Педагогические идеи Алишера Навои и их влияние на воспитание подрастающего поколения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 07.03.2021

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Салиева, Н. С. Педагогические идеи Алишера Навои и их влияние на воспитание подрастающего поколения / Н. С. Салиева, Шохжахон Абдуллаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/352/79046/ (дата обращения: 20.04.2021).



В данной статье рассматриваются педагогические идеи из жизни и творчества великого узбекского деятеля, выдающегося поэта, мыслителя Алишера Навои. Подчеркивается, что созданные им более шести веков назад произведения имеют очень ценные идеи для воспитания сегодняшней молодёжи и грядущего поколения. Его жизнь и творения служат основной методикой в воспитании для всех воспитателей и учителей, также родителей.

This article examines pedagogical ideas from the life and work of the great Uzbek figure, outstanding poet, thinker Alisher Navoi. It is emphasized that the works created by him more than six centuries ago have very valuable ideas for educating today's youth and the next generation. His life and creations serve as the main methodology in education for all educators and teachers, as well as parents.

Наследие выдающегося узбекского поэта, мыслителя Алишера Навои, жившего и творившего шесть веков назад, и сегодня не потеряло своей актуальности. Как не странно, сегодня поднимается проблема, в ХХI веке не только наша молодёжь или подрастающее поколение, всё человечество нуждается в разностороннем развитии, чему более 600 лет назад Алишер Навои уделял пристальное внимание, в частности овладению наукой и ремеслом, в которых постоянно надо совершенствоваться, и призывал к этому окружающих. [«Педагогические взгляды великого лирика» Азиза Очилова преподаватель школы № 23 Карманинского района.]

По мнению Алишера Навои ребёнок — это Божий дар каждой семье, в котором заключается смысл жизни любой семьи. Ребёнок в семье — это стимул жизни, который заставляет жить и радоваться всех — без исключения, брата, сестру и родителей. Педагогические идеи восточного лирика отличаются гуманизмом. Алишер Навои считал человека самым высшим и благородным существом в мире, а ребёнка — светилом, которое озаряет дом и приносит в семью радость и счастье. Поэт писал, что дети не могут отличать хорошее от плохого, поэтому с ранних лет должны находиться под благотворным влиянием воспитателей. [«Педагогические взгляды великого лирика» Азиза Очилова преподаватель школы № 23 Карманинского района.]

В своих стихах Алишер Навои воспевает появление ребёнка в доме как великое торжество, что с этим не сравнится ничего. Ещё в этом заключается такая мысль, что дети — это отражение нашего завтра, то есть копии прошлого, поэтому необходимо дать правильное воспитание будущему поколению.

Характеризуя подростковый и юношеский возраст, Навои говорил, что, после детства наступает юношество — период формирования разума. Тогда человеком овладевает или разум, или страсть. Если победит первый, люди станут руководить благородными делами. Мыслитель призывал молодёжь к изучению наук и развитию разума. [«Педагогические взгляды великого лирика» Азиза Очилова преподаватель школы № 23 Карманинского района.]

Если нам не верен дом, осененный правой верой,

К иноверцам мы пойдем на другой конец вселенной.

Жизнь уходит день за днем, будь же добрым и веселым,

Чтобы не жалеть потом об утрате незабвенной.

[отрывок из «Поучительные заветы старости» Алишер Навои, Газели]

В этих строках Алишер Навои говорит, что какова бы не была жизнь, надо ее принимать как есть, в дальнейшем как проводить, как прожить ее зависит от самого человека, во что бы то ни стало, необходимо жить с позитивом и оптимизмом. Сколько бы не продолжилась жизнь, человек должен творить только добро, чтобы потом не жалеть за бесценно прожитую жизнь.

Анализируя жизнь и творчество Алишера Навои, следует заключить, что мыслитель в своих произведениях призывал родителей, учителей и общественность воспитывать у молодого поколения такие нравственные качества, как трудолюбие, гуманизм, патриотизм, милосердие, доброту, правдивость, справедливость, честность, уважение к родителям.

Основную задачу воспитания и обучения он видел в нравственной подготовке человека. С его точки зрения, человека нужно воспитывать в духе гуманизма, патриотизма, бескорыстия, честности и порядочности.

Особенным для нас педагогов является то, что изучение научных, культурных и литературных произведений великих мыслителей-классиков еще раз свидетельствует, что отношения этих двух личностей являются ярким примером верной дружбы.

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Непреходящие нравственные качества — честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.

Сегодня в Узбекистане нет, пожалуй, ни одного дома, где на самом видном месте не стояли бы книги великого поэта и мыслителя Алишера Навои, всю жизнь посвятившего служению своему народу и культуре. Своими произведениями он прославил родной узбекский язык, богатство и образность которого помогли ему встать в один ряд с другими восточными литературными языками.

Как писал один из известнейших востоковедов, крупнейший исследователь жизни и творчества Навои и его эпохи Евгений Бертельс, Навои был гениальным поэтом, глубоким знатоком истории и литературы, хорошим архитектором, художником, музыкантом и страстным поклонником всякой искусной работы.

Творческое наследие «султана поэтов» огромно. Он основательно изучил тончайшие секреты стихосложения, прекрасно владел не только староузбекским, но и арабским, и персидским языками. На фарси написан и его первый диван — «Диван Фани», завершенный к 1468 году, то есть когда автору было всего двадцать семь лет. Впоследствии же он представил читателям еще четыре дивана уже на родном языке, тем самым доказав всему миру, что на тюрки можно сочинять прекрасные газели и произведения иных высоких поэтических жанров. Следуя восточной традиции, Навои создал свой главный труд — «Хамсу» («Пятерицу»), состоящую из поэм «Смятение праведных», «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь планет» и «Стена Искандера».

«Щедр только тот, что в трудную минуту,

Последний хлеб с другим делить привык»

Это фраза, заметьте, высказанная более шестисот лет назад об узбекском народе. Как видно, вдобавок ко всем своим достоинствам Алишер Навои обладал еще одним ярчайшим талантом — быть человеком. Вот уже почти шесть столетий его строки призывают нас, читателей ценить и воспитывать в себе такие качества, как доброта, отзывчивость, щедрость, умение протянуть руку тому, кто нуждается в помощи. Он писал: «Самым лучшим человеком признай того, от кого будет наибольшая польза для народа». Именно столь передовое гуманистическое мировоззрение Навои и высокие художественные достоинства его произведений обеспечили их широчайшую популярность не только в своем отечестве, но и во всем мире. Созданные в далеком XV веке, его книги по сей день продолжают служить нравственному воспитанию подрастающего поколения и духовному обогащению общества в целом.

[Источник: газета «Правда Востока]

Литература:

  1. С.Айни. Алишер Навои/ — Сталинабад,1948.с.47–48.
  2. Бертельс Е. Э., 1965. Бертельс Е. Э Навои и Джами. — М., 1965, Избранные труды.-195 с.
  3. Гафуров Б. Таджики.кн.11.-Душанбе,:Ирфон,1989 с.
  4. Джами. Лирика. Поэмы. Весенний сад» /Сборник. Вступит. статья и примеч. Аълохон Афсахзод. Ред.С. Ховари — Душанбе,-1989–654с.
  5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ» 2005.- 448 с
  6. Кор-глы X. Узбекская литература/ Изд. 2-е, перераб. и доп. Учеб, пособие для филол. специальностей ун-тов. М., «Высш. школа», 1976 -303 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Навой, великий лирик, жизнь, подрастающее поколение, преподаватель школы, мыслитель, нравственное воспитание, произведение.


Задать вопрос