Основные факторы, влияющие на отчисление курсантов из военных институтов: причины и пути решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 02.03.2021

Статья просмотрена: 1219 раз

Библиографическое описание:

Рябуха, Е. В. Основные факторы, влияющие на отчисление курсантов из военных институтов: причины и пути решения / Е. В. Рябуха, А. К. Мурзов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/archive/352/78943/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье авторы рассматривают вопросы, связанные с проблемой того, что на протяжении последних лет число отчисляемых из военных образовательных организаций высшего образования становится всё больше при росте уровня потребности в качественно подготовленных кадрах для воинских формирований, раскрывают некоторые факторы и причины, влияющие на данный процесса, а также предлагают возможные пути решения.

Ключевые слова: обучение, подготовка, развитие, адаптация, мотивация к военной службе, качества, непривычные условия, военный институт, военное образование.

Актуальность представленной проблемы исследования обусловлена тем, что на протяжении последних лет фиксируется высокий уровень потребности в качественно подготовленных кадрах для Вооруженных Сил и других воинских формирований. Сегодня подготовка офицерских кадров является одной из наиболее важных проблем для государственной военной организации России, так как она затрагивает общественно-политическую жизнь и безопасность государства. Хотелось бы обратить внимание на то, что армия является одним из наиболее закрытых государственных институтов, и проведение некоторых научных исследований затруднены. С одной стороны, это вполне обоснованно, учитывая задачи, стоящие перед военной организацией.

Объектом представленного в статье исследования является образовательная среда военных институтов на современном этапе, а рассматриваемым предметом является мотивация курсантов в процессе обучения в военных учебных заведениях. Целью же данной статьи можно определить рассмотрение некоторых основных причин отчисления курсантов военных институтов и поиск путей решения данной проблемы.

В настоящее время обстановка в стране и за рубежом остаётся напряженной, вследствие чего возрастает востребованность в подготовке не просто офицерских кадров, а высококвалифицированных: способных умело управлять личным составом, быстро принимать правильное решение в условиях изменяющейся обстановки, способных выполнять сложные задачи в любых сложившихся ситуациях.

Для достижения данной цели необходимо качественно готовить будущих офицеров, формировать знания, умения и навыки, позволяющие соответствовать данным квалификационным требованиям. Привитие необходимых морально-боевых и психологических качеств играет в современной сложной обстановке одну из ведущих ролей. Проблема в том, что привитие этих качеств сопряжено с тяжелейшими нагрузками в условиях, которые не соответствуют жизни в «зоне комфорта» и «тепличных условиях», к которым привыкли многие абитуриенты, поступающие в институты.

Перед поступлением в военные вузы некоторые абитуриенты не в полной мере представляют особенности выбранной ими профессии, а также специфику, в которой протекает процесс обучение в военном институте, не имеют достаточной мотивации для получения знаний в непривычных условиях, уезжают уже в первый же день после нахождения на абитуриентских сборах. После поступления в военный вуз к еще вчерашнему школьнику начинают предъявляться требования, которых он не знал и к которым он не готов, на него оказывается воздействие множества факторов, связанных с особенностями военного обучения и военной службы [2].

Первичная трудность, с которой сталкивается курсант 1 курса, является физиологическая адаптация, связанная с изменением всего организма под условия армейской жизни: изменение климата и географических условий (если курсант из другого региона); физические и морально-психологические нагрузки; изменения в питании, режиме труда и отдыха; факторы сна и бодрствования при несении службы внутренней или караульной и т. д.

Но это только начальный этап, в дальнейшем же мы видим тенденцию того, что уже поступившие в военные институты курсанты отчисляются по разным причинам и относительно в большом количественном соотношении. Это уже связано с трудностями социально-психологической и профессиональной адаптации, которые присутствуют на протяжении всего периода обучения в военном учебном заведении и от успешности преодоления которых зависит конечный результат в получении военного образования. От уровня профессиональной адаптации, предполагающей овладение навыками учебной деятельности, зависят позитивные изменения, влияющие на развитии личности курсанта как будущего офицера [1].

Статистика показывает, что к сожалению, уровень подготовки офицерских кадров не в полном объеме отвечает предъявляемым современным требованиям как в количественном, так и в качественном отношении, хотя материальные затраты на подготовку военного специалиста в несколько раз превышают затраты на подготовку гражданского лица. Обращает на себя внимание возросшее количество отчислений курсантов из военных вузов по причине нежелания учиться и недисциплинированности, что ведет за собой значительные материальные убытки государства из-за нарушений военными обязательств прохождения военной службы в течение установленного срока по контракту. В военные институты часто приходят молодые люди, имеющие недостаточную профессиональную мотивацию, негативные взгляды, наклонности и привычки.

Кроме перечисленных причин отчисления, одной из основных также является неспособность курсантов в полном объеме овладевать образовательной программой и их низкая успеваемость. Следовательно, для решения данной проблемы на этапе отбора кандидатов для поступления в военные институты необходимо уделять особое внимание, кроме мотивации получения высшего образования по специальности и стремления в дальнейшем служить в силовых структурах, еще и уровню интеллектуальных способностей абитуриентов.

Каковы же основные, наиболее значимые факторы воздействия, влияющие на курсанта как объекта военно-педагогического процесса и приводящие его к желаю отчислиться?

Проведенные исследования позволяют сделать выводы, что к некоторым из них можно отнести (рис. 1):

Причины отчисления курсантов за 2020 год

Рис 1. Причины отчисления курсантов за 2020 год

  1. Сомнения в правильности выбранной профессии и специальности, осознание того, что результат обучения — получение офицерского звания, служба в силовых структурах не является желаемой целью.
  2. Нехватка «внутренних ресурсов» как моральных, так психологических и физических в период адаптации.
  3. Отсутствие «зоны комфорта гражданской жизни».
  4. Ощущение того, что курсант не имеет свободы, теряет свою молодость, так как процесс обучения проходит в условиях проживания в казарме и на закрытой территории.
  5. Ошибочное стремление заработать больше денег, нежелание видеть перспективу.
  6. Столкновение и употребление «запрещённых» веществ и препаратов.

Изучив ряд статистических данных по отчислению курсантов военных институтов за 2020 год, можно сделать вывод, что одной из главных причин, играющих значимую роль в решении отчислиться, является также влияние внешних факторов, негативно воздействующих на сознание обучающихся.

Рассматриваемая нами тема сложна и многогранна. Решение данной проблемы, т. е. уменьшение количества желающих отчислиться курсантов из военных институтов, нам видится [3]:

— в учете командирами курсантских подразделений влияния специфики военного вуза на адаптационный период курсанта, так как именно в данном возрасте (17–25 лет) происходит интенсивное созревание организма, развитие человека достигает максимума, а личность выступает как объект и субъект образовательного процесса;

— в формировании в процессе обучения в военном вузе совокупности необходимых профессионально-важных качеств будущего офицера: личностных, интеллектуальных, психофизиологических, физических, которые будут способствовать успешности обучения и профессиональной деятельности;

— в создании благоприятных условий для качественного обучения и подготовки к самообразованию будущих офицеров;

— в проведении командирами и преподавателями военного института индивидуальной работы с курсантами, основанной на знании характерных особенностей возраста обучаемых: оптимизм, веру в собственные силы, чувство товарищества, собственного достоинства, искренность, стремление к самостоятельности, показ своих положительных качеств, любознательность, широту интересов, впечатлительность, повышенную эмоциональность, категоричность, поспешность в принятии решений;

— в поощрении курсантов в их разумной инициативе в воинской службе, учебной деятельности, а также при решении сложных учебно-познавательных задач и оказании им помощи в преодолении ошибок и промахов [4].

Литература:

  1. Гнатышина Е. А., Уварина Н. В., Савченков А. В. Характеристика адаптационных процессов в вузе в условиях социокультурной динамики: сравнительный анализ адаптационных процессов иностранных и отечественных студентов вуза // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2018. Т. 10. № 2. С. 34–43.
  2. Долгова В. И. Власенко Е. А. Системообразующая роль мотивационного компонента в структуре психологической готовности старшеклассников к службе в армии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2016. № 10. С. 147–153.
  3. Лазукин В. Ф. Теоретические основы и прикладные аспекты образовательного процесса военного инженерного вуза. Монография. Воронеж: ВВАИУ, 2006. С. 193.
  4. Рябуха Е. В. Содержание и основные направления воспитательной работы преподавателя военного института войск национальной гвардии // Проблемы современного педагогического образования. — Ялта, 2016. — Выпуск 53. Часть IV. — 200–206 с.
Основные термины (генерируются автоматически): военная служба, военный, процесс обучения, военный институт, учебная деятельность, будущий офицер, профессиональная адаптация, проблема, полный объем, подготовка, курсант, качество, кадр, институт, высшее образование, военный вуз, военное образование.


Похожие статьи

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

В неё входят военная доктрина государства, военная наука, воинские уставы, наставления

Они отражают качество организации процесса обучения и представляют собой внешнее

Учебно-плановые формы обучения включают в себя теоретические и практические занятия...

Некоторые аспекты педагогики высшей военной школы

Преподавателю вуза необходимо в полной мере и в полном объеме представлять содержание и сложные переплетения своей военно-педагогической активности и ответной активности курсанта (слушателя), их взаимодействие. Военно-педагогический аспект образовательной...

Формирование военно-профессиональной мотивации...

Высокий уровень военно-профессиональной мотивации характерен для кадет с достигнутым уровнем идентичности.

Высокий уровень военно-профессиональной мотивации связан с

— Москва: Институт управления образованием Российской академии образования, № 2...

Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры

Это относится и к процессу обучения студентов военных кафедр вузов и их последующей

Для выполнения закона «Об образовании в РФ» разрабатывается учебно-методический комплекс

Профессиональная адаптация — это процесс освоения профессиональной...

Система военно-профессионального воспитания курсантов...

Военно-профессиональная подготовка офицерского состава, как по исходным принципам, так по структуре и содержанию, в современных

Но сложившаяся система обучения в высшем военно-учебном заведении и имеющиеся к нему подходы и теоретически, и технологически...

Система ценностей будущего офицера: от понятия к методам...

Именно личность офицера это центральное звено отечественной военной системы. Самый первый и самый важный этап формирования офицера (и в т.ч. его системы ценностей) является обучение в военном институте. Поэтому одной из важнейших проблем при построении...

Развитие лидерских качеств офицера внутренних войск...

профессиональная подготовленность, глубокое знание военного дела, хорошая военно

военный институт, направление подготовки, внутреннее войско МВД России, качество

Военно-педагогический процесс — это организованная и целенаправленная деятельность с...

Особенности подготовки в военных учебных заведениях...

Ключевые слова: воспитание, обучение, педагогика, подготовка, развитие, армия, военное образование.

Объектом исследования в представленной статье выступает образовательная среда военных учебных организаций ведущих стран Запада и США, а предметом можно...

Система профессионального становления курсантов летного...

Высшее военно-учебное заведение осуществляет свою деятельность в соответствии с

Профессиональное становление будущих офицеров в военных вузах как системная

5. Коровин В. М. Вистема профессионального становления офицеров в военных ВУЗах: Дис...

Похожие статьи

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

В неё входят военная доктрина государства, военная наука, воинские уставы, наставления

Они отражают качество организации процесса обучения и представляют собой внешнее

Учебно-плановые формы обучения включают в себя теоретические и практические занятия...

Некоторые аспекты педагогики высшей военной школы

Преподавателю вуза необходимо в полной мере и в полном объеме представлять содержание и сложные переплетения своей военно-педагогической активности и ответной активности курсанта (слушателя), их взаимодействие. Военно-педагогический аспект образовательной...

Формирование военно-профессиональной мотивации...

Высокий уровень военно-профессиональной мотивации характерен для кадет с достигнутым уровнем идентичности.

Высокий уровень военно-профессиональной мотивации связан с

— Москва: Институт управления образованием Российской академии образования, № 2...

Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры

Это относится и к процессу обучения студентов военных кафедр вузов и их последующей

Для выполнения закона «Об образовании в РФ» разрабатывается учебно-методический комплекс

Профессиональная адаптация — это процесс освоения профессиональной...

Система военно-профессионального воспитания курсантов...

Военно-профессиональная подготовка офицерского состава, как по исходным принципам, так по структуре и содержанию, в современных

Но сложившаяся система обучения в высшем военно-учебном заведении и имеющиеся к нему подходы и теоретически, и технологически...

Система ценностей будущего офицера: от понятия к методам...

Именно личность офицера это центральное звено отечественной военной системы. Самый первый и самый важный этап формирования офицера (и в т.ч. его системы ценностей) является обучение в военном институте. Поэтому одной из важнейших проблем при построении...

Развитие лидерских качеств офицера внутренних войск...

профессиональная подготовленность, глубокое знание военного дела, хорошая военно

военный институт, направление подготовки, внутреннее войско МВД России, качество

Военно-педагогический процесс — это организованная и целенаправленная деятельность с...

Особенности подготовки в военных учебных заведениях...

Ключевые слова: воспитание, обучение, педагогика, подготовка, развитие, армия, военное образование.

Объектом исследования в представленной статье выступает образовательная среда военных учебных организаций ведущих стран Запада и США, а предметом можно...

Система профессионального становления курсантов летного...

Высшее военно-учебное заведение осуществляет свою деятельность в соответствии с

Профессиональное становление будущих офицеров в военных вузах как системная

5. Коровин В. М. Вистема профессионального становления офицеров в военных ВУЗах: Дис...

Задать вопрос