Экскурсия как метод формирования патриотической культуры кадет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 09.03.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Хливная, И. В. Экскурсия как метод формирования патриотической культуры кадет / И. В. Хливная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/archive/352/79018/ (дата обращения: 20.04.2021).



В Федеральных государственных образовательных стандартах акцентируется внимание на реализацию программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, направленной на обращение к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые составляют основу современной государственной политики.

В одном из выступлений по российскому телевидению президент Российской Федерации В. В. Путин сказал: «Патриотизм — это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».

В Уставе ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» сказано, что одной из основных задач деятельности Учреждения является воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества.

Необходимость целенаправленного формирования патриотической культуры кадет обуславливает совершенствование форм и методов воспитательной работы в данном направлении, определяет целенаправленную деятельность педагогов и воспитателей училища, призванную сформировать у воспитанников ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

Как известно, патриотическая культура трактуется как идеология и психология, политика и деятельность, в которой рассматривается изучение исторического опыта формирования патриотизма, его непосредственная связь с нравственным здоровьем общества, зависимость интенсивности патриотических чувств от степени гражданских свобод [9].

По-нашему мнению, для эффективного формирования патриотической культуры кадет важное значение имеет социальная среда, оказывающая активное воздействие на развитие воспитанников.

Социальной средой для кадет является культурообразующая среда училища. В Оренбургском президентском кадетском училище она представлена прежде всего такими формами работы, как выполнение проектно-исследовательских работ; волонтерская деятельность; встречи с известными людьми, героями; изучение исторических событий России, своего края, рода, семьи; организация творческих конкурсов, тематические классные часы.

Помимо широко распространённых форм проведения занятий в училище используются нестандартные способы проведения классных часов и воспитательных мероприятий, направленных на формирование патриотической культуры кадет, например, организация и проведение экскурсии.

Экскурсии как метод воспитания и обучения возникли в конце XVIII — начале XIX в. Развитие и распространение экскурсионного метода связаны со стремлением педагогов преодолеть односторонность книжного и вербального обучения, а также указывалась позитивная роль экскурсии в развитии наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся. На позитивную роль экскурсии в системе обучения и воспитания указывали Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистерверг [8].

В Большой советской энциклопедии дано следующее определение: «Экскурсия — посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода» [3].

Как для любого мероприятия, так и для экскурсии, воспитатель разрабатывает план её проведения и составляет конспект. В них определяется следующее:

1) тема экскурсии;

2) цель и задачи;

3) маршрут экскурсии;

4) итоги экскурсии

Нами нередко применяется данный метод воспитательной работы с целью формирования патриотической культуры кадет. Для того, чтобы бы кадеты могли осознать, прочувствовать и оценить подвиг своего народа, мы стремимся сделать их активными участниками мероприятий.

Формированию патриотической культуры способствуют военно-патриотические проекты.

Так нами был реализовал военно-патриотический проект «Дорогой Победы», посвященный Великой Победе.

Целью проекта являлось приобщение кадет к изучению истории Великой Отечественной войны, сохранение преемственности поколений, формирование у кадет уважения к военной истории России, воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину, формирование патриотической культуры.

Проект был реализован в 3 этапа:

  1. Подготовительный — на данном этапе происходило распределение основных виды военной техники времен ВОВ между классами, информирование кадет о планах работы, формирование исследовательских групп;
  2. Основной — организация исследовательско-поисковой работы, сбор и обработка информации, осуществление совместной деятельности кадет и взрослых (воспитателей и родителей);
  3. Заключительный — составление аналитического отчета, публикация полученных результатов.

В ходе реализации данного проекта был проведен целый ряд мероприятий патриотического характера. Особое место в рамках данного проекта занимает экскурсия, которая была подготовлена и проведена кадетами в парке «Салют, Победа» для младших классов и жителей города. Подготовка к этому мероприятию требовала от кадет самостоятельного подбора и изучения информации о музейных экспонатах военных лет. Кадеты сами готовили текст выступлений, что погрузило их в более глубокое изучение данной темы, а также создало условия для формирования патриотической культуры.

Проведение экскурсии в рамках данного проекта обеспечивала накопление кадетами не только знаний, но и своего рода фонда общих приемов, умений, способов умственного труда, посредством которых усваивается полученная информация, что благоприятно повлияло на формирование патриотической культуры кадет.

Кадеты были поставлены в активную позицию, что сделало их непосредственными участниками процесса познания, как и требуют ФГОС второго поколения.

Таким образом, патриотическое воспитание является составной частью системы образования в Оренбургском президентском кадетском училище, которое является центром патриотической подготовки. В училище ведется целенаправленная работа по формированию патриотической культуры кадета, его готовности к выполнению патриотического долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества и государства.

Литература:

  1. Азисов Р. А. Символы Российского государства как элемент патриотического воспитания / Р. А. Азисов // Войны священные страницы в памяти людской / МО, МРИО. — Саранск, 2008. С. 21–24.
  2. Белоганов, В. А. Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи в условиях социально-политических процессов современного российского общества / В. А. Белоганов. Чита: Читинский гос. ун — т, 2004. — 157 с.
  3. Большая советская энциклопедия — М., 1978 г., т. 29
  4. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинников. СПб.: КАРО, 2010. — 224 с.
  5. Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. — Волгоград: ООО Колибрис плюс, 2006. — 286 с.
  6. Гасанов, З. Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З. Т. Гасанов // Педагогика. — 2011. — № 6. — С. 59–63.
  7. Ильичев, Н. И. Патриотизм как элемент культуры / Н. И. Ильичев, Ю. Н. Трифонов // Культура и образование на рубеже тысячелетий: Материалы Международной научно-практической конференции, Тамбов, декабрь 2000 года. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2000. — С.18–19.
  8. Лушников, И. Д. Патриотизм как педагогическая проблема в современной России // Проблемы воспитания патриотизма / под ред. И. Д. Лушникова. Вологда; ВИРО, 2004. -100 с.
  9. Каргина З. А. Учиться, чтобы учить // Внешкольник — 2003 — № 10, с 22–24
  10. Овчинникова, Н. П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики / Н. П. Овчинникова // Педагогика. 2007. № 1. — С. 93–101
  11. Этнокультурное образование в технологической подготовке студентов и школьников: сб. статей / под ред. В. Ф. Тропина. — Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2004. — 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическая культура кадет, патриотическая культура, формирование, воспитательная работа, кадет, Оренбургское президентское кадетское училище, позитивная роль экскурсии, проведение экскурсии, Российская Федерация, социальная среда.


Задать вопрос