Эффективные пути решения организации социального партнерства в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гоманюк, О. Ю. Эффективные пути решения организации социального партнерства в ДОУ / О. Ю. Гоманюк, О. В. Ларина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77549/ (дата обращения: 20.04.2024).



СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО — (англ.partnership) — особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. (И. А. Хоменко)

Переход страны на качественно новый, инновационный уровень развития требует, прежде всего, развития образования, соответствующего современным потребностям общества. Именно через образование закладываются гражданские основы, социальная активность, взаимная поддержка, успешная социализация, полноценная самореализация, высокая социальная мобильность каждого человека.

На современном этапе дошкольная образовательная организация должна стать открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, осуществляющей взаимодействие с различными социальными группами, имеющими собственные интересы в сфере образования, реагирующей на меняющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности, предоставляющей широкий спектр образовательных услуг. Современная дошкольная образовательная организация не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства.

Проблема социального партнерства не нова, наше дошкольное учреждение на протяжении многих лет реализовывало сотрудничество с различными социальными институтами. С введением в действие Закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО, работа в данном направлении актуализируется, приобретает новые формы, направления работы с социумом.

Выстраивая систему социального партнёрства, основное внимание мы уделяем, прежде всего, семье — самому важному и ближайшему нашему партнеру. В соответствии со статьей № 44 п.2 Закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация оказывает помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Федеральный стандарт дошкольного образования предлагает непосредственно вовлекать родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОО в нашем учреждении решается в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, внедрение новых форм работы с родителями. (Работа методического объединения «Работа с семьей», организация теоретических семинаров, семинаров-практикумов, педсоветы, мастер-классы, работа детско-родительского клуба «Вместе с мамой», выпуск журнала для родителей, организация и работа сайта, совместные детско — родительские занятия в музее, акции, проекты.)

2. Формирование педагогической компетентности родителей. (Консультации на различную тематику, семинары — практикумы, мастер — классы по запросу родителей, по выявленной проблеме, приглашение специалистов, сайт и др.)

3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ. (Организация совместных праздников, проектная деятельность, конкурсы, выставки совместного семейного творчества, семейные фотоколлажи, экологические акции, субботники, экскурсии, походы, недели здоровья, спортивные праздники, досуги с активным вовлечением родителей, «творческие гостиные», «фестивали семейного творчества», родительский комитет, дни открытых дверей (просмотр открытых занятий).

G:\фото\на банер-визитку\Взаимодействие детского сада с семьей\IMG_6170.JPG

G:\фото\на банер-визитку\Взаимодействие детского сада с семьей\6 семья1.JPG

Такое тесное взаимодействие с семьями воспитанников, партнерские взаимоотношения способствуют укреплению физического и психического здоровья дошкольников, развитию познавательных интересов, творчества, эстетических чувств, развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком. Родители и воспитанники детского сада являются участниками всей системы социального партнерства, построенной в детском саду.

На протяжении многих лет наше учреждение тесно сотрудничает с учреждениями образования, науки и культуры.

Детский сад является базовой площадкой для прохождения стажировки слушателями МБОУ ВО ВИЭПП врамках освоения дополнительных профессиональных программ, ежегодно педагоги детского сада принимают на практику студентов социально-педагогического колледжа. Студенты поддерживают проекты ДОУ, участвуют в проведении городских спортивных соревнований «Фестиваль ГТО», которые проходят на базе детского сада. Наш коллектив радушно принимает в свою педагогическую семью выпускников социально-педагогического колледжа.

В реализации экологического направления наше учреждение имеет практику сотрудничества с Волжским гуманитарным институтом (филиал) ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет». Втечение 2 лет воспитанники ДОУ принимали участие в совместном проекте «Экологические экспериментальные занятия в детском саду». В результате проекта разработана и внедрена функциональная модель экологизации дошкольников, проведены исследования, воспитанники привлечены к экспериментальной деятельности, у них сформированы первичные представления о различных естественнонаучных направлениях.

Важным партнером детского сада является МОУ СШ № 24 г. Волжского. Организована систематическая работа по обеспечению преемственности учебно-воспитательного процесса и создания единой образовательной среды.

В рамках реализации преемственности задач воспитания и обучения детей ДОУ и начальной школы проводятся семинары, практикумы с участием учителей начальных классов и педагогов детского сада, которые направлены на совершенствование методов и использование современных технологий обучения. Учителя начальной школы, приходят в подготовительную группу на родительские собрания, посещают открытые итоговые занятия. Психологи детского сада и школы проводят консультации для родителей. Дети, во время экскурсии знакомятся со школой, кабинетами, переменками и уроками, а посещая «Подготовку к школе», осваивают учебную деятельность и определяются с выбором учителя. Проводятся совместные творческие конкурсы чтецов «Битва на Волге», рисунков «Подвигу ратному Сталинграда жить в веках и стихах», «О ставших легендою днях.”., «Цветы для мамы», театральных постановок «Давайте сказками дружить», «У войны не женское лицо», танцевальных флешмобов «Поехали!», спортивные состязания «Космические испытания», «Матчевые встречи по футболу» и др.. Совместно с ВИЭПП на базе МОУ СШ № 24 был проведен межмуниципальный семинар-практикум «Преемственность в системе дошкольного, начального, основного общего и профессионального образования в рамках ФГОС».

Незаменимыми партнерами детского сада являются учреждения культуры. На протяжении нескольких лет мы тесно сотрудничаем с библиотекой (МБУ МИБС филиал № 7) . Взаимодействие детского сада, родителей и библиотеки играет важную роль в формировании социально-нравственных качеств личности, способствует развитию интереса к книге, приобщению детей к чтению. Запущен совместный с библиотекой и школой проект «Давайте сказками дружить», результатом которого стал творческий конкурс иллюстраций к прочитанным книгам и конкурс театральных постановок.

Очень важным для ДОУ является взаимодействие с МБУ «Волжский музейно-выставочный комплекс». Дошкольники посещают музейные занятия, на которых знакомятся с историей родного края, а также с историей простых вещей, слушают рассказы о войне. А в выходные дни воспитанники вместе со своими родителями имеют замечательную возможность посетить «Эстетическую академию для маленьких детей и их родителей» в Картинной галерее. Здесь они становятся маленькими художниками, создавая свои собственные шедевры, под руководством мастера и получают яркие впечатления от произведений искусства, представленных на выставке.

Благодаря гостеприимству наших волжских художников, Виктора Павловича и Анны Викторовны Филимоновых, наши дошколята знают, что такое «мастерская художника», «линогравюра», «граттаж», как делается иллюстрация к журналу и печатается оттиск.

G:\фото\на банер-визитку\Художественная деятельность и детское творчество\P1180484.JPG G:\фото\2016-2017\мастерская Филимоновых\DSCN2351.JPG

Сотрудничество с детской музыкальной школой ( МБУДО ДМШ № 1 ), с МБОУ ДЮЦ «Русинка » , а также с театрами «Арлекин», «Молодежный», «ПремьерА», «Театр тетушки Марины» , «Саквояж » направлено на художественно — эстетическое развитие ребенка, развитие творческой активности и инициативы, с учётом интересов и склонностей детей. Наши дети активно участвуют в конкурсах и концертах, которые проводит ДЮЦ «Русинка»: «Дерзайте, вы талантливы!», «День пожилого человека», «Россия в песнях»,«Тебе, мой город, посвящаю…»и др. Такие выступления помогают нашим воспитанникам и их родителям почувствовать свою значимость, формируют музыкальные способности — исполнительское мастерство, уверенность в своих силах, умение выступать перед большой аудиторией, а также личностные качества: доброжелательность, ответственность.

G:\фото\Ложки с Тайландцами\Untitled Export\_DSC0062-1.jpg G:\фото\2017\конкурс минимузеев\IMG_20170310_111306_HDR.jpg

С большим удовольствием мы принимаем у себя в гостях начинающих музыкантов, воспитанников детской музыкальной школы. К таким концертам дошкольники проявляют живой интерес, ведь здесь они в занимательной форме знакомятся с элементарными музыкальными понятиями и жанрами, композиторами, музыкальными инструментами. А значит, у них формируются основы музыкальной культуры, развивается эмоциональная отзывчивость.

Взаимодействие детского сада не ограничивается только образовательной и культурно — досуговой деятельностью. Нашими партнёрами являются и другие социально — значимые организации. Это Пожарная часть № 32 г. Волжского , ГИБДД, ВОСВОД, поликлиника.

G:\фото\2015-2016 уч год\Пожар. часть 2015\DSC02647.JPG C:\Users\Olga\Downloads\IMG_20190718_162227.jpg

В рамках такого сотрудничества проводятся встречи детей, родителей и педагогов с представителями этих организаций. Дошкольники узнают о правилах дорожной безопасности на встречах с инспекторами ГИБДД, о безопасности на воде в беседе со спасателями. С особым интересом воспитанники посещают экскурсии в пожарную часть, в ходе которых представители отважной профессии не только рассказывают о правилах пожарной безопасности, но и знакомят ребятишек с пожарной техникой, показывают, куда поступает сигнал о пожаре, где хранятся пожарные рукава, и где пожарные отдыхают и занимаются. Дошкольники становятся свидетелями того, как быстро собираются пожарные на выезд, если где — то случается пожар.

За последнее время расширяется круг сетевого взаимодействия. Появилось понятие общественный округ, который объединяет сразу несколько партнеров: проводятся совместные мероприятия (ДОУ, школа, ВУЗ, библиотека, поликлиника). Все активнее развивается сотрудничество с некоммерческими организациями. Благодаря такому партнерству с НКО ПО «ВОИ» (общество инвалидов ) , наше учреждение стало победителем Первого конкурса 2019г. Фонда Президентских Грантов в номинации «Охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни».

В результате такого взаимодействия происходит развитие организации. Работая в таких условиях, мы создаём возможность расширять культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности, повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств дошкольников. Дети не только познают окружающий социальный мир, но взаимодействуют в нём со сверстниками и людьми разных профессий. Приобретают навыки поведения в обществе. Сегодня, социальное партнёрство является неотъемлемой частью образовательной системы, повышающей качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.

Литература:

  1. Алямовская, В. Г. Организационно-методические основы партнерства педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей / В. Г. Алямовская // Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. — СПб.: Детство-Пресс,2004.
  2. Никольская О. Д. Организация социально-педагогического партнерства как фактора повышения качества дошкольного образования: Автореферат / О. Д. Никольская. — Челябинск, 2007.
  3. Федеральный закон от 29.12.2012№ 273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации». — М: УЦ Перспектива, 2013
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, социальное партнерство, родитель, детская музыкальная школа, дошкольное образование, начальная школа, образовательная деятельность, пожарная часть, Российская Федерация, социально-педагогический колледж.


Похожие статьи

Организация социального партнерства дошкольной...

Организация социального партнерства дошкольной организации с учреждениями социума на основе Проекта «Детский мюзикл» при реализации федерального

Разработка и реализация основной образовательной программы МДОУ «Детский сад «Рябинка» р.п.Новая Майна»...

Педагогические условия организации социального партнерства...

Открытость дошкольного образовательного учреждения наружу означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательная школа, музыкальная...

Социальное партнёрство семьи и дошкольной...

дошкольное образование, родитель, социальное партнерство, детский сад, педагог, Федеральный государственный образовательный стандарт, дошкольная образовательная организация, дошкольное...

Система установления социального партнерства дошкольной...

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное

Педагогические условия организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников.

Социальное партнёрство дошкольных учреждений...

Вопросы социального партнерства между различными субъектами образования становятся все более актуальными в современное время. Реализация социального партнерства между дошкольной образовательной организацией (далее ДОО) и учреждением среднего...

Особенности социального партнерства детского сада и семьи

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, обратная связь, семейное воспитание, педагогический процесс. Педагогические условия организации социального...

Социальное партнерство — способ социализации здорового...

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, здоровый образ жизни, родитель, воспитательно-образовательный процесс, культурно-образовательная среда...

Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных...

Взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка как детского сада, так и семьи и строится на определённых принципах. - доверительность отношений — этот принцип предполагает обеспечение веры...

Функции дошкольного образования в представлениях...

Функции дошкольного образования в представлениях родителей: эмпирическое исследование функций дошкольного образования в

В представлении родителей современные детские сады в первую очередь должны выполнять гуманистическую и обучающую функции, функцию...

Похожие статьи

Организация социального партнерства дошкольной...

Организация социального партнерства дошкольной организации с учреждениями социума на основе Проекта «Детский мюзикл» при реализации федерального

Разработка и реализация основной образовательной программы МДОУ «Детский сад «Рябинка» р.п.Новая Майна»...

Педагогические условия организации социального партнерства...

Открытость дошкольного образовательного учреждения наружу означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательная школа, музыкальная...

Социальное партнёрство семьи и дошкольной...

дошкольное образование, родитель, социальное партнерство, детский сад, педагог, Федеральный государственный образовательный стандарт, дошкольная образовательная организация, дошкольное...

Система установления социального партнерства дошкольной...

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное

Педагогические условия организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников.

Социальное партнёрство дошкольных учреждений...

Вопросы социального партнерства между различными субъектами образования становятся все более актуальными в современное время. Реализация социального партнерства между дошкольной образовательной организацией (далее ДОО) и учреждением среднего...

Особенности социального партнерства детского сада и семьи

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, обратная связь, семейное воспитание, педагогический процесс. Педагогические условия организации социального...

Социальное партнерство — способ социализации здорового...

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, здоровый образ жизни, родитель, воспитательно-образовательный процесс, культурно-образовательная среда...

Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных...

Взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка как детского сада, так и семьи и строится на определённых принципах. - доверительность отношений — этот принцип предполагает обеспечение веры...

Функции дошкольного образования в представлениях...

Функции дошкольного образования в представлениях родителей: эмпирическое исследование функций дошкольного образования в

В представлении родителей современные детские сады в первую очередь должны выполнять гуманистическую и обучающую функции, функцию...

Задать вопрос