Влияние пандемии COVID-19 на особенности бухгалтерского учёта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (351) февраль 2021 г.

Дата публикации: 28.02.2021

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Хованова, С. В. Влияние пандемии COVID-19 на особенности бухгалтерского учёта / С. В. Хованова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78905/ (дата обращения: 21.04.2021).



В статье автор пытается систематизировать основные изменения в системе бухгалтерского учета, вызванные пандемией COVID-19. Анализируя действующее законодательство и основные тенденции развития экономики в условиях пандемии, автор вносит ряд предложений в части новых требований к действующей системе учета.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, COVID-19, нормативы, структурные изменения.

Актуальность темы исследования. Ситуация с COVID-19, принявшая всемирные масштабы, внесла определенные коррективы как в функционирование всей экономической системы, так и деятельности отдельных компаний. В определенной степени это касается изменений в бухгалтерском учете и изменения приоритетности действующих нормативных актов. Наряду с законодательными изменениями также произошли структурные корректировки в организации деятельности бухгалтерских служб.

Цели исследования. Определить влияние пандемии COVID-19 на особенности бухгалтерского учёта.

Задачи исследования.

  1. Провести обзор законодательных изменений в сфере бухгалтерского учета, вызванных пандемией COVID -19
  2. Рассмотреть структурные изменения бухгалтерских служб на предприятиях в условиях режима удаленной работы.
  3. Привести условную классификацию направлений влияния пандемии на действующую систему бухгалтерского учета.

В марте 2020 года Всемирная Организация Здравоохранения признала распространение новой инфекции COVID-19 пандемией. Это было обусловлено распространением данной проблемы за пределы государств и континентов. Соответственно, в большинстве стран на законодательном уровне был принят ряд достаточно жестких мер, направленных на замедление и дальнейшее распространение вирусной инфекции. В свою очередь, данные меры привели к изменению функционирования целых отраслей экономики и сфер бизнеса. На уровне международных и мировых экономических отношений, это создало высокий уровень неопределенности в отношении цен на активы, валютных курсов, стабильности поставок в рамках заключенных договоров, гарантий выполнения обязательств по контрактам.

Применительно к отечественной экономике, меры, направленные на сдерживание COVID-19, оказали прямое влияние на работу большинства российских компаний: снижение объемов продаж, сокращение численности персонала, перевод на удаленный режим работы и т. п. Все это соответствующим образом отразилось на ведении бухгалтерского учета.

В первую очередь, это оценка влияния последствий пандемии на деятельность компании и внесение данных сведений в пояснительной записке к финансовой отчетности. На практике данного рода сведения могут включать следующую информацию: приостановка операционной деятельности, нарушение договорных условий, изменение уровня ликвидности и структуры оборотного капитала, ограничение финансирования и др.

Учитывая масштабность влияния COVID-19 на экономику страны, в процессе подготовки финансовой отчетности, пояснения к ней принимают статус особой важности. С учетом требований действующего законодательства, не указание данного рода сведений может быть расценено как сокрытие существенных факторов влияния на деятельность компании и искажение пользовательской информации финансовой отчетности.

Необходимость внесения информации о влиянии определенных обстоятельств на деятельность организации, в целях формирования полного представления о финансовом положении и результатах ее деятельности, предусмотрена положениями ПБУ 4/99. Так на основании п.6 ПБУ 4/99, при выявлении недостаточности данных для формирования достоверного представления о финансовом положении, организация включает в бухгалтерскую отчетность соответствующие дополнительные показатели и пояснения [1].

Меры организационного и законодательного характера, направленные на борьбу с пандемией, создали высокий уровень неопределенности, как для отраслей экономики, так и для отдельных компаний. Это усилило подверженность финансовым рискам в такой степени, что без их описания и оценки стала невозможной реальная оценка финансового положения. В этих целях особую актуальность приобретают международные нормативные акты, регламентирующие состав финансовой отчетности (например, МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации») [2]. Стандарт МСФО (IFRS) 7 введен в действие для применения на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н [3].

Использование данного стандарта приобретает особую важность в описании характера и размера рисков, которым организация подвержена в определенном периоде. Реализация мер, направленных на борьбу с пандемией COVID -19 порождает достаточно большое количество рисков, связанных с деятельностью компании: правовые, региональные, финансовые и др. Для компании важно не только описание всех возникших рисков, но также и раскрытие мероприятий, направленных на их нивелирование или минимизацию.

Следующее важное изменение в системе бухгалтерского учета, вызванное пандемией COVID-19, состоит в методике учета отдельных видов расходов. Так, в связи с пандемией, в деятельности практически каждого предприятия возникают новые виды расходов, не имевших ранее повсеместного применения в учетной практике: расходы на проведение тестирования работников на инфекцию, дезинфекция помещений, доставка работников до места работы и обратно в период действия режима повышенной готовности и др. В системе начисления заработной платы также появились новые виды выплат: оплата за нерабочие дни, связанные с пандемией, возмещение расходов в отношении несостоявшихся служебных командировок работникам.

Также изменена структура активов на большинстве предприятий: существенную долю занимают санитарно-гигиеническое оборудование и приборы.

Перевод сотрудников на удаленный режим работы внес определенные коррективы в систему работы большинства предприятий. По данным ВЦИНОМ, количество сотрудников, перешедших на удаленный режим работы увеличилось с 2 % до 16 % [4] Изменения в режиме работы вызвали не только новые стандарты и регламенты работы бухгалтерских служб (приказы о переводе на удаленную работу, расходы на программное обеспечение), но также и новое распределение должностных обязанностей.

На рисунке 1 представлена информация о влиянии пандемии COVID-19 на систему бухгалтерского учета

Изменение в системе бухгалтерского учета, вызванные пандемией COVID-19

Рис. 1. Изменение в системе бухгалтерского учета, вызванные пандемией COVID-19

Исходя из представленной на рисунке 1 информации, изменения в системе бухгалтерского учета, вызванные пандемией COVID-19 можно условно разделить на три направления: нормативные изменения, организационно-структурные и технологические.

Таким образом, изучение вопросов влияния пандемии COVID-19 на особенности бухгалтерского учета позволило сформулировать ряд выводов. В первую очередь, на законодательном уровне, ранее принятые нормативные акты начинают приобретать особую важность и актуальность. В основном это касается раскрытия информации к финансовой отчетности. Вторым существенным изменением в системе бухгалтерского учета является учет активов и расходов, не имевших ранее широкого распространения на большинстве предприятий. В свою очередь, изменение структуры активов и вида расходов, связанных с операционной деятельностью, требует соответствующих дополнений в систему законодательства. При этом нормативы учета должны быть приведены в полное соответствие с требованиями налогового учета, во избежание разногласий и споров с контролирующими органами.

Изменения в бухгалтерском учете, вызванные пандемией COVID-19, предъявляют совершенно новые требования к разработке программного обеспечения: автоматический учет новых видов расходов и заработной платы, расширение объема памяти во избежание повышенной нагрузки и сбоев в системе.

В целом, изменения в бухгалтерском учете, связанные с пандемией, содержат в себе ряд положительных моментов с позиции оптимизации учета. В отношении законодательства возникли оперативные вопросы, требующие соответствующего решения: упорядочивание действующей системы нормативных актов, устранение противоречий и приведение в соответствие со смежными отраслями законодательства. Частично решается проблема эффективного распределения обязанностей между работниками бухгалтерских служб, устранение ситуаций дублирования функций и оптимизация штата. Кроме того, изменения в системе бухгалтерского учета создают мощный стимул для дальнейшего совершенствования информационных систем.

Литература:

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99)» (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 № 115 н от 08.11.2010 № 142 н. — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1 (дата обращения: 10.01.2021).
  2. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» (введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н) (ред. от 14.12.2020). — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193678/ (дата обращения: 10.01.2021).
  3. Приказ Минфина РФ от 25 ноября 2011 г. № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации». — Текст: электронный // Гарант.Ру: [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/70103572/ (дата обращения: 10.01.2021).
  4. ВЦИОМ: Число работающих удаленно россиян во время пандемии возросло в восемь раз. — Текст: электронный // ТАСС: [сайт]. — URL: https://tass.ru/ekonomika/8478435 (дата обращения: 07.01.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, изменение, финансовая отчетность, COVID, IFRS, пандемия, влияние пандемии, деятельность компании, особая важность, финансовое положение.


Задать вопрос