Семиотический анализ фильма «Капитан Фантастик» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 07.03.2021

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Добряк, К. Ю. Семиотический анализ фильма «Капитан Фантастик» / К. Ю. Добряк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 148-149. — URL: https://moluch.ru/archive/352/79019/ (дата обращения: 20.04.2021).



В данной статье автор с помощью семиотического анализа раскрывает структуру фильма.

Ключевые слова: семиотика, анализ, фильм.

Капитан Фантастик является дебютом в полнометражном кино актера Мэтта Росса, до этого снимавшего лишь короткометражные фильмы. Фильм рассказывает трогательную историю воспитания детей вне социума, показывая все сложности такого воспитания, а также влияние социальной среды на развитие и становление молодых личностей.

Главный герой фильма Бен живет в лесу и воспитывает в одиночку 6 детей. Дети умеют охотиться и стрелять из лука, владеют основами рукопашного боя, знают несколько иностранных языков и основы квантовой физики. Но случается событие, в корне меняющее всю их дальнейшую жизнь, — смерть матери. Они вынуждены покинуть уютный лес и отправиться в реальную жизнь, большой и пугающий город, где столкнуться с множеством проблем, после решения, которых их жизнь не будет прежней.

Прежде всего, хочется отметить успешный дебют Мэтта Росса в качестве режиссёра. Фильм снят в жанре комедии-драмы, но в нем подняты многие психологические и социальные проблемы [2, с. 34]. Среди них: принятие себя, как личности (старший сын Бена после неудач с девушками не разочаровался в себе, а посвятил себя путешествиям и учебе), влияние социальной среды на «нестандартных» людей (непринятие детей Бена двоюродными братьями, неудачное общение с девушкой, завоевание внимание внуков и внучек дедушкой с помощью подарков). Также в фильме поднимается тема семейного воспитания, нужно ли придерживаться конкретного плана при воспитании детей, является ложь во благо верным решением? На эти вопросы режиссер дает свое развернутое мнение.

Структура «тезис-антитезис» идеально подходит фильму, все её компоненты работают слаженно как единый механизм. Символичное разделение на две части (в первой половине ленты — демонстрация плюсов жизни в гармонии с природой, вдали от общества, а во второй взаимодействие, столкновение двух мировоззренческих позиций) [4, с. 56].

Картина получила положительные отзывы, как от зрителей, так и от критиков. Она была показана на Каннском кинофестивале, в рамках программы «Особый взгляд», где Мэтт Росс получил премию за лучшую режиссуру. Исполнитель главной роли Вигго Мортенсен был номинирован на целый ряд значимых кинопремий: «Оскар», «Золотой Глобус», «BAFTA», а также получил премию «Спутник».

Актерская игра в фильме оставляет положительное впечатление. Главный герой Бен в исполнении известного актера Вигго Мортенсена вызывает эмпатию. Он является одновременно человеком со своими устоявшимися жизненными позициями, которые он прививает своим детям (альпинистские походы, анализ литературных произведений, в частности романа Набокова «Лолита», веру в философию Николая Хомского), а с другой стороны любящим отцом, готовым поступиться после случившегося инцидента (попадания дочери в больницу) своими принципами и идеалами ради счастья детей.

Очень ярко показаны характеры детей. Они получились интересными личностями, со своим четко прописанным характером, за которыми интересно наблюдать.

Также впечатлила музыка, звучащая в фильме. Композитором является Алекс Сомерс, который написал очень легкий, но при этом запоминающийся саундтрек в котором мелодично соединилась инструментальная и электронная музыка.

Несмотря на легкость фильма, он заставляет посмотреть иначе на окружающую нас действительность. Семейство Кэш не живет в большом мегаполисе, у детей нет дорогих айфонов, ноутбуков и прочих гаджетов, но при этом они разносторонне развиты, дружны и по-настоящему счастливы. Они живут в гармонии с природой и с самими собой. После просмотра в голове возникает вопрос: «Может те ценности, навязываемые обществом не нужны для счастья, а нужна лишь гармония с миром и с самим собой?

Также в фильме поднимаются еще два очень важных социальных вопроса. Первый это вопрос альтернативного воспитания, можно ли обучить своих детей самому или им необходима школа. Несмотря на все плюсы альтернативного воспитания, главный герой понял, что детям необходима социальная адаптация, которую может обеспечить лишь школа, хоть и не без проблем и допущений (сложности со сверстниками, поверхностное обучение) [4, с. 89].

Второй вопрос очень тесно соприкасается с первым и заключается в определении роли родителя в образовании и воспитании детей. В фильме очень наглядно через отца семейства показывается модель воспитания, которая, на мой взгляд, считается удачной. Отец всячески помогает и обучает их различным умениям, навыкам и знаниям, делая из детей разносторонних, интересных личностей, при этом ему очень важно их мнение, он способен признавать свои ошибки в случае своей неправоты, что и произошло в конце фильма, когда семейство выбирает наиболее приемлемый способ жизни на собственной ферме, но с посещением школы и других учреждений [5, с. 90].

Фильм выстроен таким образом, чтобы каждый зритель, после просмотра нашел в нем, что-то свое. Для кого-то это могут быть принципы воспитания, для другого восхитительная операторская работа, виды гор, леса, а некоторые оценят актуальные социальные и психологические темы, рассмотренные в фильме.

Данное произведение относится к такой категории фильмов, после просмотра, которых хочется поразмышлять, прочитать новое, в частности философию Николая Хомского. У меня фильм вызвал положительные эмоции, это интересное произведение о нестандартной семье, пытающейся адаптироваться под непростую действительность.

Литература:

  1. Фильм «Капитан Фантастик», США, 2016 г., реж. М. Росс (Электронный ресурс). — URL: https://www.kinopoisk.ru/film/841147/ (дата обращения: 04.03.21).
  2. Жабский, М. И. Киноискусство и социология — две формы самопознания общества // Социология и кинематограф. — 2011.- № 8. — 66 с.
  3. Митта, А. Н. Кино между адом и раем / А. Н. Митта. — М.: Зебра Е, 2008. — 508 с.
  4. Лотман, Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю. М. Лотман. — Таллин, 1973. — 420 с.
Основные термины (генерируются автоматически): фильм, альтернативное воспитание, воспитание детей, главный герой, ребенок, социальная среда.


Ключевые слова

анализ, семиотика, фильм
Задать вопрос