Значение раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Спиридонова, Е. С. Значение раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. С. Спиридонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77590/ (дата обращения: 23.04.2021).



В статье представлен опыт работы раннего развития детей с ограниченными возможностями в условиях группы кратковременного пребывания «Мать и дитя».

Ключевые слова: ранний возраст, ребенок, ограниченная возможность здоровья, кратковременная группа, социальное развитие, окружающая среда.

Для каждого родителя его ребенок особенный, самый лучший, самый умный, самый красивый и замечательный! Мамы и папы делают все, что в их силах, чтобы вырастить из своих любимых малышей успешных людей. Конечно, на пути развития и обучения все дети сталкиваются с трудностями, которые им приходится преодолевать для достижения желаемых результатов. Однако есть дети, которые начинают эту борьбу с самого рождения. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые с момента появления на свет вынуждены по тем или иным причинам бороться за право нормального существования ввиду своих особенностей развития. К сожалению, в современном обществе до сих пор сохраняется мнение о том, что люди с нарушениями в развитии не могут рассчитывать на полноценное образование, престижную профессию и достойную жизнь.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» чётко сказано: статья 5 «…В целях реализации права каждого человека на образование … 1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, … на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня … а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья…».

Особую актуальность в последнее время приобретает совершенствование условий и разработка эффективных технологий ранней социализации и социально-культурной интеграции с социумом детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По мнению многих исследователей (Е. Б. Волосова, И. Ю. Кулагина, Л. Н. Павлова.), внимание к проблемам детей раннего возраста уделяется благодаря признанию того факта, что здоровье, интеллектуальное, эмоциональное, духовное и физическое развитие, социализация и усвоение культуры взаимозависимы и взаимосвязаны в жизни ребенка.

Неуклонное увеличение детей с различными отклонениями в развитии и соответственно рост числа родителей, которые не в силах справиться с возникшими проблемами ставит перед образовательными учреждениями проблему создания специальных условий для коррекционной работы и нормализации детско-родительских отношений. Как часто сегодня мы слышим от родителей: «А разве нужно играть с ребенком, он же не понимает ничего. А его нужно учить играть? А как заниматься?»

К сожалению, современные родители не до конца понимают всю ответственность, появившуюся с рождением ребенка: насколько важно и необходимо быть с ребенком рядом, раствориться в нем, быть с ним одним целым. Необходимо играть с ним, пусть даже эти игры кажутся нам, взрослым, непонятными и, казалось бы, не имеющими смысла, рисовать, лепить, участвовать абсолютно во всем вместе, действительно быть самым близким.

Раннее выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии, начатые с первых лет жизни ребенка, позволяют предупредить появление вторичных и третичных нарушений, скорректировать уже имеющиеся трудности и в результате значительно снизить степень социальной недостаточности детей с отклонениями в развитии. Достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в обществе. В частности, имеющиеся в современной литературе данные свидетельствуют, что в результате психокоррекции отклонений в раннем возрасте до 20 % детей к полуторагодовалому возрасту достигают показателей нормы, а у остальных детей наблюдается стойкий положительный эффект. Эти факты приводят к необходимости в государственном масштабе разрабатывать и внедрять программы ранней помощи детям для профилактики нарушений развития и успешной адаптации в социуме. Возраст от одного года до двух лет — самое подходящее время для социализации ребенка, потому что в этот период большинство детей начинает активно интересоваться другими людьми и стремиться к общению. Для психофизического благополучия ребенка второго-третьего года жизни решающими являются социальные условия жизни: общение, обучение, организация жизни в целом, развивающее влияние окружающей среды — все то, что можно назвать культурой воспитания. Если же ребенку раннего возраста с ОВЗ обеспечивается только лишь физиологический уход, то есть активность матери в отношении ребенка ограничивается лишь действиями, направленными на удовлетворение биологических потребностей малыша, и круг его общения ограничен только семьей, то неизбежно значительное отставание в социальном развитии от сверстников. Без помощи взрослого, развивающего обучения, организации активной деятельности малыша его психическое развитие в своем крайнем проявлении может остаться на уровне младенчества.

Развивающее обучение и воспитание детей раннего возраста с ОВЗ организует процесс их социализации, который осуществляется в результате усвоения необходимых навыков, жизненно значимых для ребенка.

Данная работа осуществляется в несколько этапов:

1.Формирование положительных форм общения и эмоционально окрашенного взаимодействия ребенка с близким взрослым. Родители и педагог способствуют развитию эмоционального отклика у ребенка на присутствие взрослого, действий, направленных на него, эмоционального общения.

2. Формирование образа «Я сам»:

а) представлений о своем теле. Детей учат выделять части тела и лица, их функции сначала через контакт с человеком, затем через ознакомление с различными предметами, через действие, производимое с ними;

б) представление о своем имени и фамилии, умений откликаться на имя, затем называть его; в) представлений о своей внешности, осознанного зрительного восприятия и способов сравнения себя с другими (сначала в зеркале, затем на фотографиях).

3.Формирование представлений об окружающих людях («Я и другие»). Учат выделять близких взрослых, обращать внимание на других взрослых и сверстников, развивают положительные навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе совместной продуктивной деятельности.

4. Формирование представлений об окружающем предметном мире и навыков действия в нем.

5. Формирование способов усвоения общественного опыта (совместные действия, жесты, подражательные способности, умение выполнять действия по образцу и речевой инструкции).

6. Формирование навыков социального поведения. Ребенка включают в режимные моменты, учат понимать обращенную речь взрослого, побуждают адекватно вести себя (выполнять простую инструкцию, подчиняться правилам игры, упражнений, закрепляют в разных ситуациях навыки социального поведения).

7. Формируют навыки самообслуживания и гигиены (соблюдение режима дня, умения проситься на горшок, выполнение санитарно-гигиенических норм).

На каждом этапе соблюдается преемственность задач обучения и воспитания, а также итоговых достижений ребенка.

Важным этапом социализации ребенка раннего возраста с ОВЗ является его поступление в дошкольное учреждение. Дошкольное учреждение является значимым этапом в социализации личности ребенка. Для нас важно убедить родителей о необходимости посещения кратковременной группы «Мать и дитя», не стеснятся, не уходить от проблемы и замыкаться, что их ребёнок особенный, а убедить родителей в важности посещения данной группы для ребёнка. Кто, как ни мама поможет ему в раннем возрасте? Важно не опоздать. Родители должны помнить о том, что ответственность за развитие и воспитание малышей полностью лежит на их плечах. Интегрированный в образовательную среду ребенок с ОВЗ получающий коррекционную помощь, может воспитываться в кратковременной группе вместе с нормально развивающимися детьми. Постоянно обогащающийся личный опыт и формирующиеся навыки детей с ОВЗ в условиях таких групп служат предпосылкой для развития как речевого, эмоционального, так и социального опыта.

Обязательным и необходимым условием эффективной работы считается присутствие мамы на занятиях рядом с ребенком. Поэтому в нашей группе кратковременного пребывания, при совместном пребывании малыша с мамой, ребёнок идентифицируется с опытом социализации матери, использует ее ресурсы. Из нашего опыта, когда мама находится рядом с ребенком, он более активен и склонен к изучению окружающей среды. Таким образом, процесс интеграции детей, имеющих различные отклонения в развитии, в группе нормально развивающихся сверстников должен происходить именно в раннем возрасте.

Для психофизического благополучия ребенка второго-третьего года жизни решающими являются социальные условия жизни: общение, обучение, организация жизни в целом, развивающее влияние окружающей среды — все то, что можно назвать культурой воспитания. Если же ребенку раннего возраста с ОВЗ обеспечивается только лишь физиологический уход, то есть активность матери в отношении ребенка ограничивается лишь действиями, направленными на удовлетворение биологических потребностей малыша, и круг его общения ограничен только семьей, то неизбежно значительное отставание в социальном развитии от сверстников. Важность раннего развития знает практически каждый родитель, который желает своему ребенку успешного будущего. Родителям надо помнить, что первые годы жизни не просто особенные. Это самый главный период в жизни каждого человека. В раннем детстве, ребёнок получает столько информации, сколько он не получает за всю оставшуюся жизнь, причем усвоение этой информации происходит в десятки раз эффективнее, чем в старшем возрасте.

Развитие ребенка с самого рождения является очень важной частью его дальнейшего жизненного пути. Но без помощи взрослого, развивающего обучения, организации активной деятельности малыша его психическое развитие в своем крайнем проявлении может остаться на уровне младенчества. Из нашего опыта, мы наблюдали динамику развития малышей с ОВЗ при посещении кратковременной группы «Мать и дитя». Период раннего возраста у детей очень важен. Развитие детей раннего возраста с ОВЗ предполагает развитие ребёнка согласно его возрасту, он учится взаимодействовать с другими детьми и развивать свои способности. Необходимо оказывать помощь ребёнку как можно раньше, с раннего возраста, показать его возможность самому развертываться, делать все самому.

Литература:

  1. Вайзман Н. П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. 160с.
  2. Дети с временными задержками развития // Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певнзер. М.: Педагогика, 2003. 208с.
  3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология, 1999. № б. С. 25–34.
  4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996. 180с.
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, ребенок, ограниченная возможность здоровья, кратковременная группа, окружающая среда, социальное развитие, развивающее обучение, развитие, родитель, дошкольное учреждение.


Задать вопрос