Патриотическое воспитание детей с тяжелым нарушением речи на логопедических занятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 06.03.2021

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Попова, С. В. Патриотическое воспитание детей с тяжелым нарушением речи на логопедических занятиях / С. В. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 204-207. — URL: https://moluch.ru/archive/352/78992/ (дата обращения: 20.04.2021).



Ключевые слова: патриот, воспитание, дошкольник, Родина, лексические темы, занятия, речь.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения многогранно и его нельзя описать несколькими словами. Это любовь к близким людям, детскому саду, родным местам и родной стране. Все это играет большую роль в становлении личности ребенка.

В настоящее время проблема патриотического воспитания малышей остро встала перед дошкольными образовательными учреждениями, так как этот возраст самый нежный, самый естественный для наследования нравственных и патриотических ценностей семьи, родного края, Родины.

В средствах массовой информации продолжаются дискуссии о том, стоит ли в детях воспитывать любовь к стране? Но если мы не научим ребенка любить свою Родину: леса, моря, реки, озера, горы, памятники, то, кому она будет нужна? Кто будет болеть ее горестями или радоваться ее достижениями? Ведь Родина — это то, что мы делаем и создаем сами. Она в наших руках, в руках будущего поколения.

Патриотическим воспитанием в детском саду занимаются воспитатели, но эта тема касается и специалистов ДОУ, в том числе и логопедов.

Логопедические занятия для детей с нарушениями речи проводятся согласно календарно-тематическому планированию, где дети по подгруппам осваивают и закрепляют лексические темы. Среди них есть темы, которые направлены на патриотическое воспитание. По этим же темам работают воспитатели, музыкальные руководители и другие специалисты дошкольного образовательного учреждения.

Например, в сентябре проходят следующие темы: «Детский сад» , где основной задачей является закрепить знания детей о детском саде как ближайшим социальным окружением ребенка, познакомить со всеми службами и профессиями сотрудников ДОУ, воспитать уважение к людям разных профессий, посвятивших себя заботе о детях, и любви к своему второму дому. На занятиях по теме «Семья» педагог формирует представление детей о родственных отношениях в семье. О любви и уважении внутри семьи, к старшему поколению, родному дому.

В ноябре тема «День народного единства. Земля наш общий дом». По этой теме дети старшего дошкольного возраста закрепляют представление о том, что наша страна огромная, многонациональная, называется РФ, Россия. Закрепляют знания о географическом положении страны на карте. Расширяют представление о государственных праздниках, о празднике День народного единства, значении и истории его возникновения, об истории и культуре своего народа.

Следующая тема в феврале: «Все профессии хороши» , где формируется понятие о важности и нужности всех профессий, от том, что труд людей следует уважать. Тема «День Защитника Отечества» помогает формировать у детей чувство гордости за достижения своей страны, народа. Воспитываем чувство уважения и благодарности к людям защищающих нашу Родину, за их отвагу и мужество. Словарь детей пополняется новыми словами-синонимами: Отечество, Отчизна-Родина, защитник Отечества, боец, воин, солдат.

Первый весенний месяц всегда посвящен теме Женщины, матери: «Мамин праздник» . На занятиях прививается чувство уважения и любви к маме, бабушке, сестренке, дошкольники узнают много нового о женских профессиях. В логопедических группах старшего дошкольного возраста работа строится так, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою значимость и причастность к местным общественным событиям.

В теме «Народное искусство» основная задача: формировать и систематизировать знания детей о культуре и традициях русского народа.

В марте дети логопедической группы знакомятся с темой «Наш родной город». Признакомстве детей с родным краем педагоги не ограничиваются лишь показом особенностей города. Иначе, у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, соответственно задача воспитания патриотических чувств не будет выполнена. Дети должны понять, что их город, лес, река, поле, лука — все это частица нашей Родины. Дошкольники должны знать, какие заводы есть в городе, памятные здания, о лучших людях города. Следует обратить внимание детей на то, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город всем интересен, побуждает гордость за родной край.

В мае особое внимание уделяется теме о значимом для нашей страны празднике «День Победы — 9 мая!» . Очень важно сформировать у детей уважение к героям Великой Отечественной войны, к Победе нашего народа над врагом. Вызвать глубокую благодарность к ветеранам войны. Эта ниточка связывает в нашей стране поколение за поколением. В наше не простое время, когда стараются переписать историю и очернить подвиги нашего народа, это особенно важно. Надо быть очень внимательным к тому, какого характера информация доходит до наших детей. Ещё до школы важно сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В отборе познавательного материала необходимо учитывать возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.

В мае также осваиваем тему «Москва — столица России. Мы читаем русские сказки» . Дети по этой теме расширяют и обобщают представления о Москве — главном городе, столице России. Закрепляют представления о государственных символах России — флаге, гербе, гимне. Пополняют знания об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в памяти народа: о происхождении названия города, о Юрии Долгоруком, о московском кремле. Самая главная задача, которую реализуют педагоги по данной теме — воспитание интереса к познанию истории нашего государства, развитие патриотических чувств детей (чувство любви и гордости к родной земле, к своей Родине).

C:\Users\user\Downloads\IMG_20210226_123149 (1).jpg

Речь — важное средство ребенка в познании окружающего мира. На логопедических занятиях мы работаем над системой развития речи по следующим направлениям:

— правильное звукопроизношение;

— обогащение словарного запаса детей;

— лексико-грамматический строй речи;

— развитие связной речи.

Развитие правильного звукопроизношения

В данном направлении по выше указанным темам подбираются задания и упражнения (пословицы, поговорки, чистоговорки, речевые и пальчиковые игры). Например:

АША-АША-АША — Россия — Родина наша;

ЕЧЬ-ЕЧЬ-ЕЧЬ — Родину будем беречь;

ТРУ-ТРУ-ТРУ — защитим страну и т. д.

На этих занятиях логопед решает следующие речевые задачи: автоматизация звукопроизношения, развитие логического мышления и долговременной памяти.

Обогащение словарного запаса детей

Дети учатся подбирать слова-синонимы (Родина — отечество, Отчизна); Защитник отечества (солдат, воин, боец). Расширяем словарный запас: подвиг, героический поступок, победа, ветеран и т. д.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Можно использовать логопедические игры, например, «Сложи и расскажи», где основная цель развивать умение концентрировать внимание, развитие мелкой моторики.

Игровые действия: из частей рисунка дети должны сложить картинку и рассказать о том, какой род войск на ней изображен.

Словообразование: граница-пограничник, пограничный;

Использование предлогов: моряк — в море,

Преобразование прилагательных от существительных: слово — солдат (ремень — солдатский (какой?), каша — солдатская (какая?) сапоги — солдатские (какие?)

Глаголы (действие предмета): летчик — летает; солдат — защищает, пограничник — охраняет.

Развитие связной речи

Работая над развитием связной речи мы закрепляем с детьми новые слова. Строим с ними фразы и предложения. Учимся составлять рассказы по сюжетной картинке, по мнемотаблице. Например, составляем рассказ по картинке «Ветераны», с наводящими вопросами, делаем вывод. Закрепляем понятие «Мир — строит, война — разрушает».

Таким образом, на своих занятиях узкие специалисты ДОУ создают условия, которые способствуют правильному формированию нравственно-патриотических чувств ребенка дошкольного возраста.

Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Нам хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих мыслителей и полководцев, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Наши дети должны продолжать славную историю России, где особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи мы проводим работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято называть «малой родиной» и постепенно переходя к таким категориям, как Отечество, «долг перед Родиной». Сегодня мы готовим их к этому!

Литература:

  1. Борисова Е. В., Орлова О. С. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. — 2010. — № 1 том 3.
  2. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. — М.: Сфера, 2010. — 96 с.
  3. Новицкая М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду. — М.: Линка — Пресс, 2003. — 200с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родной край, Родина, детский сад, патриотическое воспитание, развитие, связная речь, дошкольный возраст, народное единство, основная задача.


Ключевые слова

воспитание, речь, дошкольник, Родина, занятия, патриот, лексические темы
Задать вопрос