Критерии успешности заслуженного учителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 05.03.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Козаева, Г. Р. Критерии успешности заслуженного учителя / Г. Р. Козаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/archive/352/79017/ (дата обращения: 20.04.2021).



В статье анализируется деятельность конкретных педагогов, получивших почетное звание «Заслуженный учитель» и «Заслуженный работник образования», приводятся критерии успешности их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: педагог, профессиональная деятельность, критерии успешности.

Педагогический труд — это один из самых сложных видов человеческой деятельности. Эффективное осуществление его требует наличия определенных психологических качеств, а также операция широкими и разносторонними профессиональными знаниями и умениями, на основе которых педагог производит собственно практическое решение. Как и любой другой деятельности, такой деятельности присущи: мотивированность, целеполагание и предметность, а ее специфическим признаком является производительность [7; С.113]. Высокая производительность, по мнению автора, позволяет говорить об успешной профессиональной деятельности педагога.

Понятие «успешность профессиональной деятельности» определяется как совокупность психологических и психофизиологических особенностей, необходимых человеку для достижения эффективности, результативности и продуктивности труда при наличии необходимых знаний, умений и навыков [4]. Проблема успешности профессиональной деятельности исследовалась многими учеными, например, А. С. Белкиным, О. Н. Родиной, Н. И. Бережной, Е. М. Ивановой, С. Т. Джанерьян и др. Профессиональная успешность является оценочным критерием (как со стороны самого субъекта деятельности, так и со стороны окружающих и коллег); непосредственно связана с эффективностью и конечными результатами деятельности; выражается в удовлетворенности субъекта своим трудом; является условием профессиональной самореализации.

В этой статье автор постарается выделить критерии успешности профессиональной деятельности педагогов, призванных быть учителями на протяжении всей жизни и получивших признание и уважение не только учеников и коллег, но и Родины. Следует отметить, что свой педагогический капитал наши специальные респонденты нарабатывали в тяжелое для Родины время, то есть в военное и послевоенное время.

Мы изучили путь профессиональной деятельности четырех учителей, которым присвоены почетные звания «Заслуженный учитель Республики Южная Осетия» и «Заслуженный работник образования Республики Южная Осетия», и попытались выделить главные составляющие педагогического успеха с точки зрения педагогической науки.

Козаев Роланд Захарьевич — заслуженный учитель Республики Южная Осетия, учитель физики общеобразовательной школы с 50 летним стажем. Учитель физики считает неравнодушие и ответственный подход к обучению и воспитанию учащихся неотъемлемыми составляющими истинного учителя. «Полная отдача — залог успеха». Он считает, что если учащийся видит перед собой учителя, нацеленного на то, чтобы ученик получил знания, он их обязательно получит. Козаев Р. З., по мнению выпускников прошлых лет, очень строгий учитель. В противовес мнению нынешних учеников, считающих его мягким в общении. В двадцать три года был награжден медалью «Лучшему учителю комсомольцу». По мнению заслуженного учителя, выпустить из стен школы ученика, который знает принципы, по которым строится жизнь в ближайшем будущем и некоторые перспективы — вот с чем нужно иди на каждый урок, будь это урок изучения новых знаний или лабораторная работа. «Учитель должен создать условия, когда ученик сам сможет себя научить. Любую тему, кажущуюся на первый взгляд сухой, трудной, необходимо раскрыть как необходимую, увлекательную и интересную. Нестандартное изложение материала также является двигателем познавательной деятельности учащихся и прививает любовь к физике». Козаев Р. З. считает, что ученику тему нужно объяснять столько раз, сколько нужно для того, чтобы он тему усвоил. Учитель считает, что современные педагогические технологии и методики обучения имеют право на жизнь, однако сомневается в эффективности многих из них. В любом случае, учитель должен быть в курсе современных тенденций в образовании и преподавании предмета.

Парастаева Дзерасса Графовна, заслуженный учитель Республики Южная Осетия, преподаватель экономических дисциплин в колледже, стаж педагогической деятельности-50 лет. По мнению Парастаевой Д. Г. «мастерство педагога — не случайная удача, а систематический труд, наполненный проблемами и яркими находками». Учитель пользуется беспрекословным авторитетом в той среде, где работает. Ее помнят практически все ученики, прошедшие через ее руки. На ее занятиях никогда не говорится о посторонних вещах. Главной целью своей работы Парастаева Д. Г. видит выработку экономической грамотности у студентов, повышение престижа преподаваемых дисциплин, профессиональное самосовершенствование. Парастаева Д. Г. не отличается мягким характером, но и твердый характер вызывает в учениках только уважение. Педагогическое кредо Парастаевой Д. Г.- «знание — самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».

Магкоева Зльвира Семеновна. Заслуженный учитель Республики Южная Осетия. Учительница русского языка и литературы средней школы с 50 летним стажем. Важнейшим критерием успешности считает любовь к детям. Магкоева З. С. считает, что человеку, не любящему и не понимающему своих учеников, в школе делать нечего. Потому что, в зтом случае, отдачи никакой не будет. Важно обладать способностью видеть и чувствовать понимание обучаемого, устанавливать степень и характер такого понимания. З. С. Магкоева согласна с утверждением, что в педагогической профессии самым сложным является умение найти путь к детскому сердцу. «Без этого нельзя ни учить, ни воспитывать. Учитель, равнодушно относящийся к ученикам, — нелепость… Любовь к детям — это предъявление к ним определенных требований, без которых обучение невозможно». З. С. Магкоева отдает предпочтение игровым педагогическим технологиям. В то же время современные веяния педагогики, переход к цифровому обучению З. С. Магкоева не считает чем-то особенным, без чего невозможно выучить ученика предмету. По мнению Магкоевой З. С., несмотря на относительную бедность арсенала технических средств педагогического воздействия в 90-ые годы, учеба осуществлялась не менее зффективно, чем в настоящее время.

Тибилова Ирма Руслановна — заслуженный работник образования, преподаватель физики в колледже. Стаж педагогической деятельности-20 лет. Главной задачей заслуженный работник образования считает научить детей учиться, привить им умение самостоятельно пополнять знания и ориентироваться в стремительном потоке информации. Тибилова И. Р. считает целесообразным в обучении менять роль ученика: из пассивного слушателя превращать его в активного участника учебного процесса. «Нужно найти такие методы, технологии преподавания, которые бы помогли заинтересовать и увлечь учеников содержанием предмета. Мы должны сделать учебный процесс творческим, а школу и колледж превратить в мир интересных открытий. И если ученик ощутит это, он будет учиться с удовольствием, постепенно открывая новое вокруг себя и в себе». Еще одной важной составляющей интересного урока учитель считает поиск «изюминки». По мнению Тибиловой И. Р., для того, чтобы урок понравился учащимся, в нем должны быть «изюминки».

В качестве главных направлений в обучении учителем выбраны дифференцированное обучение, игровые технологии, кейсовая технология обучения.

«Конечно, у любой методики есть свои недостатки и преимущества. Однако мне эти методы нравятся, и я с удовольствием использую их в своей практике» — считает учитель.Педагогическое кредо «плохой учитель преподносит истину, хороший — учит её находить». Принцип, которым руководствуется учитель в своей педагогической деятельности — научить детей учиться. В своей педагогической деятельности Тибилова И. Р. опирается на креативный подход в обучении.

Все четыре собеседника пользуются среди учащихся высоким авторитетом, что также является качественным показателем отношения к педагогу. Чем выше авторитет педагога, чем интереснее для воспитанников науки, основы которых дает педагог, тем обоснованней кажутся ученикам его требования и тем весомее каждое его слово [6; С. 640]. Ими были названы также такие психолого-педагогические составляющие успеха педагогической деятельности, как знание своего предмета, умение устанавливать контакт с аудиторией, культура поведения, умение побуждать аудиторию мыслить и другие.

Проанализировав профессиональную деятельность педагогов, мы выделили три группы критериев успешности заслуженного учителя. По мнению автора, обладание ими, в первую очередь, является непременным успехом профессиональной деятельности учителя:

1.Перцептивные. Умение проникать в духовный мир обучаемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики. Сюда относятся профессиональная зрелость, эмпатия, педагогическая интуиция. Перцептивная компетентность педагога является интегральной характеристикой его личности, отражающей многоплановую систему акмеологических знаний, умений, навыков, качеств, свойств и состояний [8]. Это представленность в его сознании знаний, опыта самопознания и познания личностных черт, особенностей поведения, эмоционального состояния ребенка, а также способность особым образом структурировать эти знания, адекватно понимать и принимать личность ребенка с целью его развития.

Каждый из четырех респондентов обладает этими способностями в полной мере.

2.Суггестивные. Заключаются в эмоционально-волевом влиянии на учеников. Суггестивные или авторитарные способности — это способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах. Сюда относится и педагогический такт. Суггестивность речи педагога неразрывно связана с его личностными характеристиками. М. Г. Каспарова отмечает, что: «Преподаватель, работающий в интенсиве, должен быть хорошим суггестором: уметь быть авторитетным и обаятельным, эмоциональным и выразительным, обладать волевым, интеллектуальным и характерологическим превосходством над учениками, быть непосредственным и свободным в действиях, спокойным внешне и внутренне» [5]. Уверенность учащихся в педагогическом мастерстве преподавателя способствует преодолению их недоверия к своим силам при освоении учебного материала, что, в свою очередь, весьма благоприятно сказывается на общем подъеме умственной работоспособности и познавательной деятельности. Безусловное доверие учащихся позволяет преподавателю осуществлять внушение, воздействуя преимущественно через эмоциональную сферу. Вводимая на этом фоне аргументация поддерживает и укрепляет созданный эмоциональный настрой. Таким образом, статус преподавателя, понимаемый как его моральный и профессиональный авторитет, а также его личные качества, облегчающие контакт с аудиторией, служит одним из важных внушающих факторов [3; C. 563].

3.Коммуникативные. Они предполагают овладение коммуникативными умениями и навыками. К коммуникативным умениям педагога можно отнести: умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении; умения управлять своими эмоциями; наблюдательность и переключаемость внимания; умение «подавать себя» в общении со студентами; речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации [2]. Характер коммуникативной направленности педагога в известной мере определяет его профессиональную состоятельность и компетентность, общий стиль и уровень, на котором осуществляется педагогическое общение, результаты общения, понимаемые как степень достижения поставленных целей. Многочисленные исследователи проблем профессионального педагогического труда отдают приоритет его коммуникативному компоненту, а эффективность педагогического общения в взаимоотношении связывают с определенными свойствами, мотивами, направленностью личности педагога.

На мой взгляд, выявление критериев успешности позволяет подчеркнуть значимые составляющие социального и профессионального самочувствия.

Другие критерии успешности профессиональной деятельности и профессионального становления педагога с учетом особенностей личностного и профессионального развития рассматриваются и в научных исследованиях Г. М. Андреева, А. Л. М. Митина, А. К. Маркова [4].

В любом случае, основным и конечным результатом педагогической деятельности является сам обучающийся, развитие его личности и способностей, которые позволяют судить о ее эффективности.

Литература:

  1. Адамова, У. К. Педагогические способности преподавателя и методы их развития / У. К. Адамова, Н. Р. Кутлимуротова, М. А. Каландарова. // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 760–763
  2. Бектуров Т. М., Назарматова Г. А., Иманкулова С. З. Коммуникативная способность педагога как профессионально значимый феномен // Бюллетень науки и практики. 2019. № 12.
  3. Первухина, Е. В. Мастерство педагога в решении профессионально-педагогических задач / Е. В. Первухина. // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 562–564.
  4. Плотникова Н. А., Пичугина Ирина Викторовна Эффективность педагогической деятельности в вузе // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. № 38 (171).
  5. Ряшенцева А. Ю. Роль суггестивности педагогического вопроса в процессе познания (Рецензирована) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. № 2
  6. Станкевич В. С., Горбачева С. М., Долматов В. П., Авторитет педагога и его влияние в становлении личности обучающихся // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 640–642.
  7. Сарбалаева, А. Д. Особенности успешности педагогической деятельности / А. Д. Сарбалаева, Н. В. Купецкова. —// Молодой ученый. — 2018. — № 34 (220). — С. 113–115.
  8. Фатыхова А. Социально-перцептивная компетентность педагога // Высшее образование в России. 2005. № 7.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, критерий успешности, ученик, Южная Осетия, заслуженный учитель Республики, педагогическая деятельность, умение, учитель, знание, летний стаж.


Ключевые слова

педагог, профессиональная деятельность, критерии успешности
Задать вопрос