Камеральные налоговые проверки и их эффективность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (351) февраль 2021 г.

Дата публикации: 01.03.2021

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Гурулёва, М. Д. Камеральные налоговые проверки и их эффективность / М. Д. Гурулёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78925/ (дата обращения: 21.04.2021).



В статье автор рассказывает об эффективности проведения камеральных налоговых проверок.

Ключевые слова: налог, проверка, эффективность

Налоги являются основным источником доходов государств (50–90 % поступлений в бюджет), что делает систему налогообложения страны одним из важнейших механизмов государственного управления.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [2 ст.8]

При проведении камеральной налоговой проверки проводится более детальный анализ налоговой отчетности. Проанализируем это с помощью динамики дополнительно начисленных платежей в ИФНС России за 2017–2019 гг. таблица 1.

Таблица 1

Динамика дополнительно начисленных платежей в ИФНС России за 2017–2019 гг., млрд. руб.*

Годы

Сумма дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы, млрд. руб.

Сумма налоговых поступлений, млрд. руб.

Удельный вес доначисленных платежей в сумме налоговых поступлений, %

2017

6 673 689

50 823 108

13.1

2018

16 482 045

58 107 324

28.3

2019

8 863 968

57 904 245

15.3

*Составлено по данным: [11]

Представленные данные показывают, что удельный вес доначисленных платежей по итогам контрольной работы Инспекции в налоговых доходах за анализируемый период не имеет четкой тенденции. Так, в 2017 г. значение указанного показателя составило 13,1 %, в 2018 г. — 15,3 %. При этом в 2018 году удельный вес доначислений в сумме налоговых доходов составил 28,3 %. Изменение значений рассматриваемого показателя связано, в первую очередь, с уровнем и качеством проводимых мероприятий налогового контроля.

В консолидированный бюджет Российской Федерации от налогоплательщиков, территориально расположенных в Иркутской области, за 2019 год поступило около 451 млрд рублей налогов и сборов, что на 17 млрд рублей или 4 % выше уровня поступлений 2018 года. Доля налоговых платежей в сумме валового регионального продукта в 2019 году составила более 31 процента. Из общей суммы доходов в федеральный бюджет направлено 280 млрд рублей или 62 %, в консолидированный бюджет Иркутской области — 158 млрд рублей или 35 %, в том числе в доходы местных бюджетов — около 27 млрд рублей. В Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства направлено акцизов на нефтепродукты 13 млрд рублей или почти 3 процента. Обеспечены положительные темпы поступлений в бюджеты всех уровней.

В 2019 году много организаций, которые в 2018 году представляли расчеты с нулевыми показателями вышли из «тени» и решили легализовать свою деятельность, это связано с тем, что налоговые органы стали более открыты к налогоплательщику, а также стало гораздо проще вести учет с онлайн-кассами, появился новый налоговый режим для самозанятых.

Проанализируем проведение камеральных налоговых проверок за период 2017–2019 гг., используя критерии результативности и эффективности по общепринятой методике, используемой в ИФНС, которая применяется для расширенной коллегии. Общие сведения о проведенных проверках содержатся в таблице 2.

Таблица 2

Динамика результатов проведенных камеральных проверок за 2017–2019 гг., в тыс. руб.*

Наименование показателя

2017

2018

2019

Число камеральных проверок, ед.

345 225

358 860

342 000

Из них выявившие нарушения

16 566

15 222

22 263

Доначислено по результатам проверок всего, тыс. руб.

661 755

689 211

508 587

Из них налоги

578 868

599 904

423 618

Пени

16 656

24 306

18 903

Штрафные санкции

66 231

65 001

66 066

*Составлено по данным: [12]

Как видно их представленных данных за 2019 год Инспекциями проведено 342 000 тыс. руб. камеральных налоговых проверок. Это примерно на уровне 2017г. При этом выявлено нарушений на 34,4 % больше. По результатам камерального контроля доначислено 508 587 тыс. руб. что на 23,2 % меньше, чем в 2018 году.

Эти факты связаны с увеличением количества представляемых налогоплательщиками деклараций, уменьшением удельного веса «нулевых» деклараций, а также со снижением числа юридических лиц, обладающих признаками недействующих. Налоговые инспекции стараются стать не заметными для налогоплательщиков, то есть не мешать их деятельности, помогать осуществлять бухгалтерский учет, налоговые органы заинтересованы, чтобы плательщики вышли из тени и стали открыты.

Динамика доначислений на одну результативную камеральную проверку неоднородна: в 2015–2017 гг. наблюдался устойчивый рост, который сменился снижением в 2018–2019 гг. В целом за 5 лет было отмечено снижение на 36,4 %. По выездным результативным проверкам доначисления стабильно росли на протяжении всего анализируемого периода и рост составил 27,8 %. Сократив количество выездных проверок, налоговая служба значительно повысила их эффективность.

Факторный анализ в рамках определения корреляционной взаимосвязи между показателями налогового контроля выявил следующие результаты (табл. 3 и 4).

Таблица 3

Расчет коэффициента корреляции по камеральным проверкам ФНС РФ*

Год

Количество проведенных камеральных налоговых проверок, ед.

Дополнительно начислено платежей по результатам камеральных проверок, тыс. руб.

2015

32 869 796

48 443 932

2016

31 932 313

75 083 462

2017

39 977 955

99 748 333

2018

55 859 670

61 559 605

2019

67 889 196

55 659 611

Коэффициент корреляции

0,794530677

Тесная прямая связь

*Рассчитано автором по данным: [63]

По камеральным проверкам обнаружена тесная прямая зависимость величины доначислений налоговых платежей от количества налоговых проверок.

Таблица 4

Расчет коэффициента корреляции по выездным проверкам ФНС РФ*

Год

Коэффициент проведенных выездных налоговых проверок, ед.

Дополнительно начислено платежей по результатам выездных проверок, тыс. руб.

2015

35 757

289 273 742

2016

30 662

267 862 858

2017

26 043

352 056 932

2018

19 391

309 863 053

2019

13 738

306 199 093

Коэффициент корреляции

-0,697395326

Сильная обратная связь

*Рассчитано автором по данным: [63]

По выездным проверкам выявлена обратная взаимосвязь между показателями, которые не зависят друг от друга. Рост результативности выездных проверок не связан с их количеством, а обусловлен глубиной и тщательностью проводимых проверок.

В Инспекциях обеспечено систематическое проведение мониторинга результативности камеральных проверок в разрезе сотрудников, анализируются причины недостаточной эффективности каждой проведенной камеральной налоговой проверки, также в обязательном порядке формируются отчеты о контрольной работе.

Актуальными направлениями развития современного налогового контроля, по моему мнению, являются следующие:

− дальнейшее совершенствование налогового законодательства в целях создания стабильной, системно проработанной нормативно-правовой базы и соответствующей ей инфраструктуры, обеспечивающей предупреждение возникающих налоговых угроз или снижение уровня их воздействия;

− уменьшение теневой зоны экономики, обусловленной недостатками в законодательстве;

− надежная защита законных интересов налогоплательщиков;

− проведение постоянного мониторинга законодательства. Основной задачей законотворческой деятельности государства по-прежнему остается гармонизация интересов налогоплательщиков и налоговых органов;

− применение эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий, способов и методов проведения налоговых проверок, дающих возможность в условиях ограниченных кадровых и материальных ресурсов достичь максимальной результативности.

Таким образом, камеральные налоговые проверки являются наиболее эффективным контрольным мероприятием, количество которых увеличилось за последние 5 лет на 61,6 %. Одним из основных факторов результативности проверок выступает пред проверочный анализ, определяющий выбор налогоплательщика в качестве объекта проверки, оценку имеющейся о нем информации, выявление проблемных точек, рисков и разработку оптимальной стратегии проверки.

Литература:

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 1: Федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ: (ред. от 23 ноября 2020) // СПС «КонсультантПлюс.

2. Агирбова А. А. Налоговая система как правовая категория и институт финансовой системы государства / А. А. Агирбова. — Москва, — 2017. — 565–569 с.

3. Алимирзоева М. Г. Современные тенденции и проблемы развития российской налоговой системы / М. Г. Алимирзоева. — Москва, — 2017. — 208 с. — URL: https://te-st.ru/2015/05/05/cocco-bello-honey/ (дата обращения: 11.02.2021)

4. Болатаева А. А. Налоговая система РФ: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы / А. А. Болатаева. — Москва, — 2017. — 41–45 с.

5. Бондарева А. В. Анализ соотношения прямых и косвенных налогов в налоговых доходах государственного бюджета Российской Федерации / А. В. Бондарева, Ю. А. Васильева. — Москва, — 2018. — 249–257 с.

6. Борисов Е. Н. Правовое регулирование налогообложения имущества физических и юридических лиц в Самарской области / Е. Н. Борисов. — Самара, — 46–49 с.

7. Брякина А. В. Система налогов и сборов как неотъемлемая часть налоговой системы / А. В. Брякина. — Воронеж, — 2018. — 57–61 с.

8. Бутрин Д. «Новые деньги» предлагают усыновить ЦСР за мягкую стратегию госрегулирования альтернативных финансов / Д. Бутрин. — Москва: Коммерсантъ, 2018. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3635940 (дата обращения: 11.02.2020).

9. Василенко М. Е. К вопросу об управлении затратами на предприятии в условиях финансового кризиса / М. Е. Василенко, Л. Ф. Алексеева, В. В. Малышева. — Москва, — 2018. — 125 с.

10. Викуленко А. Е. Роль и перспективы развития налоговой системы России / А. Е. Викуленко. — Москва, — 2017. — 38–44 с.

11. Внутренние документы Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области под грифом ДСП.

12. Воробьева Е. В. Налоговая система России: основные направления модернизации / Е. В. Воробьева. — Санкт — Петербург, — 2017. — 75–76 с.

13. Качур О. В. Налоги и налогообложение. / О. В. Качур — Москва: КноРус, 2018. — 75–76 с.

14. Гасиева З. П., Гиоева Е. Г. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ на современном этапе / З. П. Гасиева, Е. Г. Гиоева. — Москва, — 2017. — 17–23 с.

15. Григоров К. Н. К вопросу о проблемах юридической трансформации налога на имущество организаций в налог на недвижимое имущество организаций/ К. Н. Григоров. — Санкт — Петербург, — 2016. — 35–41 с.

Основные термины (генерируются автоматически): проверка, млрд рублей, удельный вес, платеж, Иркутская область, ИФНС России, контрольная работа, коэффициент корреляции, налоговый контроль, расчет коэффициента корреляции.


Задать вопрос