Инновационные технологии в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кармазина, Ю. А. Инновационные технологии в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью / Ю. А. Кармазина, И. С. Писановская, У. А. Савинкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 64-68. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77591/ (дата обращения: 23.04.2021).



В статье представлен опыт использования педагогами МДОУ инновационных технологий в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Данные технологии позволяют достичь гармоничного и всестороннего развития ребенка в различных видах деятельности.

Ключевые слова: инновации, интеллектуальная недостаточность, развитие, технологии, бизиборд, ландшафтный стол, меловой конструктор, «Дары Фрёбеля», интерактивная доска, «Волшебный экран».

Дети с интеллектуальной недостаточностью — это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к обучению и воспитанию. У них наблюдаются нарушения в развитии психических процессов (восприятия, памяти, словесно-логического мышления, речи), недостаточный уровень познавательной активности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. При нарушениях интеллекта ведущими неблагоприятными факторами являются слабая любознательность и замедленная обучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость нового. Работая с умственно отсталыми детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование инновационных технологий, эффективность которых очевидна.

Инновация это внедрение нового.

Инновационные технологии это система методов и приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.

Среди многообразия современных образовательных методов и приемов работы с детьми мы выбрали те, которые, на наш взгляд, в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию программного материала, и наиболее полно решают задачи развития детей с умственной отсталостью.

Мы представляем следующие инновационные технологии, включение которых, в образовательную деятельность, способствуют формированию у детей устойчивого интереса к познавательной, игровой, продуктивной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к занятиям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании:

– Интерактивная доска позволяет: объединять огромное количество демонстрационного материала, освобождает от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры; значительно расширяют возможности предъявляемого познавательного материала; позволяют повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями; усиливают эффективность усвоения материала; повышают скорость приёма и переработки информации для лучшего запоминания ее детьми.

– Меловой конструктор: представляет собой детали деревянного конструктора и столешницы (игровое поле), окрашенные графитовой краской, набор мелков. Меловой конструктор позволяет развивать навыки конструирования для всех возрастных групп дошкольного возраста, даёт детям обобщенные представления о грузовом транспорте; упражняет в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям; даёт представление о строительной детали — цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском); уточняет представления детей о геометрических фигурах; побуждает к поиску собственных решений; развивает способность к плоскостному моделированию, стимулирует навыки изодеятельности, формирует умение экспериментировать с предметами, развивает мелкую моторику, обогащает словарный запас, расширяет рамки личного опыта ребенка, позволяет накопить социальный опыт.

Меловой конструктор

Рис.1. Меловой конструктор

– Ландшафтный стол: представляет собой деревянный стол на колёсиках с набором деревянных фигурок: транспорта, людей, деревьев, животных, зданий. Стол предназначен для игровой деятельности в группе не более 6 человек. Занятия на ландшафтном столе подбираются с учетом лексических тем; его можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной игровой деятельности детей. Занимаясь с фигурками набора, ребята сами создают ландшафт будущей игры: лес, водоем или городскую улицу, моделируют различные повседневные ситуации, вживаются в своих персонажей. Подобные игры оставляют большие возможности для творчества, мотивируют детей пробовать различные модели общения, испытывать на себе разные социальные роли.

В игровой форме дети знакомятся с представителями домашних и диких животных, видами транспорта, с правилами дорожного движения, разнообразием муниципальных зданий. Можно организовать различные сюжетные игры: «Мой дом», «Моя семья», «Ферма», «Правила дорожного движения» и др., направленные на формирование представлений об окружающем мире.

Ландшафтный стол

Рис.2. Ландшафтный стол

– Волшебный экран — это сенсорный игровой терминал с красочными интерактивными играми для детей от 2-х лет, который надолго привлекает внимание ребенка. Позволяет внести в работу педагогов элементы новизны, яркости, динамизма, неожиданности. Становится для детей одной из тех инновационных технологий, которая стимулирует их активность, способствует развитию сенсомоторики и интеллекта, повышает эффективность воспитания дошкольников с ОВЗ. При этом происходит более качественное освоение программного материала, сенсорное, познавательное, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, развитие графо-моторных навыков, мелкой моторики и ориентировки в пространстве.

Волшебный экран

Рис.3. Волшебный экран

– Бизиборд «Теремок»: отверстие с мягким рукавом «Нора» (выполняющим функции игры «Чудесный мешочек»), соответственно названная нами «Что (кто) в норке?»; башмачок со шнуровкой, способствует развитию мелкой моторики, формированию навыков самообслуживания; зеркала, телефонный диск и шнурки с деревянными геометрическими бусами развивают мелкую, артикуляционную моторику, тактильное восприятие, знакомят детей с цифрами и формами; тактильные панели и валики, поверхности которых выполнены из тканей различной фактуры, дерева, камешков, пластиковых палочек и тд., которые могут меняться, исходя из целей задания и игровых навыков детей; дидактическая игра «Рубашка» позволяет обучить ребёнка навыкам самообслуживания; разноцветные прищепки на липучках, цветные шнурки и комплект предметных картинок учат детей соотносить цвета, развивают внимание, мышление и речь; игры — вкладыши и меловая доска, способствующие развитию у детей элементарных математических представлений, графомоторных навыков, вниманию и воображению.

Бизиборд «Теремок»

Рис.4. Бизиборд «Теремок»

– Дары Фрёбеля: набор состоит из 14 модулей: «Шерстяные мячики», «Основные тела», «Куб из кубиков», «Куб из брусков», «Кубики и призмы», «Кубики, столбики, кирпичики», «Цветные фигуры», «Палочки», «Кольца и полукольца», «Фишки», «Цветные тела», «Мозаика. Шнуровка», «Башенки», «Арки и цифры». Набор представляет собой последовательную систему развития ребенка «От простого к сложному»: от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам.

Набор «Дары Фрёбеля»

Рис.5. Набор «Дары Фрёбеля»

Главное в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью — практическая направленность всех занятий в игровой форме. Развитие ребенка обеспечивается лишь тогда, когда обучение идет на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Словесное обучение или обучение, основанное только на зрительном пассивном восприятии, для этих детей совершенно неприемлемо и бесполезно.

Цели и задачи:

– Способствовать сенсомоторному развитию: восприятию формы, величины, цвета.

– Развивать произвольное внимание.

– Развивать мелкую моторику пальцев, совершенствовать движения рук, кистей рук; развивать точность и координацию движения руки и глаз, гибкость рук, ритмичность.

– Развивать психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, умение действовать по словесной инструкции.

– Стабилизировать психоэмоциональное состояние.

– Стимулировать развитие сенсорно — перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности.

– Развивать пространственную ориентацию.

– Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор.

Занятия с использованием инновационных образовательных технологий в ДОУ способствуют психическому и интеллектуальному развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы. Мальчики и девочки играючи познают мир, а полученные ими на практике знания и навыки будут способствовать успешной социализации и адаптации в обществе.

Литература:

  1. Венгер А., Пилюгина Э., Венгер Н. Воспитание сенсорной культуры ребёнка, М.: «Просвещение», 1988.
  2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, М.: «Творческий центр», 2001.
  3. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, М.,1983.
  4. Михайлова 3. А. Игровые задачи для дошкольников, СпБ.: «Детство — Пресс», 1999.
  5. Сольцева О. Г. Наши помощники — органы чувств. «Ребёнок в детском саду» № 3–2007.
  6. Сенсорное воспитание в детском саду. Под редакцией Поддьякова Н. Н., Аванесовой В. Н., М.: «Просвещение», 1981г.
  7. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации / Д. Й. Аугене // Дефектология, 1987. — № 4. — С. 76–83.
  8. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью/Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А.Зарин, Н. Д. Соколова. — СПб.: СОЮЗ. –2001. — С. 320.
  9. Т. Ю. Бутусова // Дефектология, 2015. — № 3. — С. 8–17.
  10. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. — М.: Просвещение, 1995. — С.72.
  11. Дошкольное воспитание аномальных детей / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова и др.; под ред. Л. П. Носковой. — М.: Просвещение, 1993. — С. 224.
  12. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: методич. рекоменд. / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2011. — 175 с.
  13. Трудный ребенок / А. В. Закрепина. — М.: Дрофа, 2007. — С. 142.
  14. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: пособие. — 3-е переизд. / под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. — М.: ИНФРА-М, 2016. — С. 160.
  15. Игры и логические упражнения с цифрами / С. Ю. Кондратьева, Л. Б. Баряева. — СПб.: Каро, 2007. — С.96.
  16. Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи: метод. пособие / А. В. Закрепина, С. Б. Лазуренко и др.; под ред. Е. А. Стребелевой, А. В. Закрепиной. М.: ЛОГОМАГ, 2013. — С. 244.
  17. Особый ребенок — обычное детство / Н. Н. Малофеев // Дефектология, 2010. — № 6. — С. 3–8.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, интеллектуальная недостаточность, ландшафтный стол, меловой конструктор, волшебный экран, дорожное движение, игровая форма, Интерактивная доска, программный материал, произвольное внимание.


Ключевые слова

интеллектуальная недостаточность, развитие, инновации, технологии, интерактивная доска, бизиборд, ландшафтный стол, меловой конструктор, «Дары Фрёбеля», «Волшебный экран»
Задать вопрос