Трудности, возникающие у выпускников детского дома при вхождении в самостоятельную жизнь | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 04.03.2021

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Кусаин, А. Х. Трудности, возникающие у выпускников детского дома при вхождении в самостоятельную жизнь / А. Х. Кусаин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 164-168. — URL: https://moluch.ru/archive/352/78963/ (дата обращения: 20.04.2021).



В статье рассматриваются трудности, возникающие у выпускников детского дома при вступлении в самостоятельную жизнь, а также их психологические особенности, которые могут стать причиной возникновения таких сложностей. В работе описаны результаты проведенного среди выпускников детских домов РК опроса относительно трудностей, с которыми им пришлось столкнуться после выпуска.

Ключевые слова: выпускник детского дома, адаптация.

Сиротство всегда было и остается одной из важных проблем общества. Конечно, сегодня применяются профилактические меры по уменьшению количества детей-сирот в детских домах, однако это не может приуменьшить те трудности, которые имеются у нынешних детдомовцев. Эти трудности, как правило, обусловлены условиями жизнедеятельности детей в детских домах, факторами социальной и эмоциональной депривации, нарушением привязанности и т. д. Все это мешает нормальному течению процесса социализации ребенка, способствует развитию негативных черт характера, появлению отклонений в поведении, а также низкому уровню стрессоустойчивости.

В результате, из детских домов выпускаются дети, не вполне готовые к жизни за стенами учреждения. На данный момент воспитанники детских домов являются одним из наиболее уязвимых слоев общества. Трудности, возникающие у выпускников детского дома — проблема государственного масштаба, которую нельзя игнорировать.

Эта работа посвящена опыту изучения данной проблемы в трудах ученых. Также будут отмечены результаты опроса, проведенного для выявления основных трудностей, возникающих у воспитанников детских домов РК после выпуска и вхождения во взрослую жизнь.

Проблема адаптации выпускников детских домов интересовала многих исследователей из стран СНГ. Среди актуальных проблем детей из детских домов указываются такие, как профессиональное самоопределение, неумение решать бытовые вопросы, недостаток юридической и финансовой грамотности, в целом сложности при интеграции в общество. При этом о таких проблемах, как недостаток финансовых средств, жилищный вопрос, сложности при трудоустройстве можно даже и не упоминать — настолько это становится обыденной вещью, что мы начинаем рассматривать их как само собой разумеющееся явление.

Многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью [1]. Исследователи отмечают в качестве особенности детей-сирот неразвитость способности соотнести свое настоящее, прошлое и будущее с целями, ценностными ориентациями, своими способностями и возможностями, что естественным образом будет влиять на жизнь выпускника после детского дома [2].

Адаптация выпускников детских домов к самостоятельной жизни — проблема, существующая во всем мире, но не везде она получает должное внимание. Например, как указывает Астрид де Врис, основатель компании Kids Connection Haiti, «…наши сердца тают, когда мы видим, как двухлетний ребенок требует внимания. «Мать Тереза» просыпается во всех нас, когда мы видим изображение недоедающего ребенка. Но когда мы видим бедного, безработного молодого человека, мы ничего не чувствуем. Молодежь-сироты — это забытая группа» [3]. На данный момент предпринимаются меры для разрешения проблем адаптации выпускников детских домов в страх СНГ (утверждены дополнительные меры социальной поддержки детей-сирот в Социальном Кодексе Санкт-Петербурга, Закон РК «О детских деревнях семейного типа и домах юношества», разрабатываются программы социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов). Естественно, работы, которая проводится с выпускниками, на самом деле, не всегда достаточно для успешной адаптации детей к самостоятельной жизни, так как работу над этим следует начать проводить еще в стенах детского дома.

Рассмотрим, какие в целом трудности выявляют у выпускников детских домов и школ-интернатов. Н. С. Данакиным, Е. П. Батановой были выделены шесть групп актуальных проблем жизнеустройства детей-сирот: проблемы профессионально-трудового самоопределения, социально-бытовые проблемы, социально-правовые проблемы, социально- воспитательные проблемы, социально-психологические проблемы, социально-управленческие проблемы [4].

В Кыргызстане Общественным благотворительным фондом «Оэйсис» и Общественным объединением «Наш голос» была проведена оценка положения выпускников детских домов. Согласно результатам исследования, выпускники детских домов недостаточно информированы о своих правах и обязанностях, о способах разрешения правовых проблем. Также наблюдается нехватка социально-психологической подготовки ко взрослой жизни, знаний и опыта семейной жизни, обычно приобретаемых людьми в семьях. Среди проблем, мешающих процессу полноценной адаптации выпускников, были названы «Недостаток финансовых средств» (54,5 %) «Отсутствие жилья» (51,7 %), «Несовершенство государственной поддержки выпускников детских домов» (36,4 %) (на основе ответов самих выпускников детских домов) [5].

Рассмотрим, с какими факторами и условиями жизнедеятельности и психологическими особенности воспитанников детских домов связывают трудности, возникающие при адаптации ребенка при выпуске из детского учреждения.

М. Ю. Ефремова указывает, что трудности социализации воспитанников детского дома связаны с «обеднением основных источников социализации:

1) у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер;

2) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в детском доме, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально-ролевых отношений; в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция — позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в обществе;

3) ранний детский опыт ребенка-сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства — утрату базового доверия к миру, который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;

4) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в детском доме, где функция контроля полностью удерживается воспитателями» [6].

В процессе социализации личностью усваиваются различные социальные роли. Этот процесс, начавшись в детстве, продолжается практически всю жизнь человека. У воспитанников детских домов часто формируются ошибочные стереотипные представления о той или иной социальной роли, так как у них часто отсутствуют позитивные социальные контакты, на основе которых могли бы строиться представления ребенка о тех или иных социальных ролях. Вместе с тем, как указывает Старкова Д. В., «у детей — воспитанников детского дома формируется искаженное толкование своей роли в социуме как сироты. И эту роль с ее восприятием человек несет через всю свою жизнь» [7].

Часто дети-сироты усваивают позицию потребителя, так как о его нуждах заботиться государство. Такое потребительское отношение с установкой «мне все должны» может иметь негативные последствия в будущем, при начале ребенком самостоятельной жизни — при выпуске из детского дома. Т. Ю. Науменко указывает, что в детских домах и школах-интернатах необходимо создавать условия для того, чтобы воспитанники как можно раньше осознали необходимость рассчитывать только на собственные силы, развивать в них ответственность за свое поведение и активную жизненную позицию [1]. Мы присоединяемся к точке зрения ученой, так как проблема возникновения позиции потребителя у воспитанников детского дома становится актуальной на данный момент и создание активной жизненной позиции поможет ее преодолеть.

Также на успешность адаптации ребенка к новым условиям самостоятельной жизнью будут оказывать влияние такие факторы, как психологическое благополучие, владение навыками принятия решения и решения проблем, стрессоустойчивость, навыки совладания со стрессом.

Группа ученых из Эфиопии (Hailegiorgis, M. T., Berheto, T. M., Sibamo, E. L., Asseffa, N. A., Tesfa, G., & Birhanu, F.) провели сравнительное исследование психологического благополучия детей-сирот и несирот. Согласно результатам исследования, психологическое благополучие детей-сирот значительно ниже, чем их сверстников, не являющихся сиротами. Ученые сделали вывод, что проекты поддержки сирот, в дополнение к материальной поддержке, также должны учитывать психологическое благополучие [8]. F.Shafiq, S.Haider, S.Ijaz в своем исследовании детей-сирот из Пакистана выявили, что необходимо предоставить сиротам обучение жизненным навыкам, таким как управление стрессом, навыки совладания, решение проблем и принятия решений [9].

Важным является самооценка воспитанников детских домов и уровень притязаний. Т. Ю. Кузнецовой было проведено исследование по проблемам социальной адаптации выпускников детских домов. Было выявлено, что у выпускников детских домов, исследованных ею, большинство имело неадекватно завышенную самооценку, неадекватный уровень притязаний (выпускники детских домов выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться “социальной хитростью”, когда наряду с высокой самооценкой они избегают социальной активности, трудных и ответственных дел) [10].

Рассмотрим некоторые из трудностей, которые встречаются у выпускников детских домов. Проблемы профессионально-трудового самоопределения детей-сирот могут включать проблемы профессионального образования, проблемы трудоустройства, проблемы трудовой адаптации, проблемы, связанные с отношением к труду [4].

Если говорить о получаемом сиротами профессиональном образовании, то в странах СНГ можно заметить тенденцию неполучения большинством из них высшего образования: лишь немногое количество детей поступают в ВУЗы. Причиной этому считают низкий уровень общего образования. С другой стороны, при изучении отношения воспитанников детей из школ-интернатов и детских домов к будущей профессиональной деятельности было установлено, что они чаще всего выбирают такие профессии, с помощью которых можно быстрее реализовать стремление получить экономическую самостоятельность (швея, повар, плотник, кондитер, токарь и т. д.). Некоторые отказываются от дальнейшего обучения из-за отсутствия материальной поддержки. В дополнение к этому, «воспитанники детских домов имеют поверхностное представление о той или иной профессии, часто их суждения основываются на внешних атрибутах, количестве зарабатываемых денег» [4].

М. Ю. Ефремова также указывает, что у воспитанников детских домов и интернатов сильно занижены притязания на образование, карьерный рост [6]. При выборе профессии дети неадекватно оценивают свои способности и возможности. К неполным представлениям о различных профессиям и неадекватной оценке своих способностей добавляется проблемы суженной временной перспективы детей-сирот: они больше живут настоящим, не особо задумываясь о будущем. По мнению, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, у них часто не происходит профессионального самоопределения, вместо него — профессиональное определение, когда за подростка решают, какую профессию ему стоит выбрать [11].

Что касается проблемы трудоустройства, то многими авторами указывается, что «выпускники интернатных сиротских учреждений (вследствие более низкого уровня полученного образования, престижа и востребованности профессии) часто не конкурентоспособны на рынке труда и вынуждены занимать низкие позиции в социальной иерархии, выполняя малоквалифицированный, низкооплачиваемый труд». У выпускников детских домов часто возникают трудности при трудовой адаптации, на рабочем месте могут возникать конфликты.

Также сиротам часто отказывают в приеме на работу. По нашему мнению, причиной этому, помимо всего перечисленного, могут быть предубеждения по отношению детей-сирот в обществе. Т.Кузнецовой было проведено исследование то, как воспринимаются воспитанники детских домов обществом. Для этого было проведено изучение ассоциаций, которые возникают у людей при упоминании о воспитанниках детских домов. По результатам опроса, 69,3 % ответов имели отрицательную окраску, 15,3 % — положительную, 15,4 % — нейтральную. Часто встречались такие глаголы и прилагательные, как воровать, хулиганить, несчастный, бедный, обделенный, озлобленный, одинокий [10]. Негативное восприятие детей из детского дома или школы-интерната отрицательно влияет не только на профессиональную сферы, но и, что логично предположить, на другие сферы жизни.

Помимо профессиональной сферы, исследователей также интересовал вопрос создания детьми из детских домов своих собственных семей, а точнее проблемы, которые при этом могут возникнуть. Н. В. Андреева, Е. В. Сухорукова описывают следующие трудности, которые могут появиться в семье выпускника детского дома при появлении ребенка: пренебрежение физическими и эмоциональными нуждами ребенка, социальная изолированность семьи, спутанные детско-родительские роли, нарушение ранних взаимодействий с детьми, конфликтные взаимоотношения между супругами и т. д. Выпускники детских домов, при создании своей собственной семьи, «ожидают от детей взрослого поведения, хотят, чтобы дети относились к ним с пониманием, ничего не требовали, утешали, удовлетворяли их потребности, подчинялись их воле беспрекословно» [12]. Они также отмечают, что дети-сироты в будущем обычно имеют трудности при создании собственной семьи и часто в партнеры они выбирают такие же выпускники детского дома или люди из неблагополучных семей («скрытые» сироты).

При изучении экономической социализированности (степени усвоения личностью «экономической культуры» общества, в котором он живет) выпускников детских домов и интернатов было выявлено, что границы между личной собственностью и другими видами собственности в представлении детей-сирот являются «плавающими». То есть личная собственность может отчуждаться и идентифицироваться как групповая, в то же время чужая личная собственность может быть присвоена незаконно более (кража) или менее (находка). Так, экономическую социализированность детей-сирот оценивали как неблагоприятную; этому способствуют условия среды в сиротском учреждении [13].

Таким образом, были рассмотрены факторы, которые могу влиять на будущую жизнь детей-сирот вне стен детского дома, а также были отмечены трудности, которые возникают у них непосредственно при адаптации.

Далее в статье отметим, какие результаты были получены при проведении опроса среди выпускников детского дома относительно тех трудностей, с которыми им пришлось столкнуться после выпуска из детского учреждения. Опрос был проведен с помощью специально разработанной анкеты, состоящей из девяти вопросов. В опросе участвовало 56 человек — выпускников детских домов РК.

В целом, на вопрос о том, сталкивался ли опрашиваемый с трудностями после выпуска из детского дома, были даны ответы в следующем соотношении: 35,7 % — «Нет», 28,6 % — «Да», 35,7 % — «Были психологически подготовлены в детском доме».

Согласно результатам опроса, наиболее часто встречающиеся у выпускников детских домов трудности включают в себя: жилищный вопрос, финансовый вопрос (нехватка денег и неумение ими распоряжаться), трудоустройство, планирование и распределение времени, приготовление пищи (несамостоятельность). У некоторых опрашиваемых трудностей не возникало. Также встречались такие ответы, как страх, коммуникация, ответственность, отсутствие привычной обстановки, друзей, близких людей.

Если говорить о вопросах жилья, трудоустройства и финансовом вопросе (нехватка денег), то помощь в этих областях должна быть оказана государством, и поэтому с нашей стороны оказание помощи конкретно в этих проблемах затруднено. Однако можно обратить внимание на другие трудности, а точнее — на их профилактику в стенах детских домов.

Итак, исходя из того, с какими трудностями участникам опроса пришлось встретиться во взрослой жизни, можно предположить, что непосредственно в детских домах нужно проводить работу по профилактике таких трудностей, как распределение дохода, коммуникация, несамостоятельность выпускников детских домов.

Другие области, на которые следует обратить внимание воспитанников детских домов, были выявлены благодаря одному из вопросов опросника, требующего собственного ответа со стороны участника.

Так, по мнению участников опроса, нужно обращать внимание воспитанников детских домов на такие темы, как коммуникация и этикет, культура финансов (о которых уже было сказано ранее), профессиональная деятельность (выбор профессии, учеба и работа). Помимо этого, были отмечены качества, которые нужно развивать у воспитанников детских домов: уверенность в себе, ответственность, умение планировать и принимать решения, волевые качества, и, конечно, самостоятельность. Также актуальна идея наставничества выпускников детских домов.

В одном из вопросов участникам опроса следовало выбрать из предложенного списка тем наиболее предпочтительные, на их взгляд, для обсуждения в детских домах. По результатам опроса, для облегчения процесса адаптации во взрослой жизни в детских домах следует проводить мероприятия на такие темы, как поиск смысла жизни и профессиональное самоопределение (проголосовало 58,9 %), самооценка личности (53,6 %), принятие ответственного решения, Экономическая грамотность (51,8 %), половое воспитание (46,4 %).

Также были выделены такие темы, как Позитивная психология и позитивное мышление, Мотивационная грамотность, Эмоциональный интеллект и эмоциональная культура, несмотря на то, что они набрали несколько меньшее количество голосов (по 37,5 % каждая).

По результатам опроса, большинство опрошенных участников не знакомы с копинг-стратегиями адаптации личности. Процент тех, кому о них известно, как видно из диаграммы, составляет 17,9 %. Следовательно, стоит задача ознакомления воспитанников детского дома со стратегиями преодоления стресса.

Важным был вопрос о том, был у выпускника детского дома в трудные моменты такой человек, на которого можно было положиться. Согласно результатам опроса, у большинства участников был кто-то, на кого можно было положиться в трудные минуты. Всего 32,1 % ответили отрицательно на данный вопрос. Однако стоит учитывать, что опрошено было лишь 56 человек. По мере увеличения выборки процентное соотношение ответов в данном вопросе может поменяться.

Так или иначе, среди участников опроса есть те, кто остался без чьей-либо поддержки в сложные моменты. Возможно, предотвратить появление данной проблемы можно посредством наставничества и сопровождения выпускников детских домов.

Согласно результатам опроса, лишь 35,7 % участников опроса «Были психологически подготовлены в детском доме» перед вступлением во взрослую самостоятельную жизнь. Следовательно, нужно проводить работы по повышению данного процента.

Таким образом, в данной статье были рассмотрены взгляды различных ученых на проблему адаптации выпускников детского дома к самостоятельной жизни. Были описаны психологические особенности детей-сирот, которые могут оказать неблагоприятное влияние на процесс адаптации ребенка ко взрослой жизни в будущем. Также были рассмотрены результаты, полученные в проведенном среди выпускников детских домов РК опросе относительно трудностей, возникших у них после выпуска. Были выявлены трудности, с которыми пришлось столкнуться выпускникам детских домов, также выявлены темы, на которые следует обращать внимание при профилактике данных проблем.

Литература:

  1. Науменко Т. Ю. Постинтернатная социальная адаптация выпускников детских домов в условиях дома юношества //Вестник Костанайского государственного педагогического института. — 2013. — № 4 (32). — С. 45–50.
  2. Курагина Г. С. Социальная адаптация выпускников детских домов средствами волонтерской деятельности // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. — 2015. — № 4. — С.141–146.
  3. Astrid de Vries (2018) The Forgotten Group: Life After The Orphanage https://faf.org/end-poverty/the-forgotten-group-life-after-the-orphanage/
  4. Данакин Н. С., Батанова Е. П. Проблемы профессионально-трудового самоопределения детей–сирот // Содействие профессиональному становлению личности трудоустройству молодых специалистов в современных условиях. — 2017.– С.137–143.
  5. Выпускники детских домов Кыргызстана: оценка прав и потребностей. — 2015. — 39 С.
  6. Ефремова М. Ю. Проблемы социализации выпускников детских домов // Инновационные направления деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Современные подходы к организации образовательного процесса в МБОУ детском доме им. Талалихина. — 2011.
  7. Старкова Д. В. Особенности формирования личности воспитанника детского дома // Психология, социология и педагогика. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/12/2628 (дата обращения: 11.09.2020).
  8. Hailegiorgis, M. T., Berheto, T. M., Sibamo, E. L., Asseffa, N. A., Tesfa, G., & Birhanu, F. Psychological wellbeing of children at public primary schools in Jimma town: An orphan and non-orphan comparative study // PloS one. — 2018. -№ 13(4), e0195377. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0195377
  9. Shafiq, F., Haider, S. I., & Ijaz, S. Anxiety, Depression, Stress, and Decision-Making Among Orphans and Non-Orphans in Pakistan // Psychology research and behavior management. — 2020.-№ 13 , — С.313–318. https://doi.org/10.2147/PRBM.S245154
  10. Кузнецова Т. Ю. Проблемы социальной адаптации выпускников детских домов // Защита прав человека в Российской Федерации. — 2001.
  11. Прихожан А. М. Толстых Н. Н.Психология сиротства: Научный контекст, история, экспериментальное исследование проблемы
  12. Андреева Н. В., Сухорукова Е. В. Профессиональный взгляд на организацию помощи семьям выпускников детских домов // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. — 2015. — № 4. — С.111–116.
  13. Адаптация к условиям самостоятельного проживания выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник]. // под ред. Ю. Ю. Ивашкиной, О. В. Костейчука. — СПб.: СПбГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2015. — вып. 4–288 стр.
Основные термины (генерируются автоматически): выпускник детских домов, дом, воспитанник детских домов, проблема, результат опроса, самостоятельная жизнь, трудность, взрослая жизнь, быль, детский дом.


Ключевые слова

адаптация, выпускник детского дома
Задать вопрос