Познавательно-творческий проект по правилам дорожного движения «Осторожный пешеход» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Волгина, И. И. Познавательно-творческий проект по правилам дорожного движения «Осторожный пешеход» / И. И. Волгина, А. С. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77584/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье уделяется внимание воспитанию у детей с нарушением зрения привычки безопасного поведения на дорогах с помощью проектной деятельности.

Ключевые слова: дорожное движение, ребенок, уровень знаний, безопасное поведение, детский сад, правило.

Воспитание в детях дошкольного возраста с нарушением зрения привычки безопасного поведения на улицах города одна из самых актуальных проблем.

Наибольшей опасности на дорогах подвергаются дети с нарушением зрения, так как — это особая категория пешеходов. Ведь им свойственны — изменённый процесс зрительного восприятия (нечеткость, фрагментарность, схематизм образа окружающего), затрудненность ориентации в пространстве (затруднения в видении предметов и объектов в пространстве), отклонения в развитии двигательной сферы (снижение двигательной активности и осложнение ориентирования, ослаблено боковое зрение), полное доверие своему искаженному зрению.

Познавательно-творческий проект «Осторожный пешеход» направлен на формирование навыков правильного поведения на дорогах города. Данный проект отражает работу по закреплению у дошкольников с нарушением зрения правил безопасного поведения на улице, коррекционную направленность каждого игрового задания.

При реализации проекта решаются следующие задачи :

Образовательные:

– формирование познавательной активности;

– адаптация детей с нарушением зрения к условиям жизни в социуме;

– повышение компетенции родителей по вопросам соблюдения правил дорожного движения.

Развивающие:

– развитие зрительного восприятия, через расширение чувственного опыта, на базе окружающей среды;

– развитие у детей способности к изучению правил поведения на улице и в транспорте, самостоятельно принимать нужные решения;

– расширение словаря детей; развитие коммуникативных навыков.

Воспитательные:

– воспитание личности, способную проявлять осторожность и осмотрительность;

– воспитание уважение к правилам дорожного движения, а также желание детей выполнять правила безопасного перемещения по улицам;

– привитие основы культуры поведения, находясь в общественном транспорте.

Предполагаемый результат реализации проекта:

  1. повышение уровня восприятия (зрительного, слухового, тактильного) и познавательной активности;
  2. формирование у детей соответствующих знаний, элементарной дорожной грамотности, негативного отношения к нарушениям правил дорожного движения;
  3. совершенствование исследовательскую деятельность детей;
  4. формирование коммуникативных навыков в общении с детьми и взрослыми;
  5. вызвать у родителей интерес к проблеме обучения детей дорожной грамоте и безопасному поведению на дороге.

Продукт проекта: создание совместно с родителями сказки по правилам дорожного движения и на её основе проигрывание театрализованной постановки.

Работа в рамках проекта «Осторожный пешеход» осуществлялась в три этапа.

На подготовительном этапе проекта с детьми был составлен план работы. Для этого мы использовали «модель трех вопросов» [Таблица 1].

Таблица 1

Модель трех вопросов

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Где можно это узнать?

1.Как вы думаете, что такое правила дорожного движения?

1. Про дорожные знаки.

1. Посмотреть в книге.

2. Что такое дорога?

2. Как ездит грузовик.

2. У тёти спросить.

3. Что такое светофор?

3. Когда нельзя ехать.

3. Спросить у мамы и папы.

4.Что ты знаешь о транспорте?

4. Что есть у грузовика и кто там сидит.

4. В мастерской, в автомобильном магазине.

5. Как надо переходить дорогу?

5. Где есть переход.

5. В детском саду.

Эта модель помогла нам включить в разговор детей по предлагаемой теме и выяснить, что они знают, хотят узнать и где это можно узнать.

В последующем был разработан и накоплен методический материал, оформлен уголок по правилам дорожного движения, изготовлены атрибуты для игр, составлен календарно-тематический план на год.

На втором основном этапе мы осуществляли практическую образовательную деятельность по разным образовательным областям программы детского сада (познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие), а также вне занятий в игровой деятельности (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры) закрепляли, полученные знания.

С детьми были проведены серии бесед «Я — пешеход», целью которых было расширить знания детей о правилах поведения на дороге, учить различать понятия о проезжей части, о переходе дороги при двустороннем движении, о предупреждающих и запрещающих знаках, а также умение применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, в повседневной жизни.

C:\Users\Пользователь\Desktop\Аттестации\Мои аттестации\Аттестация 2018\Моя аттестация\2017 - 2018 уч.г\Проект ОБЖ\Фото\Игры\P_20180126_093554.jpg C:\Users\Пользователь\Desktop\Аттестации\Мои аттестации\Аттестация 2018\Моя аттестация\2017 - 2018 уч.г\Проект ОБЖ\Фото\Игры\P_20180126_092036.jpg

Для тесного взаимного сотрудничества с родителями и формирования хороших доверительных отношений между родителями и детьми, а также оказания положительного влияния на развитие ребенка, давались творческие задания: создать книжки-малышки «Прогулка по городу» и маршрутные листы «Мой путь от дома до детского сада». Также проводились серии консультаций для родителей «Правила дорожные положено знать!», с целью напоминания родителям о том, что они являются для своего ребенка примером правильного и безопасного поведения на улице и в транспорте.

С целью организации совместной деятельности родителей и воспитателей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культурного уровня пешеходов, а также в целях побуждения родителей задуматься о том, что соблюдение правил дорожного движения — одно из важных жизненных факторов для сохранения жизни и здоровья их детей была создана книга с заданиями «Я- примерный пешеход».

Интересной и эффективной формой работы была организация совместной деятельности воспитателя и детей в создании макета улицы.

C:\Users\Пользователь\Desktop\Фото\P_20161123_104730.jpg C:\Users\Пользователь\Desktop\Фото\P_20161124_003504.jpg

Третьим заключительным этапом было — создание сказки и театрализованное представление.

В ходе создания макета появилась идея сочинить сказку по правилам дорожного движения. Сказке дали название «Дорожные приключения Грузовичка». Герои сказок и сам театр создавались в совместной деятельности воспитателя, детей и родителей.

Цель сказки — развивать полисенсорные возможности детей посредством использования тифлопедагогического материала; сформировать на основе сказочного сюжета представления дошкольников о правилах дорожного движения.

Используя разный по текстуре материал, решили «оживить» героев и сделать театр. Основным материалом для театра стал фетр. Для Грузовичка был выбран яркий разноцветный фетр, так как характер у героя весёлый и беззаботный, «заколдованным» машинам — черный фетр и «расколдованным» машинам цветной (семь цветов радуги). Для отрицательного героя Сумрака использовали наждачную бумагу

C:\Users\Пользователь\Desktop\Фото\P_20170413_223352.jpg

C:\Users\Ирина\Desktop\Фото театр\P_20170412_100827.jpg

Результатом нашего проекта стало то, что дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, в повседневной жизни, а главное ставили перед собой задачи, находили пути их решения и воплощали свои задумки в жизнь.

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме эффективно помогает развитию познавательной активности и формированию у детей с нарушением зрения социально-адаптивных, коррекционно-компенсаторных способов ориентации.

В начале проекта по разделу «Владение основными понятиями и терминами по ПДД»: 50 % детей имели средний уровень знаний, 17 % детей ниже среднего уровня и 33 % детей имели низкий уровень знаний. В конце проекта-17 % детей имели высокие знания, 83 % детей имели средний уровень знаний

По разделу «Правила поведения в транспорте» 33 % детей показали средний уровень знаний, и 12 % детей имели низкий уровень. В конце проекта 50 % детей имели высокие знания и 50 % средний уровень знаний.

По разделу «Игра на проезжей части и вблизи нее запрещена!» на начало проекта 50 % детей знали, что играть на дороге и вблизи проезжей части нельзя, 17 % — недостаточно имели знаний об опасных играх на дороге и 33 % детей не имели знаний об опасности игр на дороге и возле неё. В конце проекта 17 % детей имели высокие знания, 83 % — средний уровень знаний.

Начало проекта

Рис.1. Начало проекта

Рис.2. Конец проекта

Представленная система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на развитие эмоциональной отзывчивости, на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире.

Литература:

  1. Арнаутова, Е. П. Педагог и семья. — М., 2002. — 263 с.
  2. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 161 с.
  3. Бочкарева, О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. — 112 с.
  4. Веракса, Н.Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва: Мозаика-Синтез, 2014. — 368 с.
  5. Данилова, Т. И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. — СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. — 208 с.
  6. Деркунская, В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. N 5.
  7. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.
  8. Козлов, А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. — М., 2000. — 112 с.
  9. Козловская, Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. № 10.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, ребенок, уровень знаний, безопасное поведение, детский сад, дорога, конец проекта, нарушение зрения, познавательная активность, проезжая часть.


Похожие статьи

Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения...

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Необходимо донести до малыша очень сложные вопросы, причем донести так, чтобы он затаив

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного... дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский сад, дорога, образовательная деятельность, родитель, улица, повседневная. дорожное движение, ребенок, светофор, пешеходный переход, дорога, правило, постовой, безопасное поведение

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть, дорога, работа. Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при... Формирование основ ПДД через дидактическую игру.

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам...

Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным. Прежде всего, обучение должно происходить на личном примере. Как бы часто мы не повторили ребенку о том, что переходить дорогу необходимо только по пешеходному переходу и на зеленый свет светофора, наши слова не принесут пользы в том случае, если мы сами, идем на красный сигнал светофора, да еще и в неположенном месте, держа при этом кроху за

Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по правилам дорожного движения обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение...

1. Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах. 2. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их. 3. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного

Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все

4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями). На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных...

Ознакомление младших дошкольников правилам дорожного...

Ребенок – дошкольник как никто другой настроен на процесс познания, он хочет понять окружающий мир. Именно это внутреннее стремление к исследованию может порождать исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы общее развитие изначально происходило в процессе элементарной исследовательской деятельности.

Работу по ознакомлению с правилами ПДД в рамках поисково-познавательной деятельности целесообразно начинать с выявления знаний детей и родителей через беседу с первыми и анкетирование со вторыми. Тут, как правило, и обозначается проблема: незнание детьми правил дорожного движения, правил поведения на улице и на дороге, световых сигналов светофора, недостаточная сформированность словарного запаса по данной теме у детей и отсутствие должного внимания к этой теме со стороны родителей.

Проектный метод как эффективный способ формирования у детей...

Таким образом, в ходе проекта у детей накапливается определенный опыт и формируется устойчивый интерес к Правилам дорожного движения, обогащается словарный запас, повышается познавательная активность. Благодаря проекту обогащается развивающая предметно-пространственная среда игровым и дидактическим материалам, к процессу обеспечения безопасности жизнедеятельности вовлекаются родители, определяются дальнейшие цели и пути работы по данному направлению. Использование и реализация проектной деятельности в детском саду формирует у родителей представления о методе проектов как эффективном условии развития творчества детей. Родителям полнее открывается жизнь ребенка в детском саду, а вовлечение их в образовательный процесс делает участниками всех проводимых мероприятий проекта.

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение...

На детский же сад ложиться ведущая роль в реализации таких компонентов процесса воспитания, как формирование системы знаний об источниках опасности на дороге, средствах их предупреждения и преодоления, физической готовности к выходу из опасных дорожных ситуаций. В связи с этим важным направлением работы дошкольной организации является поиск оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности на дороге. Исходя из того, что Стандартом регламентируется необходимость создания условий для развития индивидуальных особенностей и потребностей детей, в работе по формированию у детей основ культуры безопасности на дороге становится актуальным использование разнообразных интегрированных форм совместной деятельности, или так называемых культурных практик. Культурные практики представляют собой...

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский...

Проекты.

В детском саду № 207 «Эдельвейс» г. Тольятти вопросу ознакомления детей с правилами поведения на улице уделяется особое внимание. Знакомство детей с Правилами дорожного движения, соблюдение которых является законом для каждого гражданина, начинается с раннего детства, так как знания, полученные в это время, наиболее прочны.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, ознакомление детей, Правило, детский сад, знание, игра, Правило безопасности, процесс. Ключевые слова. безопасное поведение, правила дорожного движения, возрастные особенности дошкольника, пешеход, подходы к работе с детьми, формы работы по ознакомлению с ПДД.

Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного...

- формирование у детей знаний правил дорожного движения и умений применять их в повседневной жизни. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяем мы сами в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т. д.

Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме...

Во многом безопасность детей на дорогах зависит от их подготовки к участию в дорожном движении, умения предвидеть опасные ситуации и сознательно выполнять Правила дорожного движения. Однако практика показывает, что одной из причин нестабильности ситуации с ДТП является низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения, и недостаточное внимание, уделяемое различными социальными институтами проблеме профилактики дорожно-транспортных происшествий, в том числе и среди детей. Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: переход проезжей части в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства, игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами...

Похожие статьи

Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения...

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Необходимо донести до малыша очень сложные вопросы, причем донести так, чтобы он затаив

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного... дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский сад, дорога, образовательная деятельность, родитель, улица, повседневная. дорожное движение, ребенок, светофор, пешеходный переход, дорога, правило, постовой, безопасное поведение

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть, дорога, работа. Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при... Формирование основ ПДД через дидактическую игру.

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам...

Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным. Прежде всего, обучение должно происходить на личном примере. Как бы часто мы не повторили ребенку о том, что переходить дорогу необходимо только по пешеходному переходу и на зеленый свет светофора, наши слова не принесут пользы в том случае, если мы сами, идем на красный сигнал светофора, да еще и в неположенном месте, держа при этом кроху за

Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по правилам дорожного движения обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение...

1. Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах. 2. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их. 3. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного

Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все

4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями). На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных...

Ознакомление младших дошкольников правилам дорожного...

Ребенок – дошкольник как никто другой настроен на процесс познания, он хочет понять окружающий мир. Именно это внутреннее стремление к исследованию может порождать исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы общее развитие изначально происходило в процессе элементарной исследовательской деятельности.

Работу по ознакомлению с правилами ПДД в рамках поисково-познавательной деятельности целесообразно начинать с выявления знаний детей и родителей через беседу с первыми и анкетирование со вторыми. Тут, как правило, и обозначается проблема: незнание детьми правил дорожного движения, правил поведения на улице и на дороге, световых сигналов светофора, недостаточная сформированность словарного запаса по данной теме у детей и отсутствие должного внимания к этой теме со стороны родителей.

Проектный метод как эффективный способ формирования у детей...

Таким образом, в ходе проекта у детей накапливается определенный опыт и формируется устойчивый интерес к Правилам дорожного движения, обогащается словарный запас, повышается познавательная активность. Благодаря проекту обогащается развивающая предметно-пространственная среда игровым и дидактическим материалам, к процессу обеспечения безопасности жизнедеятельности вовлекаются родители, определяются дальнейшие цели и пути работы по данному направлению. Использование и реализация проектной деятельности в детском саду формирует у родителей представления о методе проектов как эффективном условии развития творчества детей. Родителям полнее открывается жизнь ребенка в детском саду, а вовлечение их в образовательный процесс делает участниками всех проводимых мероприятий проекта.

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение...

На детский же сад ложиться ведущая роль в реализации таких компонентов процесса воспитания, как формирование системы знаний об источниках опасности на дороге, средствах их предупреждения и преодоления, физической готовности к выходу из опасных дорожных ситуаций. В связи с этим важным направлением работы дошкольной организации является поиск оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности на дороге. Исходя из того, что Стандартом регламентируется необходимость создания условий для развития индивидуальных особенностей и потребностей детей, в работе по формированию у детей основ культуры безопасности на дороге становится актуальным использование разнообразных интегрированных форм совместной деятельности, или так называемых культурных практик. Культурные практики представляют собой...

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский...

Проекты.

В детском саду № 207 «Эдельвейс» г. Тольятти вопросу ознакомления детей с правилами поведения на улице уделяется особое внимание. Знакомство детей с Правилами дорожного движения, соблюдение которых является законом для каждого гражданина, начинается с раннего детства, так как знания, полученные в это время, наиболее прочны.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, ознакомление детей, Правило, детский сад, знание, игра, Правило безопасности, процесс. Ключевые слова. безопасное поведение, правила дорожного движения, возрастные особенности дошкольника, пешеход, подходы к работе с детьми, формы работы по ознакомлению с ПДД.

Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного...

- формирование у детей знаний правил дорожного движения и умений применять их в повседневной жизни. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяем мы сами в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т. д.

Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме...

Во многом безопасность детей на дорогах зависит от их подготовки к участию в дорожном движении, умения предвидеть опасные ситуации и сознательно выполнять Правила дорожного движения. Однако практика показывает, что одной из причин нестабильности ситуации с ДТП является низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения, и недостаточное внимание, уделяемое различными социальными институтами проблеме профилактики дорожно-транспортных происшествий, в том числе и среди детей. Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: переход проезжей части в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства, игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами...

Задать вопрос