Государственное регулирование земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 03.03.2021

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Макарова, В. В. Государственное регулирование земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации / В. В. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 107-112. — URL: https://moluch.ru/archive/352/78930/ (дата обращения: 19.04.2021).



Статья посвящена государственному регулированию земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации, актуальным проблемам в этой области и путям их решения.

Ключевые слова: землепользование, аграрные корпорации, государственное регулирование земель сельскохозяйственного назначения, земельный фонд, категории земель.

В настоящее время к одному из главных условий устойчивого политического, экономического, социального развития Российской Федерации относится государственное регулирование оборота земельных ресурсов, а в широком смысле слова — землепользования.

Землепользование представляет собой одну из составных частей природопользования, которая должна выполнять функцию эффективной, а самое главное рациональной эксплуатации различных категорий земель, являющихся пространственным базисом расположения производительных сил. Данная функция преимущественно важна в сельском хозяйстве, так как землепользование в большей степени относится к элементу агроэкономической системы.

Параметры землепользования гарантируют всем собственникам земель, а именно собственникам аграрных корпораций, которые арендуют землю у государства, долговременное удовлетворение их потребностей. В России к таким крупным корпорациям относятся «Мираторг», «Продимекс», «Русагро».

В 2017 году «Мираторг» владел 644 тыс. га, тогда как в 2015 году — 594 тыс. га, «Продимекс» — 790 тыс. га, а в 2015 году — 683 тыс. га, «Русагро» — 670 тыс. га, в 2015 году — 594 тыс. га и согласно приведённым данным за три года площадь земель, занимаемая этими аграрными корпорациями, увеличилась.

Под государственным регулированием земель с/х назначения принято понимать деятельность уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, связанную с созданием благоприятных условий для эффективного, рационального использования, а также охраны земельного фонда, как самим государством, так и собственниками земель.

В 2017 году площадь земельного фонда в нашей стране составляла также как и в 2016 году, а именно 1 713 млн. га, тогда как в 2015 году — 1 710 млн. га и согласно Земельному кодексу РФ все земли делятся на семь категорий [1, с. 3]. Сведения об общей площади некоторых категорий земель РФ за 2015–2017 года представлены в таблице 1.

Таблица 1

Общая площадь некоторых категорий земель в РФ по годам (млн. га)

Категория земли

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2017 г. к 2015 г., +, — млн. га

Земли с/х назначения

385

383

212

- 173

Земли населённых пунктов

19

27

315

+ 296

Земли энергетики, промышленности, связи, транспорта

36

45

49

+ 13

И, исходя из данных таблицы, нетрудно заметить, что общая площадь земель сельскохозяйственного назначения за 2015–2017 гг. сокращалась. Причинами этому являлись не совершенность законодательной базы, урбанизация, экономический механизм, который связан с регулированием земельных правоотношений и благодаря которому происходит перевод земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земель, по причине их заболачивания, эрозии почв или, иными словами, их невостребованности.

В соответствии с принятыми постановлениями, решениями должностными лицами, которые работают в органах государственной власти и органах местного самоуправления субъектов РФ, в 2015 году было переведено 34 тысячи гектар [2, с. 17], в 2016 году — 64 тысяч гектар [3, с. 19], а в 2017 году — 433 тысяч гектар [4, с. 20] земель с/х назначения в земли других категорий, а именно в земли населённых пунктов — 4 тысяч гектар, земли энергетики, промышленности, связи, транспорта — 30 тысяч гектар (2015 год); в земли населённых пунктов — 8 тысяч гектар, земли энергетики, промышленности, связи, транспорта — 56 тысяч гектар (2016 год); в земли населённых пунктов — 373 тысяч гектар, земли энергетики, промышленности, связи, транспорта — 60 тысяч гектар (2017 год) и в процентном соотношении по годам это представлено на рисунках 1, 2, 3.

Земли с/х назначения, переведённые в земли других категорий вследствие принятых постановлений, решений должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления субъектов РФ за 2015 год (%)

Рис. 1. Земли с/х назначения, переведённые в земли других категорий вследствие принятых постановлений, решений должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления субъектов РФ за 2015 год (%)

Земли с/х назначения, переведённые в земли других категорий вследствие принятых постановлений, решений должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления РФ за 2016 год (%)

Рис. 2. Земли с/х назначения, переведённые в земли других категорий вследствие принятых постановлений, решений должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления РФ за 2016 год (%)

Земли с/х назначения, переведённые в земли других категорий вследствие принятых постановлений, решений должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления субъектов РФ за 2017 год (%)

Рис. 3. Земли с/х назначения, переведённые в земли других категорий вследствие принятых постановлений, решений должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления субъектов РФ за 2017 год (%)

Если рассматривать в разрезе регионов РФ, то за 2015 год в результате перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли:

− населённых пунктов площадь первых в Краснодарском крае сократилась на 5 тысяч гектар, а в Нижегородской области — 4 тысячи гектар;

− энергетики, промышленности, связи, транспорта площадь первых в Забайкальском крае сократилась на 3 тысячи гектар, в Тульской области — 3 тысячи гектар.

За 2016 год в результате перевода данной категории земли в земли:

− населённых пунктов площадь первых в Республике Башкортостан сократилась на 7 тысяч гектар, а в Краснодарском крае — 6 тысяч гектар;

− энергетики, промышленности, связи, транспорта площадь первых в Саратовской области сократилась на 10 тысяч гектар, в Тульской области — 3 тысячи гектар.

За 2017 год в результате перевода этой категории земли в земли:

− населённых пунктов площадь первых в Республике Башкортостан сократилась на 29 тысяч гектар, а в Московской области — 7 тысяч гектар;

− энергетики, промышленности, связи, транспорта площадь первых в Республике Башкортостан сократилась на 4 тысячи гектар, в Кемеровской области — 5 тысяч гектар.

Из-за ветровой, водной эрозии почв, заболачивания земли сельскохозяйственного назначения не используются по своему целевому назначению, являясь невостребованными. Площадь сельхозугодий, которые были подвержены ветровой, водной эрозии и заболачиванию за 2015–2017 года в РФ представлена в таблице 2.

Таблица 2

Площадь сельхозугодий, подверженных ветровой, водной эрозии, заболачиванию в РФ по годам (тыс. га)

Наименование

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2017 г. к 2015 г., +, — тыс. га

Ветровая эрозия

552

1 403

1 427

+ 875

Водная эрозия

591

1 513

1 847

+ 1 256

Заболачивание

14

35

94

+ 80

В 2015 году большая площадь сельхозугодий, которые подвержены ветровой эрозии, была в Сибирском федеральном округе и составляла 432 тысяч гектар, водной только в Приволжском — 324 тысяч гектар [2, с. 54].

В 2016 году огромная площадь сельхозугодий, которые подвержены ветровой эрозии, была в Приволжском федеральном округе — 469 тысяч гектар и Сибирском — 418 тысяч гектар, водной в Южном — 238 тысяч гектар [3, с. 68].

В 2017 году большая площадь сельхозугодий, которые подвержены ветровой эрозии, была в Сибирском федеральном округе и составляла 668 тысяч гектар и в Приволжском — 323 тысяч гектар, а водной в Центральном — 233 тысяч гектар [4, с. 72].

Общая площадь невостребованных земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации за 2015 год составляла 28 миллионов гектар, за 2016 год — 36 миллионов гектар, тогда как в 2017 году — 39 миллионов гектар и сведения о распределение невостребованных земель сельскохозяйственного назначения за эти три года по восьми федеральным округам РФ представлены в таблице 3.

Таблица 3

Распределение невостребованных земель с/х назначения по федеральным округам РФ (тыс. га)

Название федерального округа

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2017 г. к 2015 г.,

+, — тыс. га

Центральный

3 599

5 813

6 460

+ 2 861

Северо-Западный

8 138

8 138

2 069

- 6 069

Приволжский

3 166

7 475

13 451

+ 10 285

Уральский

1 547

3 088

3 063

+ 1 516

Южный

2 058

3 033

3 805

+ 1 747

Северо-Кавказский

209

266

111

- 98

Сибирский

16 910

14 750

12 881

- 4 029

Дальневосточный

2 339

3 181

7 110

+ 4 771

А распределение невостребованных земель сельскохозяйственного назначения в процентном соотношении по каждому федеральному округу РФ за 2015–2017 гг. представлено на рисунках 4, 5 и 6.

Распределение невостребованных земель с/х назначения по федеральным округам РФ за 2015 год (%)

Рис. 4. Распределение невостребованных земель с/х назначения по федеральным округам РФ за 2015 год (%)

Распределение невостребованных земель с/х назначения по федеральным округам РФ за 2016 год (%)

Рис. 5. Распределение невостребованных земель с/х назначения по федеральным округам РФ за 2016 год (%)

Распределение невостребованных земель с/х назначения по федеральным округам РФ за 2017 год (%)

Рис. 6. Распределение невостребованных земель с/х назначения по федеральным округам РФ за 2017 год (%)

И исходя, из данных таблицы, рисунков можно заметить, что, несмотря на то, что общая площадь невостребованных земель сельскохозяйственного назначения в 2017 году увеличилась на 11 миллионов гектаров по отношению к 2015 году, площадь этих земель в таких федеральных округах, как в Северо-Западном, Северо-Кавказском и Сибирском уменьшалась в 2016 и 2017 гг. Это объясняется денежным взысканием за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, проведением их инвентаризации, изъятием невостребованных земель сельскохозяйственного назначения, привлечением новых арендаторов, собственников, проведением торгов и продажей по выгодной цене изъятых земель сельскохозяйственного назначения как физическим, так и юридическим лицам.

В 2015 году наибольшая площадь невостребованных земель сельскохозяйственного назначения была в таких субъектах Российской Федерации, как:

− Смоленской области — 774 тысяч гектар и Тульской — 627 тысяч гектар (Центральный федеральный округ);

− Кировской области — 1966 тысяч гектар, Удмуртской республике — 340 тысяч гектар (Приволжский федеральный округ);

− Магаданской области — 181 тысяч гектар и Хабаровском крае — 116 тысяч гектар (Дальневосточный федеральный округ).

В 2016 году наибольшая площадь невостребованных земель сельскохозяйственного назначения была в таких субъектах Российской Федерации, как:

− Смоленской области — 937 тысяч гектар (Центральный федеральный округ);

− Кировской области — 1 648 тысяч гектар и Республике Марий Эл — 328 тысяч гектар (Приволжский федеральный округ);

− Амурской области — 1 901 тысяч гектар (Дальневосточный федеральный округ).

В 2017 году наибольшая площадь данных земель была в таких субъектах Российской Федерации, как:

− Смоленской области — 962 тысяч гектар и Ивановской — 425 тысяч гектар (Центральный федеральный округ);

− Кировской области — 2 965 тысяч гектар, в Республике Марий Эл — 674 тысяч гектар (Приволжский федеральный округ);

− Амурской области — 1 994 тысяч гектар и в Магаданской — 353 тысяч гектар (Дальневосточный федеральный округ).

На сегодняшний день существует целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения, однако благодаря тем положениям, которые прописаны в них, не обеспечивается эффективное, рациональное использование земель данной категории, в особенности в Центральном, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах, так как там, согласно приведённой статистике, часть земель данной категории не является востребованной, что на сегодняшний день является одной из проблем. Это, во-первых.

Во-вторых, не только ветровая, водная эрозии, заболачивание почв, но и недостаточное государственное финансирование таких видов работ, как: исследовательски-научных, опытно-конструкторских, аграрно-технических негативно влияет на эффективное использование земель с/х назначения, о чём свидетельствует увеличение площади невостребованных земель этой категории, а особенно в Приволжском федеральном округе (2017 год).

В-третьих, наличие вышеперечисленных крупных аграрных корпораций в РФ способствует вытеснению с рынка средних таких корпораций, а также самих фермеров и их хозяйства (государство большую часть субсидий выплачивает именно крупным аграрным корпорациям, тогда как фермеры получают такую денежную выплату в размере только 10 %).

В-четвёртых, существует расхождение в интересах у аграрных корпораций и администраций, которые находятся в сельских населённых пунктах, в плане того, что целью данных корпораций является получение выручки за выращенную и проданную продукцию, а целями администраций — поступление доходов в местные бюджеты в виде налогов, которые должны платить аграрные корпорации, развитие всех сфер жизнедеятельности и обеспечение занятости людей.

В связи с этим, основными путями решения данных проблем будут являться:

− внесение соответствующих поправок в действующее законодательство или разработка новых НПА, связанных с землями с/х назначения;

− увеличение денежного финансирования в сфере проведения специалистами исследовательски-научных, аграрно-технических и опытно-конструкторских работ;

− создание фонда на федеральном уровне, а также региональных фондов земель с/х назначения;

− внедрение определённых нормативов плодородия, а также паспортов, необходимых для земель этой категории;

− заключение контрактов между аграрными корпорациями и администрациями, находящимися в сельских населённых пунктах.

Литература:

  1. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ // СПС КонсультантПлюс, 2019. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162171/ (дата обращения: 13.12 2019).
  2. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в РФ за 2015 год // ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. URL: http://www.rosinformagrotech.ru/ (дата обращения: 15.12.2019).
  3. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в РФ за 2016 год // ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. URL: http://www.rosinformagrotech.ru/ (дата обращения: 15.12.2019).
  4. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в РФ за 2017 год // ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. URL: http://www.rosinformagrotech.ru/ (дата обращения: 15.12.2019).
  5. Холодов О. А. Комплексный мониторинг использования земель сельскохозяйственного назначения в современный период / Холодов О. А. // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. — 2019. — № 3. — С. 107–119.
  6. Шанин С. А. Теория и практика рыночного оборота сельскохозяйственных земель / Шанин С. А. // Белгородский экономический вестник. — 2018. — № 2 (90). — С.142–148.
Основные термины (генерируются автоматически): сельскохозяйственное назначение, гектар, тысяча, земля, площадь первых, Российская Федерация, государственная власть, федеральная округа РФ, ветровая эрозия, водная эрозия.


Ключевые слова

Земельный фонд, землепользование, категории земель, аграрные корпорации, государственное регулирование земель сельскохозяйственного назначения
Задать вопрос