В статье автор рассказывает об эффективности проведения камеральных налоговых проверок.
Ключевые слова: налог, проверка, эффективность
Налоги являются основным источником доходов государств (50–90 % поступлений в бюджет), что делает систему налогообложения страны одним из важнейших механизмов государственного управления.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [2 ст.8]
При проведении камеральной налоговой проверки проводится более детальный анализ налоговой отчетности. Проанализируем это с помощью динамики дополнительно начисленных платежей в ИФНС России за 2017–2019 гг. таблица 1.
Таблица 1
Динамика дополнительно начисленных платежей в ИФНС России за 2017–2019 гг., млрд. руб.*
Годы |
Сумма дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы, млрд. руб. |
Сумма налоговых поступлений, млрд. руб. |
Удельный вес доначисленных платежей в сумме налоговых поступлений, % |
2017 |
6 673 689 |
50 823 108 |
13.1 |
2018 |
16 482 045 |
58 107 324 |
28.3 |
2019 |
8 863 968 |
57 904 245 |
15.3 |
*Составлено по данным: [11]
Представленные данные показывают, что удельный вес доначисленных платежей по итогам контрольной работы Инспекции в налоговых доходах за анализируемый период не имеет четкой тенденции. Так, в 2017 г. значение указанного показателя составило 13,1 %, в 2018 г. — 15,3 %. При этом в 2018 году удельный вес доначислений в сумме налоговых доходов составил 28,3 %. Изменение значений рассматриваемого показателя связано, в первую очередь, с уровнем и качеством проводимых мероприятий налогового контроля.
В консолидированный бюджет Российской Федерации от налогоплательщиков, территориально расположенных в Иркутской области, за 2019 год поступило около 451 млрд рублей налогов и сборов, что на 17 млрд рублей или 4 % выше уровня поступлений 2018 года. Доля налоговых платежей в сумме валового регионального продукта в 2019 году составила более 31 процента. Из общей суммы доходов в федеральный бюджет направлено 280 млрд рублей или 62 %, в консолидированный бюджет Иркутской области — 158 млрд рублей или 35 %, в том числе в доходы местных бюджетов — около 27 млрд рублей. В Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства направлено акцизов на нефтепродукты 13 млрд рублей или почти 3 процента. Обеспечены положительные темпы поступлений в бюджеты всех уровней.
В 2019 году много организаций, которые в 2018 году представляли расчеты с нулевыми показателями вышли из «тени» и решили легализовать свою деятельность, это связано с тем, что налоговые органы стали более открыты к налогоплательщику, а также стало гораздо проще вести учет с онлайн-кассами, появился новый налоговый режим для самозанятых.
Проанализируем проведение камеральных налоговых проверок за период 2017–2019 гг., используя критерии результативности и эффективности по общепринятой методике, используемой в ИФНС, которая применяется для расширенной коллегии. Общие сведения о проведенных проверках содержатся в таблице 2.
Таблица 2
Динамика результатов проведенных камеральных проверок за 2017–2019 гг., в тыс. руб.*
Наименование показателя |
2017 |
2018 |
2019 |
Число камеральных проверок, ед. |
345 225 |
358 860 |
342 000 |
Из них выявившие нарушения |
16 566 |
15 222 |
22 263 |
Доначислено по результатам проверок всего, тыс. руб. |
661 755 |
689 211 |
508 587 |
Из них налоги |
578 868 |
599 904 |
423 618 |
Пени |
16 656 |
24 306 |
18 903 |
Штрафные санкции |
66 231 |
65 001 |
66 066 |
*Составлено по данным: [12]
Как видно их представленных данных за 2019 год Инспекциями проведено 342 000 тыс. руб. камеральных налоговых проверок. Это примерно на уровне 2017г. При этом выявлено нарушений на 34,4 % больше. По результатам камерального контроля доначислено 508 587 тыс. руб. что на 23,2 % меньше, чем в 2018 году.
Эти факты связаны с увеличением количества представляемых налогоплательщиками деклараций, уменьшением удельного веса «нулевых» деклараций, а также со снижением числа юридических лиц, обладающих признаками недействующих. Налоговые инспекции стараются стать не заметными для налогоплательщиков, то есть не мешать их деятельности, помогать осуществлять бухгалтерский учет, налоговые органы заинтересованы, чтобы плательщики вышли из тени и стали открыты.
Динамика доначислений на одну результативную камеральную проверку неоднородна: в 2015–2017 гг. наблюдался устойчивый рост, который сменился снижением в 2018–2019 гг. В целом за 5 лет было отмечено снижение на 36,4 %. По выездным результативным проверкам доначисления стабильно росли на протяжении всего анализируемого периода и рост составил 27,8 %. Сократив количество выездных проверок, налоговая служба значительно повысила их эффективность.
Факторный анализ в рамках определения корреляционной взаимосвязи между показателями налогового контроля выявил следующие результаты (табл. 3 и 4).
Таблица 3
Расчет коэффициента корреляции по камеральным проверкам ФНС РФ*
Год |
Количество проведенных камеральных налоговых проверок, ед. |
Дополнительно начислено платежей по результатам камеральных проверок, тыс. руб. |
2015 |
32 869 796 |
48 443 932 |
2016 |
31 932 313 |
75 083 462 |
2017 |
39 977 955 |
99 748 333 |
2018 |
55 859 670 |
61 559 605 |
2019 |
67 889 196 |
55 659 611 |
Коэффициент корреляции |
0,794530677 |
Тесная прямая связь |
*Рассчитано автором по данным: [63]
По камеральным проверкам обнаружена тесная прямая зависимость величины доначислений налоговых платежей от количества налоговых проверок.
Таблица 4
Расчет коэффициента корреляции по выездным проверкам ФНС РФ*
Год |
Коэффициент проведенных выездных налоговых проверок, ед. |
Дополнительно начислено платежей по результатам выездных проверок, тыс. руб. |
2015 |
35 757 |
289 273 742 |
2016 |
30 662 |
267 862 858 |
2017 |
26 043 |
352 056 932 |
2018 |
19 391 |
309 863 053 |
2019 |
13 738 |
306 199 093 |
Коэффициент корреляции |
-0,697395326 |
Сильная обратная связь |
*Рассчитано автором по данным: [63]
По выездным проверкам выявлена обратная взаимосвязь между показателями, которые не зависят друг от друга. Рост результативности выездных проверок не связан с их количеством, а обусловлен глубиной и тщательностью проводимых проверок.
В Инспекциях обеспечено систематическое проведение мониторинга результативности камеральных проверок в разрезе сотрудников, анализируются причины недостаточной эффективности каждой проведенной камеральной налоговой проверки, также в обязательном порядке формируются отчеты о контрольной работе.
Актуальными направлениями развития современного налогового контроля, по моему мнению, являются следующие:
− дальнейшее совершенствование налогового законодательства в целях создания стабильной, системно проработанной нормативно-правовой базы и соответствующей ей инфраструктуры, обеспечивающей предупреждение возникающих налоговых угроз или снижение уровня их воздействия;
− уменьшение теневой зоны экономики, обусловленной недостатками в законодательстве;
− надежная защита законных интересов налогоплательщиков;
− проведение постоянного мониторинга законодательства. Основной задачей законотворческой деятельности государства по-прежнему остается гармонизация интересов налогоплательщиков и налоговых органов;
− применение эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий, способов и методов проведения налоговых проверок, дающих возможность в условиях ограниченных кадровых и материальных ресурсов достичь максимальной результативности.
Таким образом, камеральные налоговые проверки являются наиболее эффективным контрольным мероприятием, количество которых увеличилось за последние 5 лет на 61,6 %. Одним из основных факторов результативности проверок выступает пред проверочный анализ, определяющий выбор налогоплательщика в качестве объекта проверки, оценку имеющейся о нем информации, выявление проблемных точек, рисков и разработку оптимальной стратегии проверки.
Литература:
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 1: Федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ: (ред. от 23 ноября 2020) // СПС «КонсультантПлюс.
2. Агирбова А. А. Налоговая система как правовая категория и институт финансовой системы государства / А. А. Агирбова. — Москва, — 2017. — 565–569 с.
3. Алимирзоева М. Г. Современные тенденции и проблемы развития российской налоговой системы / М. Г. Алимирзоева. — Москва, — 2017. — 208 с. — URL: https://te-st.ru/2015/05/05/cocco-bello-honey/ (дата обращения: 11.02.2021)
4. Болатаева А. А. Налоговая система РФ: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы / А. А. Болатаева. — Москва, — 2017. — 41–45 с.
5. Бондарева А. В. Анализ соотношения прямых и косвенных налогов в налоговых доходах государственного бюджета Российской Федерации / А. В. Бондарева, Ю. А. Васильева. — Москва, — 2018. — 249–257 с.
6. Борисов Е. Н. Правовое регулирование налогообложения имущества физических и юридических лиц в Самарской области / Е. Н. Борисов. — Самара, — 46–49 с.
7. Брякина А. В. Система налогов и сборов как неотъемлемая часть налоговой системы / А. В. Брякина. — Воронеж, — 2018. — 57–61 с.
8. Бутрин Д. «Новые деньги» предлагают усыновить ЦСР за мягкую стратегию госрегулирования альтернативных финансов / Д. Бутрин. — Москва: Коммерсантъ, 2018. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3635940 (дата обращения: 11.02.2020).
9. Василенко М. Е. К вопросу об управлении затратами на предприятии в условиях финансового кризиса / М. Е. Василенко, Л. Ф. Алексеева, В. В. Малышева. — Москва, — 2018. — 125 с.
10. Викуленко А. Е. Роль и перспективы развития налоговой системы России / А. Е. Викуленко. — Москва, — 2017. — 38–44 с.
11. Внутренние документы Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области под грифом ДСП.
12. Воробьева Е. В. Налоговая система России: основные направления модернизации / Е. В. Воробьева. — Санкт — Петербург, — 2017. — 75–76 с.
13. Качур О. В. Налоги и налогообложение. / О. В. Качур — Москва: КноРус, 2018. — 75–76 с.
14. Гасиева З. П., Гиоева Е. Г. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ на современном этапе / З. П. Гасиева, Е. Г. Гиоева. — Москва, — 2017. — 17–23 с.
15. Григоров К. Н. К вопросу о проблемах юридической трансформации налога на имущество организаций в налог на недвижимое имущество организаций/ К. Н. Григоров. — Санкт — Петербург, — 2016. — 35–41 с.