Также нами было изготовлено и подобран материал для упражнений в сенсомоторном развитии: бизиборды (настольные и настенные), бусы деревянные крупные, шнуровки, вкладывающиеся коробочки, вкладыши, пирамидки, матрёшки, клубочки, «Тактильные дощечки», сенсорные книжки; оборудование для упражнения с сыпучими материалами. Мы активно в работе с Алиной использовали возможности дидактического материала: «Блоки Дьенеша» и «Счетные палочки Кюизенера», которые очень эффективны в работе над развитием сенсомоторной сферы. Для закрепления материала все игры предлагали родителям домой. Большое значение уделялось индивидуальной работе, широко использовали пальчиковые игры, игровой массаж шариком су-джок и эластичным кольцом, игры на развитие зрительно-моторной координации. Для развития наглядно-образного мышления, формирования мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения мы использовали пособия В. В. Воскобовича. Алине очень нравились такие игры как «Чудо-крестики», «Кораблик Плюх-Плюх», «Волшебные фонарики». Одним из любимых занятий была работа с «Игровизором». Ребята из группы привлекали Алину в сюжетно-ролевые игры, она с удовольствием примеряла на себя различные роли: пациента, доктора, сестры, продавца, парикмахера и многие другие. Участие в таких играх дает возможность ребенку подготовиться к социальной жизни вне сада, а так же через сюжетную игру закладываются нормы и основы поведения в обществе.

Участие детей в выставках детского творчества и выставках совместного творчества, организация в ДОУ персональных выставках, оформление стен рисунками детей — радует детей и их родителей, позволяют увидеть своего ребёнка с другой стороны, демонстрирует всему саду успешность детей с ОВЗ в продуктивных видах деятельности. Поэтому нашу воспитанницу мы постоянно привлекали к участию в творческих конкурсах (конкурс рисунков, поделок, вокальный конкурс) разного уровня.

C:\Users\НАТАЛЬЯ\Desktop\Кулакова\IMG_20161014_112233.jpg IMG_20160429_101305

Достижения Алины за два года посещения нашей группы (старшая и подготовительная к школе группа):

— I Региональный фестиваль детских идей, номинация «Банк весёлых затей», победитель 1 место, 2017 год.

— Всероссийский творческий конкурс «Очарование осени», диплом 1 степени, 2017 год.

— Городской конкурс конкурса «Пасхальная открытка 2018», 3 место, 2018 год.

— IX Международный фестиваль детского творчества «Созвездие юных талантов Поволжья», номинация «Декоративно-прикладное искусство», диплом лауреата I степени, 2018 год.

— IX Международный фестиваль детского творчества «Созвездие юных талантов Поволжья», номинация «Эстрадная песня», лауреат I степени. 2018 год.

C:\Users\НАТАЛЬЯ\Downloads\DSC_0004.JPG D:\DCIM\100ANDRO\DSC_1497.JPG

А какую радость приносит ребёнку и его семье первые успехи в конкурсах детского творчества! Возможность выйти на сцену, получить награду, позволяет «особому» ребёнку и его семье чувствовать себя со всеми единым целым, быть такими как все.

Вместе со специалистами, реализующими коррекционный раздел АОП, мы ведём работу по повышению педагогической компетенции членов семей: индивидуальные консультации, тематические и проблемные круглые столы, мастер — классы, игровые тренинги. На тематических встречах и круглых столах с родителями обсуждаем вопросы:

- Какие изменения произошли, с ребёнком?

- А что так и не изменилось?

- Какие изменения в себе как родителях / бабушке / дедушке почувствовали за время общения со специалистами?

- Каких следующих шагов в развитии ожидаете от ребенка в ближайшем будущем?

- Каким видите свое участие в этих изменениях?

Такие встречи также позволяют обозреть успехи за год, одновременно коснувшись темы нереализованных ожиданий. Проговаривая произошедшие за год изменения в развитии ребёнка, родитель имеет возможность еще раз сфокусироваться на переменах, произошедших в ребенке, на своей роли в этих переменах, отрефлексировать изменения в отношениях с ребенком.

Для повышения профессиональной компетентности в вопросах образования детей с ОВЗ мы постоянно участвуем в мероприятиях разного уровня, организованных ГАУ ДПО «ВГАПО», ГБСУ СО ЦРДИ «Надежда».

За время посещения ДОУ нашей «особой» воспитанницей Алиной произошли позитивные изменения в её социализации и развитии творческих способностей (повысилась степень общительности, стало выше эмоциональное реагирование на ситуацию, появилась положительная динамика развития музыкальных способностей, повысилась самостоятельность в разных видах деятельности, проявился интерес и желание к изобразительной деятельности). Родители Алины отмечают результативность проводимой нами работы, а родители воспитанников с нормативным развитием считают, что инклюзивное образование благотворно влияет на нравственное воспитание их детей. Посещение Алиной обычной группы позволило подготовить ее сверстников к принятию особенных детей, сформировать толерантное отношение к окружающим, развить навык помощи и поддержки нуждающимся. Сегодня наша Алина школьница.

По отзывам родителей и учителей мы узнали, что девочка проявляет лидерские способности в классе, с удовольствием идет на контакт как с детьми, так и со взрослыми. Продолжает развивать творческие навыки, участвует в конкурсах по изобразительной деятельности. Педагоги школы отмечают, что Алина пришла в образовательное учреждение подготовленной, с удовольствием посещает все уроки, занимается с упорством и неприсущей таким детям усидчивостью.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; //. URL: http://www.consultant.ru
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru.
  3. Молоканова Н. В., Билялова Н. А., Конькова И. Н., Гоношилова В. В. Реализация принципов индивидуализации в процессе инклюзивного образования в дошкольном учреждении общеразвивающей направленности // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6. — С. 94–99.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детское творчество, ограниченная возможность здоровья, группа, игра, инклюзивное образование, развитие, адаптированная образовательная программа, изобразительная деятельность, Международный фестиваль.


Задать вопрос