Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях детского сада и семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Благовещенская, Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях детского сада и семьи / Н. В. Благовещенская, Н. А. Кудряшова, Т. А. Сурьянинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77543/ (дата обращения: 21.04.2021).



В статье рассматриваются особенности организации методической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выявление и своевременная коррекционно-развивающая работа в условиях детского сада и семьи, которая позволит изменить траекторию дальнейшего развития ребёнка.

Ключевые слова: детский сад, ребенок, психолого-педагогическое сопровождение детей, ограниченная возможность здоровья, коррекционно-развивающая работа, образовательный процесс, психологическая служба.

Одна основных из задач ФГОС дошкольного образования заключается в обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (ФГОС ДО. П.1.6).

Следует отметить, что с каждым годом наблюдается тенденция увеличения количества детей с ОВЗ, поступающих в дошкольные учреждения, перед специалистами учреждения встаёт вопрос о поиске новых форм психолого-педагогической работы с такими детьми. Вместе с тем имеется целый ряд проблем, от решения которых зависит эффективность инклюзивного образования детей. Одной из важнейших проблем является неготовность педагогического коллектива принять детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а при готовности работать с такими детьми возникают сложности, вовлечения детей в образовательный процесс ДОУ и тем самым не ущемляя права ни одной из категорий детей, тем самым создавая особые условия для детей, имеющих особые потребности.

Коллектив МДОУ д/с № 99 «Крепыш» начал выстраивать коррекционно-развивающую работу, направленную на обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учѐтом рекомендаций специалистов.

Возникло много вопросов:

— Как организовать педагогический процесс, учитывая интересы и возможности каждого ребенка, включая ребенка с ОВЗ?

— Как это сделать в условиях детского сада, при высокой посещаемости детей?

— Как построить систему отношений в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья?

Основной задачей сопровождения ребѐнка с ОВЗ в МДОУ д/с № 99 является создание психолого-педагогических условий для его развития в соответствии с его возможностями и состоянием здоровья.

Для того чтобы ребёнок с ОВЗ почувствовал себя полноценным членом общества, необходимо создать условия для преодоления ограничений, возникших в его жизни, предоставить ему право быть принятым в коллектив сверстников, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества.

Одно из направлений работы МДОУ д/с № 99 — это комплексное психолого-медико-педагогической сопровождение детей с ОВЗ, направленное на обеспечение условий для удовлетворения потребности личности ребёнка, его социализацию в среду здоровых сверстников, интересы и запросы родителей. Для детей с ОВЗ обязательным условием является индивидуальное сопровождение, так как именно оно обеспечивает комплексную помощь каждому воспитаннику. В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она будет, осуществляется в комплексе, включающая педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение детей с ОВЗ.

В ДОУ разработана комплексная модель психолого-медико-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ, в основе, которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая работа в условиях образовательного процесса.

Модель психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

  1. Комплексное обследование ребенка специалистами при поступлении в ДОУ.
  2. Определение направлений коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ на психолого-педагогическом консилиуме (далее– ППк).
  3. Психологическое сопровождение (коррекционно-развивающая работа по развитию познавательной и эмоциональной сферы).
  4. Педагогическое сопровождение (реализация рекомендаций специалистов ППк ДОУ).
  5. Логопедическое сопровождение (коррекционно-развивающая работа по развитию речи).
  6. Обеспечение системного подхода к условиям для развития детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательных программ дошкольного образования:

– разработка индивидуального образовательного маршрута;

– взаимодействия с родителями в процессе комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ;

– проведение диагностики познавательной и эмоционально-личностной сфер личности, педагогические наблюдения;

– создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности;

– взаимодействия с другими участниками сопровождения ребенка с ОВЗ (детская поликлиника, реабилитационный центр для детей-инвалидов «Надежда»).

Одним из важных компонентов организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях групп общеразвивающей направленности является:

– создание условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении;

– социализация детей с ограниченными возможностями в условиях семьи и образовательного учреждения;

– личностно — ориентированный подход в работе с детьми с ОВЗ с использованием нетрадиционных технологий;

– проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка;

– психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях детского сада и семьи.

Одним из важнейших направлений психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является работа с семьей. Основной целью работы специалистов ДОУ с родителями, воспитывающих таких детей включает в себя:

– своевременное информирование об особенностях развития ребенка;

– формирование активной позиции в вопросах воспитания, обучения;

– вовлечение семьи в единое образовательное пространство ДОУ как равноправных участников.

В детском саду создана и функционирует служба психологической помощи.

Цель службы: получение ребенком квалифицированной помощи педагога-психолога, направленной на психолого-педагогическое содействие семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Этапы работы психологической службы:

1 этап

– психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;

– установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

– сопровождения ребенка и установление контакта со всеми специалистами ДОУ;

– составление социально- психологической карты семьи.

2 этап

– реализация индивидуальной программы и психологических занятий, включающих в себя игры на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

– психолого-педагогическое просвещение родителей (консультирование, беседы, обсуждения);

– создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

– 3 этап

– анализ эффективности процесса и результатов сопровождения ребенка ОВЗ.

Методы и формы работы с детьми ОВЗ педагога-психолога:

– метод сказкотерапии на занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка;

– метод игротерапия способствует коррекции самооценки ребенка, формирует у него позитивные отношения со сверстниками и взрослыми, развивает интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества;

– метод релаксации способствует снятию психического напряжения, а релаксационные упражнения позволяют ребёнку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние;

– метод песочной терапии развивает фантазию, творческие способности, образное мышление, мелкую моторику. Песок благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев;

– метод арт-терапия используется как средство развития психики ребенка через его занятия художественным творчеством;

– психогимнастика включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личной сферы.

Главная задача психологической службы ДОУ-помочь родителю ребенка с ОВЗ быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу.

Формы и методы работы с родителями:

– Консультирование — оказание помощи и поддержки каждой семье, имеющей «особого» ребенка.

– Семинары-практикумы — эффективная форма взаимодействия с родителями, где они знакомятся с новинками литературы, играми, учатся применять полученные знания на практике.

– Дни открытых дверей — это дни, которые позволяют пообщаться родителям с воспитателями и специалистами ДОУ, задать им интересующие вопросы, пополнить свой багаж психолого-педагогических знаний, посещать группу вместе с ребенком, наблюдать за работой специалистов.

– Проведение совместных праздников — совместная деятельность детей и взрослых, где родитель может видеть достижения своего ребенка, принимать активное участие в празднике.

– Игровые сеансы с семьей — формирование своего образа «Я» через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;

– Тематические встречи и круглые столы с родителями, где обсуждаются вопросы:

— Какие изменения произошли с ребёнком?

— Каких следующих шагов в развитии ожидаете от ребенка в ближайшем будущем?

— Каким видите свое участие в этих изменениях?

В своей работе с детьми с ограниченными возможностями мы стремимся обеспечить психологический комфорт в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома, которая построена на принципах:

  1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в ходе коррекционно-педагогического процесса идет учет индивидуальных интересов и возможностей каждого воспитанника, который направлен на развитие личности, раскрытие его возможностей, талантов.
  2. Принцип комплексности предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса в ходе коррекции нарушений развития. Данный принцип предполагает постоянное сотрудничество в тесном контакте педагога-психолога с учителем-логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, родителями для более успешной реализации цели обучения у детей с ОВЗ по адаптированной образовательной программе (далее АОП).
  3. Принцип деятельностного подхода — это совместная деятельность педагога с детьми, включения его в активную познавательную коллективную деятельность, которая является личностно-значимой для ребенка.
  4. Гуманно-личностный подход, который предполагает формирование позитивной «Я-концепции», определяет успешность обучения, развития и состояния здоровья воспитанника, создание ситуации успеха, как важный фактор их личностного развития и успешной интеграции в социуме.

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада и выстроить систему психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях детского сада и семьи. Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н.Алексеева, Е. Л. Агафонова //Психологическая наука и образование. — 2011. — № 1. — С. 83–92.
  3. Афонькина Ю.А, Усанова И. И, Филатова О. В. Технология комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования, 2010. — 67 с.
  4. Бондаренко И. М., Ковешникова А. М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012. — 36 с.
  5. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики. Методическое пособие. Под общей редакцией С. В. Алехиной, М. М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. –156 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, коррекционно-развивающая работа, ограниченная возможность здоровья, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение детей, родитель, психологическая служба, семья, дошкольное образование.


Задать вопрос