Административный правовой аспект защиты прав потребителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (351) февраль 2021 г.

Дата публикации: 25.02.2021

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Паршинцева, М. В. Административный правовой аспект защиты прав потребителей / М. В. Паршинцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78827/ (дата обращения: 21.04.2021).



В статье рассматривается административно-правовой аспект ответственности юридических лиц за нарушение законодательства в области защиты прав потребителей. Изложены основные проблемы, существующие меры наказания за совершение правонарушений в сфере защиты прав потребителей. Рассмотрены вопросы правового регулирования защиты прав потребителей ответственными органами.

Ключевые слова: защита прав потребителей, потребитель, юридическое лицо, административная ответственность, административный штраф.

The article deals with the administrative and legal aspect of the liability of legal entities for violations of legislation in the field of consumer protection. The main problems and penalties for committing offenses in the field of consumer protection are outlined. The issues of legal regulation of consumer rights by responsible authorities are considered.

Keywords: consumer protection, consumer, legal entity, administrative liability, administrative fine.

Законодательством Российской Федерации в сфере административных правонарушений в равной степени признается равноправие субъектов как физических лиц, так и юридических.

Когда мы говорим об административных правонарушениях юридических лиц, то имеем в виду в основном правонарушения, связанные с их предпринимательской или иной организационной хозяйственной деятельностью.

В соответствии с КоАП РФ — это административные правонарушения в области охраны собственности, охраны окружающей природной среды и природопользования, промышленности, строительстве и энергетике, сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель, связи и информации, предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, нарушения таможенных правил и другие установленные иными законодательными актами.

В качестве основания классификации административных правонарушений юридических лиц по видам представляется содержание обязанностей юридических лиц в различных областях государственного регулирования. Очевидно, что за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей к юридическим лицам применяются административные взыскания.

Основными видами административных наказаний для юридического лица являются: административный штраф, возмездное изъятие или конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности, предупреждение в форме официального порицания юридического лица, которое выносится в письменной форме.

Вид и размер административного наказания налагается на юридическое лицо с учетом характера конкретного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, по общим правилам назначения административного наказания в соответствии со ст. 4.1. КoАП РФ.

Переходя непосредственно к сфере защиты прав потребителей целесообразно было бы заметить, что основные права, интересы, а также механизмы их реализации закреплены в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей». Безусловно, административное право также стоит на защите указанных прав и интересов.

Свежие тенденции на потребительском рынке товаров и услуг, в том числе, появление новых товаров и услуг, развитие виртуальной торговли, развитие стриминговых платформ и т. д. ставят вопросы защиты прав потребителей на новый уровень. При этом следует учитывать, что российское законодательство представляет собой постоянно меняющийся и обновляющийся механизм. Законодательство в области защиты прав потребителей не является исключением, что подтверждается довольно большим количеством изменений и дополнений, вносимых в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» [1].

Можно говорить о том, что на настоящий момент в Российской Федерации не существует отлаженного механизма обеспечения контроля и надзора за соблюдением норм законодательства в области защиты прав потребителей. Хотя Закон «О защите прав потребителей» и предусматривает необходимость государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ в указанной сфере, однако его масштабы и эффективность не покрывают масштабы нарушений потребительских прав. При этом в течении нескольких лет происходило упразднение подразделений в федеральной антимонопольной службе, отвечающих за данную область, а также сокращение отделов по защите прав потребителей при местных органах власти [2].

В административном праве в рассматриваемой нами области в качестве объекта выступают отношения в сфере предпринимательской деятельности.

В КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение прав потребителей, в частности обратимся к главе 14, в которой содержатся статьи, которые устанавливают размеры санкций.

Так административное наказание для юридических лиц в форме штрафа от 20–50 тысяч рублей предусмотрено статьей 14.7 КоАП РФ за обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей.

Кроме того, статья 14.7 предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 до 500 тысяч рублей за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги). Стоит заметить, что в указанной статье предусмотрены исключения, к которым данные меры не применяются. Такими исключениями являются случаи, предусмотренные статьёй 14.10 в части правонарушений в области производства в целях сбыта либо реализации товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров. Исключения также недобросовестная конкуренция и нарушение требований законодательства о предоставлении гостиничных услуг.

Статья 14.8 КоАП РФ предусматривает санкции за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, непредставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, неисполнение обязанности связанных с оплатой товаров (работ, услуг), отказ потребителю в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием его здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или его возрастом. За нарушение данных пунктов предусмотрено наложение административных штрафов от 5 до 500 тысяч рублей в зависимости от позиции.

Орган, который занимается рассмотрением административных дел в области защиты прав потребителей определен статьей 23.49 КоАП РФ. Таким органом является Роспотребнадзор. Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, которые создаются в субъектах РФ [3].

Примером применения норм КоАП РФ в сфере защиты прав потребителей может служить следующее административное дело. Николаевская-на-Амуре транспортная прокуратура в связи с поступившими обращениями граждан проверила исполнение законодательства о защите прав потребителей.

Установлено, что агентство по продаже билетов оформляло льготные авиабилеты для лиц, постоянно проживающих в районах Крайнего Севера Хабаровского края и местностях, приравненных к ним. При этом с граждан без их уведомления удерживался сбор за услугу по подбору маршрута, которая агентством фактически не оказывалась, так как пассажиры только выкупали билеты, забронированные ими самостоятельно.

С целью устранения нарушений прокурор руководителю агентства внес представление, по результатам рассмотрения которого организация изменила критерии предоставления дополнительных услуг, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Заявителям и членам их семей возвращены незаконно взысканные денежные средства.

Кроме того, по постановлениям прокурора Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю признало юридическое лицо и его руководителя виновными в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ (включение в договор условий, ущемляющих права потребителя) и привлекло к ответственности в виде предупреждений [4].

Однако, стоит отметить, что участие Роспотребнадзора в судах по делам о защите прав потребителей в настоящее время ограничивается дачей заключения по делу.

Снижая свое надзорное присутствие, государство не обеспечивает исполнение судебных решений в пользу потребителей. В отношении Российской Федерации Европейским судом по правам человека выносится значительное количество решений. Большая часть обращений граждан в ЕСПЧ связана с неисполнением судебных решений, в частности, с нарушением статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод — права на справедливое судебное разбирательство, права на доступ к правосудию и исполнение решений суда.

При этом отметим, что ведется работа по совершенствованию законодательства и общей системы контроля, и надзора в сфере защиты прав потребителей.

Так, в декабре 2020 года состоялось 29-е заседание Консультативного совета по защите прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, где были поставлены проблемы в сфере защиты прав потребителей.

Это в первую очередь проблемы реализации полномочий в области защиты прав потребителей высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, касающиеся разработки и реализации региональных программ по защите прав потребителей. Далее, проблемы судебной защиты прав потребителей, включая правовые аспекты взыскания штрафов, возмещения судебных расходов общественным объединениям потребителей, перспективах внесудебного урегулирования потребительских споров на основе специализированных онлайн-платформ.

Кроме этого, были затронуты вопросы реализации добросовестных деловых практик взаимодействия продавцов с потребителями и вопросы разработки национальной целевой программы обеспечения и защиты прав потребителей [5].

При этом стоит заметить, что в условия пандемии коронавируса, бизнес все больше переходит в интернет-торговлю, что может привести к возрастанию проблем, связанных с донесением до потребителя достоверной информации о товаре (работе, услуге). В связи с этим потребитель нуждается в точном толковании и реализации правовых норм, предусмотренных законодательством в сфере защиты прав потребителей.

Таким образом, на сегодняшний момент в сфере защиты прав потребителей существует проблема несовершенства механизма контроля и надзора за соблюдением норм законодательства, уровень административной ответственности несоизмерим с масштабом правонарушений.

В связи с этим целесообразно увеличить ответственность за правонарушения в указанной сфере, а также рассмотреть возможность внесения поправок, касающихся сфере интернет-торговли. При этом следует увеличить роль Роспотребнадзора в судах по делам о защите прав потребителей.

Литература:

  1. Кратенко М. В. Защита прав потребителей услуг. М.: Проспект, 2019.
  2. Плахова Е. С. Защита прав потребителей в России: административно правовой аспект / Е. С. Плахова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2020. — Т.8, № 3. — URL:. https:// esj.pnzgu.ru. — DOI: 10.21685/2307–9525–2020–8–3–20.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.02.2021) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002.
  4. В результате вмешательства Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратуры восстановлены права граждан, с которых при покупке авиабилетов взималась плата за непредоставленные дополнительные услуги // Генеральная прокуратура Российской Федерации: официальный сайт. — URL:. https://genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-1862370/ (дата обращения: 16.02.2021).
  5. Протокол 29-го заседания Консультативного совета по защите прав потребителей // Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: официальный сайт. — URL:. https://www.rospotrebnadzor.ru/deyatelnost/zpp/?ELEMENT_ID=16588 (дата обращения: 16.02.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, РФ, сфера защиты, юридическое лицо, защита, область защиты, административная ответственность, административное наказание, административный штраф, Российская Федерация.


Задать вопрос