Проблемы доказывания самовольного занятия земель при осуществлении государственного земельного надзора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 03.03.2021

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Суворов, И. С. Проблемы доказывания самовольного занятия земель при осуществлении государственного земельного надзора / И. С. Суворов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/352/78971/ (дата обращения: 19.04.2021).



В статье автор пытается обозначить проблемы, возникающие при доказывании вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ (Самовольное занятие земельного участка).

Ключевые слова: самовольное занятие земель, административное правонарушение.

Общие нормы о порядке осуществления государственного земельного надзора закреплены в ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации. В силу п. 3 указанной статьи предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность. [6].

Согласно Положению о государственном земельном надзоре, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок [9].

В соответствии со ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, образует формальный состав административного правонарушения [5].

К самовольному занятию, в частности, отнесено: использование земельного участка до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о его предоставлении; огораживание участка, принятие мер, препятствующих доступу законных владельцев; противоправная застройка земельного участка; расширение границ земельного участка путём самовольного (необоснованного) вынесения ограждения земельного участка за его фактические границы, а также размещение строений или осуществление складирования за границами предоставленного гражданину участка [10].

На практике проведение контрольных мероприятий за соблюдением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков вызывает некоторые вопросы. В частности, сложности возникают при установлении факта самовольного занятия земель в случае, когда основанием проведения проверки является поступившая в орган государственного земельного надзора информация о самовольном расширении границ земельного участка, находящегося в частной собственности или аренде, когда такой участок является ранее учтенным. Вынос границ земельного участка в натуру в данном случае не представляется возможным ввиду отсутствия их координатного описания. Проведение обмеров ранее учтенного земельного участка и сверка их с площадью участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН), часто не дают результатов, так как соответствие фактической площади ранее учтенного земельного участка и площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН, ещё не свидетельствует о том, что самовольный захват в данном случае не имеет места. Ограждение участка может быть смещено правообладателем на земли, государственная собственность на которые не разграничена, либо земельные участки, находящиеся в частной собственности и с сохранением указанной в правоудостоверяющем документе площади.

Привлечение к ответственности лица, вина которого не доказана, недопустимо в силу закона, так как вина является одним из элементов состава правонарушения, а согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, при отсутствии состава административного правонарушения [5].

Одним из ключевых принципов производства по делам об административных правонарушениях является принцип презумпции невиновности. Рассматриваемый принцип сформулирован в ч. 2 — 4 ст. 1.5 КоАП РФ [5] и базируется на положениях ст. 49 Конституции Российской Федерации [4] и нормах международного права [1, 2, 3].

Истоки презумпции невиновности можно отыскать в римской формуле ei incumbit probatio qui dicit, non qui negat, означающей: «тяжесть доказательства лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает» [11].

Количество судебных дел об административных правонарушениях по самовольному занятию земельных участков неуклонно возрастает. Анализ судебной практики показывает, что для доказывания своей невиновности лицам, привлекаемым к административной ответственности, необходимо обеспечить проведение кадастровых работ по уточнению границ участка либо исправлению реестровой ошибки, допущенной в документах, представленных в орган регистрации прав, и перенесённой в ЕГРН. Для исправления реестровой ошибки и доказывания факта своей невиновности в самовольном захвате земель привлекаемому к ответственности лицу необходимо обратиться к кадастровому инженеру, в органы, которые допустили ошибку, либо в суд, в случае если исправить ошибку другим способом невозможно [7]. При этом правовые нормы, обязывающие собственников и землепользователей уточнять границы земельного участка или устранять какие-либо ошибки за счёт собственных средств, действующим законодательством не предусмотрены.

Кроме того, из положений ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ следует, что недопустимо возлагать на лицо, привлекаемое к административной ответственности, обязанность доказывать свою невиновность. При этом отказ от доказывания невиновности не может расцениваться в качестве подтверждающего виновность обстоятельства и являться основанием для наступления каких-либо неблагоприятных последствий для лица, привлекаемого к ответственности [12].

Проведение контрольных мероприятий, предметом которых является самовольное занятие земель, будет существенно упрощено в результате координатного описания границ всех ранее учтенных земельных участков. В целях внесения в ЕГРН сведений о координатном описании местоположения земельных участков статьей 42.2 Федерального закона от 24.07.2007

№ 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» на субъекты Российской Федерации, муниципальные районы и городские округа возложена обязанность обеспечить финансирование выполнения комплексных кадастровых работ [8]. Однако в связи с тем, что такие работы ещё не проведены в полном объеме и их проведение требует существенных временных и финансовых затрат, порядок доказывания самовольного занятия земель, выразившегося в самовольном расширении землепользователем границ ранее учтенного земельного участка, на сегодняшний день остается сложным.

Литература:

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной ассамблеи ООН) // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.02.2021) // СПС «КонсультантПлюс».
  6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
  7. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ред. от 30.12.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
  8. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (ред. от 30.12.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» (ред. от 07.09.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
  10. Круглова, Е. П. Привлечение к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка / Е. П. Круглова, Е. Ю. Чмыхало. — Текст: непосредственный// Науки о Земле: вчера, сегодня, завтра: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 14–19. — URL: https://moluch.ru/conf/earth/archive/161/8002/.
  11. Бабичев Н. Т., Боровский Я. М. Словарь латинских крылатых слов: 2 500 единиц / Под ред. Я. М. Боровского. 3-е изд., стер. М.: Русский язык, 1988. С. 953.
  12. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 № 13-П // СПС «КонсультантПлюс».
Основные термины (генерируются автоматически): земельный участок, Российская Федерация, самовольное занятие, административное правонарушение, государственный земельный надзор, РФ, самовольное занятие земель, учтенный земельный участок, административная ответственность, земельное законодательство.


Ключевые слова

административное правонарушение, самовольное занятие земель
Задать вопрос