Игры, в которые играют архитекторы, или Архитекторы, которые играют в игры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 07.03.2021

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Дьячкова, Е. А. Игры, в которые играют архитекторы, или Архитекторы, которые играют в игры / Е. А. Дьячкова, С. М. Гусева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 181-186. — URL: https://moluch.ru/archive/352/79057/ (дата обращения: 20.04.2021).



В статье рассмотрено использование дистанционного образования с элементами геймификации в специальности архитектура, и возможности, позволяющие формировать разнообразный набор компетенций.

Ключевые слова: компьютерные игры, геймификация, игрофикация, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, архитектурное образование.

The article discusses the use of distance education with elements of gamification in the specialty architecture, and the possibilities that allow the formation of a diverse set of competencies.

Key words: computer games, gamification, distance learning, distance learning technologies, architectural education.

Компьютерные игры долгие годы были главным двигателем прогресса создания новой, усовершенствованной компьютерной техники, как центральных процессоров, так и графических подсистем. Создание графики, художественное оформление игры — один из важнейших моментов процесса разработки. Сама графика в значительной степени определяет то, что называется «атмосферой игры». Архитектор, вступая в этот процесс, конкретизирует замысел игры, взаимодействия персонажа с окружающими его застройками, антуражем и стаффажем, или же наоборот, окружающее пространство взаимодействует с персонажем, являясь главным действующим лицом. Знание принципов компоновки (установления связей между элементами) и понимание того, как они влияют на наше восприятие окружения, помогает проектировать интерьер и экстерьер. Процесс создания объекта в игре очень схож с реальным проектированием. Создание двухмерной модели, затем с помощью соответствующего ПО создается трехмерный объект. Участие архитектора в разработке игрового процесса играет не мало важную роль. В свою очередь опытный специалист способен обеспечить более высокий уровень погружения в мир игры, именно геймплей определяет жанр игры.

Обратной же стороной процессе погружения в компьютерные игры, рассмотрим геймификацию (игрофикацию) образовательного процесса для специальностей архитектура и дизайн. Хотелось бы отметить, что в последние годы тенденция включения цифровых технологий, в том числе игровых, носит повседневный характер. Роль подобного включения обострилась с необходимостью перехода большинства ВУЗов в дистанционный формат обучения.

«Геймификация (игрофикация) — новое понятие в дистанционном обучении. С развитием индустрии компьютерных игр, с помощью игровых технологий, становится все проще решать проблемы: обучения, преподавания, адаптирования имеющихся бумажных материалов» [1].

Геймификация рассматривается, как одно из средств активных методов обучения в дистанционном образовательном процессе, то есть совокупность педагогических методов, направленных на организацию учебного процесса, и создающих специальными средствами условия, мотивирующих обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала. Интерактивность и введение элементов игрофикации в дистанционное обучение, обеспечивается отдельными методиками и новыми технологиями передачи учебной информации. В дистанционном обучении применяется иерархия рабочего материала, эффекты мультимедиа, интерактивная система контроля, опросов, тестирования, что позволяет учащемуся получить систематизированные знания по каждой теме. Сведение видео, аудио, графического и текстового материала, создание эффектов анимации, воплотить в новую и богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения студентов в процесс обучения [1].

Лекционные материалы по архитектурно-дизайнерским теоретическим дисциплинам традиционно используют много изобразительного материала, включая медиа ряд, что достаточно легко позволяет переводить содержание курса в видео-презентации для чтения теоретических материалов в онлайн режиме. Переход на чтение лекций в онлайн режиме для большинства педагогов- архитекторов не представлял большой сложности.

Разработка приемов совершенствования архитектурного образования с помощью геймификации, а также развития дистанционных методов обучения. Геймификацию в архитектурном образовании можно классифицировать, как на рис. 1.

Классификация игровых методов обучения в архитектурном образовании

Рис. 1. Классификация игровых методов обучения в архитектурном образовании

В статье рассмотрены визуальные и дистанционные методы включения в образовательный процесс. В качестве примера выбраны популярные компьютерные игры, разных производителей.

Производители:

  1. Electronic Arts. Компания, разрабатывающая игры в разных жанрах, начиная спортивными симуляторами и заканчивая стратегиями. Одна из самых старых игровых компаний.
  2. Ubisoft. Французская компания, специализирующаяся на разработке и издании компьютерных игр, история компании берёт начало от пяти братьев, которые основали Ubisoft во Франции в 1986 году.
  3. Rock star game. Американская компания была создана в 1998 году как объединение сразу множества студий.
  4. Blizzard. Компания была основана 8 февраля 1991. Известны тем, что во многих своих играх раскидывают «пасхалки» и отсылки ко многим другим своим играм.
  5. Nintendo. Компания основана в 1983 году. Слово «легендарная» недостаточно для описания этой студии, которая провела сразу несколько революций в истории игровой индустрии. (Рис. 2.)

Лидирующие производители компьютерных игр.

Рис. 2. Лидирующие производители компьютерных игр.

Архитектура как она есть. Ряд компьютерных игр действительно потрясает своим великолепием. С детальной точностью воссозданы утраченные города различных исторических периодов. К данной категории игр можно отнести серию игр Assassin’s Creed. Эта серия призвана не только пройти игру от начала до конца, но также носит и обучающий характер. В играх есть отсылки к реальным историческим персонажам и событиям, а также справки по зданиям и сооружениям архитектуры, которые исследует главный герой в ходе игрового процесс.

Хотя в симуляторах реальности архитектура играет самую простую роль — антураж. Игрок может побегать по улицам, прыгнуть с купола собора и выполнить множество действий, являющихся базовой механикой игры (рис. 3).

Серия игр «Assassin`s Creed», как примеры демонстрационных игр

Рис. 3. Серия игр «Assassin`s Creed», как примеры демонстрационных игр

Например, в Assassin’s Creed Odyssey мир этой игры не отличим от исторической реальности. Действие игры разворачивается в эпоху Древней Греции во время Пелопоннесской войны и именно ключевым элементом «Одиссеи» стали прекрасные виды, открывающиеся с горных вершин и уступов. Храм Эрехтейон в Афинах выглядит максимально точно и не упущены даже самые мельчайшие детали, что и у здания в действительности. Для воссоздания исторической точности разработчики Ubisoft ездили в Грецию, чтобы сфотографировать и изучить множество объектов, чтобы в дальнейшем перенести их в игру. Город очень проработан, особенно это касается различных статуй, которые можно встретить на его улицах. Однако город проработан не только снаружи, но и внутри, зайдя во двор или в здание игроки также обнаружат декорации времен Древней Греции и многое другое. В Афинах можно увидеть театральные постановки, музыкальные выступления, шумные гулянки и другие увеселения греков.

Не уступает по реалистичности и Assassin’s Creed Origins и Assassin s Creed brotherhood . Действие игр разворачивается в разные исторические периоды, но объединяет их одно — памятники, воссозданные создателями игр, невероятны по своей проработке, точности реализации. Игры, в связи с их ограниченностью, не могут похвастаться «живым миром», так как созданы не для этого, но сгенерировать декорации для создания исторической инсталляции высокого уровня способны.

Пример компьютерных игр для оформления визуального контента

Рис. 4. Пример компьютерных игр для оформления визуального контента

Еще одна игра насыщенная красивым и реалистичным визуальным рядом — battlefield 1. События, развивающиеся в игре, все ближе подталкивают нас к нашему времени. Battlefield 1 — это истории Первой мировой. Эта игра точно передает ощущение войны. Погружению в игру помогает графика, соответствующая историческому периоду (рис. 4).

Игра Sekiro: Shadows Die Twice , благодаря ей, мы сможем окунуться в прошлое Японии, в эпоху Сэнгоку. Sekiro рассказывает вымышленную историю на фоне реального исторического конфликта. Но всё-таки период Сэнгоку принёс стране не только войны, но и культурный ренессанс (рис. 4). От красоты и проработки детлей средневековой Японии захватывает дух, не нужно быть специалистом, чтобы заметить, с каким трепетом компания FromSoftware относятся к самобытности той эпохи. Проработанная до мелочей архитектура и живопись поражает. Небольшие деревянные домики (минки), возвышающиеся над землей, с черепичными крышами. Крыши дворцов представляет собой наиболее впечатляющий визуальный компонент, немного изогнутые карнизы простираются далеко за стены, закрывая веранды. Карнизы с увеличенными размерами (система доу-гун) придают интерьеру характерную тусклость, которая способствует атмосфере здания.

Данные игры рассматривается, как инструмент фрагментарного включения в образовательный процесс обучения специальностей архитектура и дизайн, визуальной составляющей лекционного курса дисциплины «История архитектуры». Отдельные принтскрины игры, могут являться медиа-материалом, чтобы насытить и разнообразить визуальный контент лекции. Студенты быстрее включаются в общение, ведут диалог и дискуссию с преподавателем, когда видят знакомые и просты для восприятия демонстрационные материалы. Также механика игры позволяет подняться на самые высокие точки известных архитектурных объектов и получить изображения с высоты птичьего полета, подобный наглядный фото и видеоматериал для большинства объектов (в том числе утраченных) отсутствует.

Отдельных вид игровых симуляторов — градостроительные игры. Подобный тип игр популярен среди преподавателей и студентов специальности архитектура и урбанистика, так как можно имитировать различные градостроительные ситуации. В современном мире есть множество игр, симулирующих реальные аспекты жизни людей и построения городов. Основной целью игр является создание города, который должен работать, как обособленный, со всеми происходящими в нем процессами. Выбор большой, так как в самих играх заложены различные задачи, жанры и даже исторический период (рис. 5). Например, игра Foundation , посвящена периоду средневековья — романской и готической архитектуре. Children of the Nile погружает в атмосферу древнего Египта. Игра Anno 2205 и Planetbase, переносят нас в будущее и строительство города происходит в космическом пространстве. Но самой популярно остается SimCity и Skylines , игры считаются лучшими градостроительными симулятороми. В них можно построить город своей мечты, или отработать реальную градостроительную концепцию, тип планировки, принципы зонирования города, транспортные развязки, взаимодействия жителей города с объектами общественного назначения и жилыми зданиями и многое другое. В симуляторе есть также возможность отработать экологические основы градостроительства и «умные города».

Примеры компьютерных игр, воссоздающих градостроительные ситуации

Рис. 5. Примеры компьютерных игр, воссоздающих градостроительные ситуации

Выше рассмотренные игры притягивают игроков своим реалистичным дизайном и детализированными городскими объектами. С практической стороны заниматься строительством мегаполиса и решать городские проблемы в краткосрочном и долгосрочном плане мотивирует игрока. В рамках специальных предметов по градостроительству, урбанистике и основам экологии, позволяет погрузиться в процесс проектирования в игровой форме, рассматривается, как инструмент частичного включения в образовательный процесс, и не является основополагающей базой знаний.

Основной дисциплиной для специальности архитектура является «архитектурное проектирование». Одним из вариантов включения компьютерных игр в процесс обучения — непосредственно проектирование зданий. В качестве эксперимента студентам 3 и 4 курса было выдано задание спроектировать известные жилые дома великих архитекторов, представлены на рис. 6.

Примеры работ, выполненные студентами с помощью компьютерных игр

Рис. 6. Примеры работ, выполненные студентами с помощью компьютерных игр

В качестве основных инструментов использованы игры The Sims и Mayncraft . Принцип работы в этих симуляторах значительно отличается, но стоит отметить, что каждая из них немного похожа на программы для реального проектирования.

Minecraft — популярная инди-игра, в которой игрок перемещается по трехмерному миру, состоящему из кубов. Здесь игроки собирают различные природные ресурсы для формирования искусственной среды. Создание объекта похоже на проектирование в стандартных программах для архитекторов и дизайнеров. В Minecraft недостаточно деталей для создания интерьера, зато разнообразие возможностей создание экстерьера поражает зачёт большой палитры выбора материалов для строительства и их цветового решения.

The Sims —популярная «песочница», для архитекторов и дизайнеров особый интерес представляет создание и оформление интерьера и экстерьера домов. Главным отличием от профессиональных программ для проектирования является то, что по итогу мы не можем получить чертежи (планы, фасады, разрезы), которые требуются в соответствии с нормативно техническими документами, и красивую визуализацию (итоговое фотореалистичное изображение проекта) сделать там невозможно. «Sims» не помогает архитекторам в реальном проектировании, но поможет в качестве образовательного инструмента для юных проектировщиков, которые учатся быть профессионалами, создавать благоприятную среду и развивать архитектурное мышление.

Обучение с помощью геймификации, симуляции в архитектурных играх может быть полезным, поскольку есть шанс поэкспериментировать с различными стратегиями проектирования городов и зданий. Архитектурные игры делают задачу более сложной, и в отличии от реального проектирования — нет серьезных последствий.

Предложенная модель нового типа образовательной ситуации с фрагментарным включением компьютерных игр, в качестве демонстрационного материала, и с интеграцией дистанционных образовательных технологий, отражает современные педагогические тенденции и запросы студентов. Таким образом, концепция включения технологии электронного обучения расширяет возможности преподавателей и обучающихся и позволяет разнообразить и обогатить традиционный курс лекций.

Литература:

  1. Дьячкова, Е. А. Геймификация в дистанционном образовании как средство активизации обучения студентов-архитекторов / Е. А. Дьячкова. — Текст: непосредственный // Вестник Московского информационно-технологического университета — Московского архитектурно-строительного института. — 2019. — № 4. — С. 66–71.
  2. Дьячкова, Е. А. Интеграция веб-технологий в процесс обучения архитектурному проектированию / Е. А. Дьячкова. — Текст: непосредственный // Вестник Московского информационно-технологического университета — Московского архитектурно-строительного института. — 2018. — № 4. — С. 73–79.
  3. Булгакова Е. А. Интегрирование инновационных методов образования в систему подготовки архитекторов // Электронное обучение и дистанционные технологии в образовании: опыт и перспективы развития. 2015. № 1.
  4. Булгакова Е. А. Московский информационно-технологический университет — Московский архитектурно-строительный институт — архитектурная школа нового типа // Проект Байкал. 2017. Т. 14. № 53.
  5. Булгакова Е. А. Цифровизация архитектурного образования // В сборнике: Молодая наука — 2020. Сборник трудов VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Отв. редактор С. А. Забелина. 2020. С. 28–32.
  6. Казакова, Н. Ю. Гейм-дизайн (художественно-проектный подход к созданию цифровой игровой среды): специальность 17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн»: диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения / Казакова Наталья Юрьевна; ФГБОУ ВО «Российский государственный университет имени а. н. Косыгина (технологии. дизайн. искусство)». — Москва, 2017. — 497 c. — Текст: непосредственный.
  7. Андреева А. А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации: ВКР., Е. 2018.
  8. Леонов, А. Египет, который мы потеряли — обзор Assassin's Creed: Origins / А. Леонов. — Текст: электронный // DTF: [сайт]. — URL: https://dtf.ru/flood/12010-egipet-kotoryy-my-poteryali-obzor-assassin-s-creed-origins (дата обращения: 03.03.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): игра, архитектурное образование, дистанционное обучение, реальное проектирование, архитектура, образовательный процесс, Древняя Греция, игровой процесс, исторический период, онлайн режим.


Задать вопрос