Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (351) февраль 2021 г.

Дата публикации: 27.02.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Нербышева, Е. Г. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики / Е. Г. Нербышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 203-206. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78861/ (дата обращения: 20.04.2021).



В статье раскрыто понятия «универсальные учебные действия», перечислены компоненты регулятивных универсальных учебных действий. Представлены результаты исследования уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основной раздел образовательной программы определяет общее содержание образования и включает приблизительные образовательные программы, направленные на достижение личных, предметных и метапредметных результатов, которые также достигаются в процессе формирования универсальных учебных действий, в том числе регулятивных [4].

Проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий является одной из главных в педагогике, поскольку каждый ребёнок на протяжении всего обучения в школе должен развиваться полноценно.

Проблему формирования регулятивных учебных действий рассматривали учёные: Л. С. Выготский, А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменский, И. А. Володарский, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер, Л. В. Берцфаи и др.

Изучив научную литературу, мы можем сказать, что универсальные учебные действия представляют собой совокупность способов действий ученика, а также взаимосвязь навыков учебной деятельности, дающее обеспечение самостоятельности усвоения новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Л. С. Выготский считал, что универсальные учебные действия — это «система целостного характера, и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами универсальных учебных действий и логикой возрастного развития» [2].

В Федеральном государственном стандарте второго поколения представлено четыре вида универсальных учебных действий, которые соответствуют ключевым целям общего образования: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные [4].

Особый интерес для нашего исследования представляет понятие «регулятивные универсальные учебные действия».

Регулятивные универсальные действия обеспечивают школьникам организацию их учебной деятельности. А. Г. Асмолов выделяет следующие регулятивные УУД: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция [1].

Структурный анализ деятельности позволяет выделить следующие критерии оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

– принятие задачи (адекватно принимать предложенную учебную задачу как цель, сохранять задачи и отношение к ней);

– план выполнения (необходимо выполнять действия по определенному условию);

– контроль и коррекция (сопоставление плана и процесса, обнаружение и исправление ошибок);

– оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче) [3].

Перечисленные действия позволяют ученикам младшего школьного возраста не только рационально выполнять учебные задания, которые предлагает учитель, но и организовывать собственное самообразование, как в годы учебы в школе, а также после ее окончания. Роль регулятивных действий возрастает, когда ученики переходит из класса в класс. Это связано с тем, что от класса к классу растет объем содержания образования, которое они должны усвоить. [4].

После того, как мы проанализировали литературу, было проведено исследование на базе МБОУ «СОШ № 20» г. Черногорска Республики Хакасия. В исследовании приняли участие обучающиеся 2 «Б» класса.

Главной целью исследования стало выявление уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.

Для диагностики уровня сформированности регулятивных универсальных действий нами был применен следующий диагностический материал: методика «Проба на внимание» П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкая; методика «Образец и правило» Л. А. Венгер.

Далее, мы предлагаем ознакомиться с результатами исследования уровня сформированности регулятивного действия контроля учащихся, которые представлены на рисунке 1.

Уровни сформированности регулятивного действия контроля учащихся (методика«Проба на внимание» П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкая)

Рис. 1. Уровни сформированности регулятивного действия контроля учащихся (методика«Проба на внимание» П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкая)

С результатами исследования уровня сформированности умения руководствоваться системой условий задачи учащихся, можно ознакомиться на рисунке 2.

Уровни сформированности умения руководствоваться системой условий задачи учащихся (методика Методика «Образец и правило» Л. А. Венгер)

Рис. 2. Уровни сформированности умения руководствоваться системой условий задачи учащихся (методика Методика «Образец и правило» Л. А. Венгер)

Данные, которые представлены на рисунке 1 и 2, показывают нам уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий, из них следует, что большинство испытуемых находятся, на среднем и низком уровне, что означает необходимость поиска эффективных приёмов, содержащих возможности повышения этого уровня.

На уроках математики необходимо предлагать младшим школьникам следующие задания, которые будут способствовать формированию регулятивных универсальных учебных действий, например:

– упражнения, в которых преднамеренно допущены ошибки;

Задание. Найди ошибки. Реши правильно.

Исправляй так:

5+8=13

23+4=26

14+3=15

18+3=20

17–6=3

15–8=4

19–6=7

28–3=15

12+8=20

11+7=15

– предложить ученикам составить план решения задачи, примера;

– задания, в которых нужно будет искать информацию в предложенных источниках;

Задание. Распределиться на группы. Вспомнить правила работы в группе. Составить задания для своих одноклассников (вопросы по пройденной теме; ребусы; примеры; задачи; кроссворд). Для составления заданий предлагается воспользоваться учебником, энциклопедией, карточками.

– взаимоконтроль (предложить ученикам оценить ответы своих товарищей; предложить свой вариант ответа, высказать своё мнение или предположение);

– сравнение выполненного задания с образцом.

Задание. Рассмотрите записи.

7 + 8 = 15

19–4 = 15

12 + 1> 10

14 < 23

9 > 0

Маша распределила записи в два столбика

3 + 7 = 10

16–4 = 12

10 + 3> 10

11 < 25

7 > 1

Допустила ли Маша ошибку, если да, то зачеркни неправильную запись. Проверь, правильно ли ты выполнил задание по контрольной карточке.

Контрольная карточка

3 + 7 = 10

16–4 = 12

11 < 25

7 > 1

10 + 3> 10

Если ты выполнил правильно задание, закрась звезду на карточке зелёным карандашом.

Если ты выполнил неправильно задание, закрась звезду на карточке красным карандашом.

– задания, в которых необходимо подумать над получившимся результатом;

– задания, над которыми нужно подумать и предположить какие трудности могут возникнуть при выполнении.

Для того, чтобы определить цели в процессе планирования урока, необходимо знать сущность заданий, а также определить какую роль будут выполнять упражнения в формировании регулятивных универсальных учебных действий.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий у учеников начальных классов является важным процессом на каждом уроке, для того чтобы младшие школьники могли научиться самостоятельно добывать знания, которые пригодятся в повседневной жизни за пределами школы, быть готовыми к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, а также самообразовываться и познавать мир.

Литература:

1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2013. — 151 с.

2. Выготский Л. С., Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 2016. — 486 с.

3. Карабанова О. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О. А. Карабанова // Управление начальной школой. — 2018. — № 12. — С. 9–11.

4. Подина, Н. В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] Режим доступа https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/01/04/nauchnometodicheskaya-statya-formirovanie-regulyativnykh — (Дата обращения 03.04.2020).

5. Развитие универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС основных Общеобразовательных программ / П. М. Горева, В. В. Утёмова. — Киров: МЦИТО, 2015–180 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).

Основные термины (генерируются автоматически): действие, задание, уровень, урок математики, контрольная карточка, Методика, проблема формирования, регулятивное действие контроля учащихся, система условий задачи учащихся, учебная деятельность.


Задать вопрос