Развитие социо-эмоциональной компетентности у студентов педагогических вузов Вьетнама | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 05.03.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Дао, Тхи Нгок Ань. Развитие социо-эмоциональной компетентности у студентов педагогических вузов Вьетнама / Тхи Нгок Ань Дао. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 178-181. — URL: https://moluch.ru/archive/352/79025/ (дата обращения: 20.04.2021).



Развитие педагогических компетентностей учителей играет решающую роль в повышении качества обучения и воспитания в общеобразовательных школах Вьетнама. Новый социальный контекст требует от учителей новых профессиональных способностей, чтобы справляться со стрессом на работе. Одна из важных профессиональных компетентностей, которой в настоящее время должны овладеть учителя, — это социо-эмоциональная. Согласно результатам последних научных исследований в области образования, во Вьетнаме 40–50 % учителей бросят работу в течение первых 5 лет преподавания. Практика показывает, что у многих учителей отсутствует любовь к профессии. Они не соблюдают стандарты профессиональной этики, ведут себя недружелюбно по отношению к ученикам и коллегам, что в результате вызывает многие случаи школьного насилия с участием учителей. Дело в том, что такое поведение данных учителей не вызвано ограниченным уровнем знаний или малым стажем работы, а в основном отсутствием умений социального взаимодействия, эмоционального управления, разрешения конфликтов, отсутствием социо-эмоциональной компетентности (social-emotional competence — SEC). Все это ставило новую задачу перед педагогическими вузами Вьетнама, заключающуюся в развитии у студентов-педагогов социо-эмоциональной компетентности как ключевой для них.

В русской и вьетнамской педагогической и психологической литературе нередко встречаем такие термины, как эмоциональная компетентность, культура, эмоциональный интеллект студентов-учителей. Эти термины, по нашему мнению, наиболее характеризуют эмоциональную сферу их личности, а не сферу социальных воздействий этих будущих учителей. Поэтому здесь мы не используем понятие «эмоциональная», а понятие «социо-эмоциональная» компетентность (СЭК), которую К. Саарни определяет, как проявление способности эффективно выявлять эмоции в ситуации социального взаимодействия. Она описывает ее также, как умение выражать эмоции в соответствии с имеющимися целями и социальной ситуацией, различать и распознавать эмоции других людей, включая сложные и смешанные эмоции. Важно понимание того, что внутреннее эмоциональное состояние может отличаться от внешнего его выражения, способность к эмпатической включенности в эмоциональное состояние другого, принятие эмоции и умение с ней справиться. Проявления развитой социо-эмоциональной компетентности, успешные социальные контакты, повышают самооценку индивида, что, в свою очередь, стимулирует его к экспериментированию со своими умениями в новых ситуациях, развивая, таким образом, его способности и навыки [2, 3, 4]. С ее точки зрения, в развитии социо-эмоциональной компетентности важную роль играет стадиальная обработка информации: расшифровка социальных сигналов, их интерпретация, формулировка целей, генерация стратегий решения проблемы, затем оценка эффективности этих стратегий и выбор возможных реакций [2]. На весь процесс обработки информации влияют предварительный опыт индивида и компоненты СЭК: эмоциональность навыки саморегуляции, социальные навыки взаимодействия [1]. Для выявлении сущности социо-эмоциональной компетентности студентов, на наш взгляд, необоходимо обращать внимание к концепции CASEL. Для развития социо-эмоциональной компетентности у современного человека организация CASEL рекомендует и создает программу «Социально-эмоциональное обучение» (Social and emotional learning — SEL). В известной научной литературе CASEL под понятием SEL понимается процесс, посредством которого люди приобретают и применяют знания, умения и навыки для развития здоровой идентичности, управления эмоциями и достижения личных и коллективных целей, чувствуют и проявляют эмпатии к другим, устанавливают и поддерживают позитивные отношения, а также принимают ответственные и заботливые решения в сложных жизненных ситуациях [6]. Программы социально-эмоционального обучения CASEL направлены на развитие основных социально-эмоциональных навыков, знаний и установок человека и включают в себя пять ключевых элементов [5]:

  1. Самосознание: распознавание собственных эмоций и мыслей, понимание их влияния на поведение, понимание своих сильных и слабых сторон и развитие обоснованного чувства уверенности в себе;
  2. Саморегуляцию: способность эффективно контролировать свои эмоции и поведение в разных ситуациях; способность справляться со стрессом, умение поддерживать мотивацию и направленность на достижение личных и академических целей;
  3. Социальную компетентность: способность проявлять эмпатию по отношению к людям из разных слоёв общества и разных культур, понимать социальные и этические нормы поведения;
  4. Способность устанавливать и поддерживать позитивные взаимоотношения с другими людьми; развитие навыков активного слушания, сотрудничества, противостояния неуместному социальному давлению и разрешения конфликтов.
  5. Ответственное принятие решений: способность делать этический и конструктивный выбор в личном и социальном поведении; способность реалистично оценивать последствия своих поступков (см.рис.1).

Модель SEL организации CASEL

Рис.1. Модель SEL организации CASEL

На основе общей концепции социально-эмоциональной компетентности CASEL, мы даем определение социо-эмоциональной компетентности студентов педагогического вуза следующим образом: СЭК студентов педвузов — это набор компетенций, который помогает студентам педагогического вуза, будущим учителям понимать и управлять своими собственными эмоциями, знать, как сопереживать эмоциям других людей и проявлять сочувствие к ним в разнообразных отношениях будущей профессии, например, со своими учениками, другими учителями, родителями ученика и т. д.. Отсюда студенты могут знать, как установить и поддерживать позитивные отношения, как ответственно принимать решения при организации учебно-воспитательной деятельности в школе.

Из вышеприведенного определения можно утвердить, что понятие социо-эмоциональной компетентности студентов педагогического вуза в полной мере несет особенности социо-эмоциональной компетентности человека в целом. Разница здесь в том, что необходимо связать проявления социо-эмоциональной компетентности студентов педагогического вуза с реальностью их будущей педагогической деятельностью (обучением и воспитанием в школе), которая в основном строится в трёхмерной структуре: семья ученика — школа — общество.

В нашем научном исследовании [7] нами были выявлены 4 пути развития СЭК студентов педагогических вузов.

1) Путь 1: Создание и применение специальных программ SEL для студентов педвузов на основе следующих принципов:

— Программы должны быть соответствовать с особенностями личности студентов педвузов.

— Программы должны иметь профессиональную направленности. Иначе говоря, эти программы SEL должны подготовить студентов к решению будущих профессиональных задач и к поддержанию и управлению позитивными профессиональными отношениями.

— Программы должны быть практико-ориентированными, систематическими и непрерывными.

2) Путь 2: Интеграция содержания социально-эмоционального обучения в учебный процесс по учебным дисциплинам для студентов педвузов следующим образом:

— Интеграция содержания развития социо-эмоциональной компетентности в содержание, методы и формы обучения разным учебным предметам;

— Организация практических занятий в рамках учебного процесса, ориентированных на развитие СЭК у студентов.

— Процесс реализации интегративного обучения поэтапно организуется. Это:

— Проанализировать учебную программу дисциплины, определить, какое содержание обучения может быть интегрировано с содержанием развития СЭК;

— Построить темы интегративного обучения на основе интеграции содержания учебной дисциплины и содержания развития СЭК в соответствии с рис. 2.

Схема построения тем интегративного обучения, ориентированного на развитие СЭК студентов педвузов

Рис. 2. Схема построения тем интегративного обучения, ориентированного на развитие СЭК студентов педвузов

— Проектирование и организация интегрированных учебных занятий по сформированным темам.

3) Путь 3: Развитие СЭК у студентов педвузов посредством решения профессиональных задач в течение педагогической практики в школах

Важным условием формирования профессиональной подготовки студентов является производственная практика. Назначение практики студентов заключается в подготовке к основным видам профессиональной деятельности, реализации приобретенных профессиональных знаний, навыков, умений и профессиональной адаптации, т. е. вхождения в профессию, освоения социальной роли, профессионального самоопределения, формирования позиций, интеграции личностных и профессиональных качеств. В разнообразных условиях педагогической практики студенты имеют возможности столкнуться с разными реальными профессиональными ситуациям, что, по-видимому, помогает им повышать уровень СЭК.

4) Путь 4: Психолого-педагогическое консультирование студентов о саморазвития их личностью с ориентацией на развитие СЭК.

Таким образом, социо-эмоциональная компетентность является важным условием успешной профессиональной деятельности учителей в контексте усложняющихся социальных отношениях. Развитие СЭК у студентов педвузов сегодня стало актуальным и требоваться большого внимания ученных. При этом необходимо отметить, что процесс развития СЭК достаточно долговременно и сложно, поэтому следовать реализовать комплексный подход к данному процессу.

Литература:

  1. Жуков, Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: МГУ, 1990. — 104 с.
  2. Saarni, C. Emotional competence: How emotions and relationships become integrated. In R. A. Thompson (Ed.), Socioemotional development: Nebraska symposium on motivation. Lincoln, NE: University of Nebraska Press. 1990. Vol. 36. Pp. 115–182.
  3. Saarni, C. Emotional competence and self-regulation in childhood. In P. Salovey & D. J. Sluyter (Eds.), Emotional development and emotional intelligence: Educational implications NY: Basic Books. 1997. Pp. 35–66. 191.
  4. Saarni, C. The development of emotional competence. Odessa: Guilford Press. 1999. 381p.
  5. Weissberg, R. P., Goren, P., Domitrovich, C., & Dusenbury, L. (2013). CASEL guide effective social and emotional learning programs: Preschool and elementary school edition. Chicago, IL: CASEL.
  6. What is Social and Emotional Learning (SEL)?. Материал на сайте: https://casel.org/
  7. Đào Thị Ngọc Anh. Phát triển năng lực cảm xúc-xã hội cho sinh viên trường Đại học Sư phạm Hà Nội đáp ứng yêu cầu nâng cao chất lượng đào tạo giáo viên THPT. Đề tài khoa học và công nghệ cấp trường năm 2019–2020. Mã số: SPHN19–09TT. (Дао Тхи Нгок Ань, Развитие социо-эмоционального компетентности студентов Ханойского педагогического университета в соответствии с требованиями повышения качества подготовки учителей средней школы. Научное исследование под руководством Дао Тхи Нгок Ань. Код: SPHN19–09T. Ханой: 2019 -2020 г.
Основные термины (генерируются автоматически): CASEL, SEL, социо-эмоциональная компетентность, студент педвузов, педагогический вуз, развитие, социо-эмоциональная компетентность студентов, способность, эмоция, педагогическая практика.


Задать вопрос