Проблема аэропортов с малой интенсивностью полетов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (351) февраль 2021 г.

Дата публикации: 28.02.2021

Статья просмотрена: 171 раз

Библиографическое описание:

Барковская, А. А. Проблема аэропортов с малой интенсивностью полетов / А. А. Барковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78809/ (дата обращения: 19.04.2024).



Прежде всего следует отметить, что в российском законодательстве отсутствует регламентированное определение аэропортов с низким пассажиропотоком или с небольшим количеством взлетно-посадочных операций, то есть аэропортов с малой интенсивностью полетов.

Невзирая на это, в воздушном законодательстве существует ряд требований, которые носят рекомендательный характер для малых аэропортов.

Так, к примеру, основным документом, регулирующим деятельность в области обеспечения авиационной безопасности, являются Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденные приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142 (далее — ФАП № 142). Указанный нормативный правовой акт устанавливает требования, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационных предприятий, эксплуатантов, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.

В 2008 году приказом Минтранса России от 31.01.2008 № 20 внесены изменения в одиннадцать пунктов (пункты 10, 17, 19, 23, 25, 27, 35, 36, 38, 46, 64) ФАП № 142 в части дополнения требований положениями для «аэропортов местных воздушных линий».

Вместе с тем необходимо отметить, что на сегодняшний день понятие «аэропорты местных воздушных линий» также не определено на законодательном уровне и вызывает неоднозначную реакцию представителей авиационного сообщества в отношении применения данных норм на практике.

В дальнейшем деятельность компетентных органов, направленная на снижение требований в области обеспечения авиационной безопасности для аэропортов с малой интенсивностью полетов, приостанавливается на восемь лет.

В 2007 году вступает в силу Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», который вводит в воздушное законодательство понятия:

− категорирование — отнесение объектов транспортной инфраструктуры к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий (определение представлено с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 02.08.2018 № 270-ФЗ);

− объекты транспортной инфраструктуры — технологический комплекс, включающий в себя:

а) железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции;

б) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации;

в) тоннели, эстакады, мосты;

г) морские терминалы, акватории морских портов;

д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения;

е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения, в том числе гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, за исключением подводных сооружений (включая скважины);

ж) аэродромы и аэропорты;

з) определяемые Правительством Российской Федерации участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение;

и) здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом, его функционирование, используемые федеральными органами исполнительной власти в области транспорта, их территориальными органами и подведомственными организациями, а также объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Не ранее чем в 2016 году Минтрансом России возобновляется деятельность, ориентированная на снижение требований, установленных к «аэропортам местных воздушных линий», а также аэропортам, которые в соответствии с законодательством о транспортной безопасности отнесены к 4 и 5 категориям.

В частности, в июне 2016 года приказом от 21.06.2016 № 171 внесены изменения в пункт 27 ФАП № 142 в отношении установления зоны безопасности шириной 30 метров, взамен 50-метровой зоны.

В сентябре того же года, с учетом требований законодательства в области транспортной безопасности внесены изменения в пункты 17, 19, 23 ФАП № 142 в части дополнения положениями для аэропортов 1–3 и 4 и 5 категорий. В том числе нормой, предусматривающей определение расположения, высоты и оборудования ограждения территории аэродрома администрацией аэропорта, отнесенного в соответствии с законодательством о транспортной безопасности к 4 или 5 категории.

В феврале 2018 года приказом Минтранса России от 12.02.2018 № 58 внесены изменения в пункт 25 ФАП № 142 в части дополнения положениями для 4 и 5 категорий объектов транспортной инфраструктуры, заменяя обязательное требование устройства дорог с искусственным покрытием на возможность устройства грунтовых дорог вдоль периметрового ограждения аэропорта.

Кроме того, в апреле 2020 года внесены изменения в статьи 83 и 84 Воздушного кодекса Российской Федерации в части предоставления права осуществления мероприятий по охране периметровых ограждений и иных инфраструктурных объектов аэропортов силами собственных подразделений транспортной безопасности, которые также ориентированы на значительное снижение затрат субъектов транспортной инфраструктуры.

В то же время, указанная норма также носит противоречивый характер в связи с тем, что охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями транспортной безопасности и подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день данный порядок не установлен ни одним правительственным документом. Следовательно — данная норма также не применима.

Учитывая изложенное, становится очевидным, что с одной стороны — законодатель двигается во встречном направлении, снижая требования для тех аэропортов, которым выполнение данных мероприятий представляется весьма затруднительным и накладным в финансовом аспекте, с другой — указанные «послабления» не реализуемы со стороны субъекта транспортной инфраструктуры в рамках правовых взаимоотношений.

Вместе с тем необходимо отметить, что Минтрансом России ведется планомерная работа по определению и закреплению в воздушном законодательстве понятия аэропортов с «малой интенсивностью полетов».

Основные термины (генерируются автоматически): транспортная безопасность, Российская Федерация, Россия, транспортная инфраструктура, аэропорт, авиационная безопасность, воздушное законодательство, малая интенсивность полетов, область обеспечения, снижение требований.


Похожие статьи

Обеспечение безопасности на авиационном транспорте...

Ключевые слова: воздушный транспорт, безопасность на авиационном транспорте. На сегодняшний день в современном мире существует общепринятое мнение о том, что авиационная безопасность имеет жизненно важную значимость. Однако, до сих пор...

Проблемы законодательства в сфере обеспечения...

Проблемы законодательства в сфере обеспечения авиационной и транспортной безопасности на воздушном транспорте.

Лицо, не исполняя требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных...

Инфраструктура аэропортовых комплексов Российской...

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. Фисенко А. И. Эффективность управления инфраструктурой аэропортов малой интенсивности полетов в условиях формирования...

Пробелы законодательства в области обеспечения...

Барковская, А. А. Пробелы законодательства в области обеспечения авиационной безопасности / А. А. Барковская.

 Инфраструктура воздушного транспорта играет немаловажную роль в развитии экономики нашей страны и обеспечении ключевых условий...

Проблемы и особенности совершенствования правовых основ...

авиационная безопасность, гражданская авиация, авиационный транспорт, система безопасности, обеспечение безопасности. Транспортная безопасность — состояние безопасности объектов автотранспортной инфраструктуры и автотранспортных средств от...

Состояние и правовое регулирование транспортной...

Вопросы о состоянии транспортной безопасности в России также исходят из ежегодного

Задачами на текущий год остаются безопасность полетов, контроль за реализацией

Правовую основу регулирования транспортной безопасности на федеральном уровне...

Развитие гражданского авиационного транспорта РФ в условиях...

Ключевые слова: авиационный транспорт, транспортный комплекс, инфраструктура

Давление на операционные показатели оказывало снижение пассажиропотока иностранных компаний

Перед отраслью гражданского авиационного транспорта РФ остается множество...

транспортная безопасность, Российская Федерация, судно...

Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и

В целях обеспечения транспортной безопасности в соответствии с требованиями на

Транспортная безопасность — состояние безопасности объектов автотранспортной...

Административная ответственность за нарушение транспортной...

Обеспечение транспортной безопасности — это реализация определяемой государством системы правовых

Нарушение требования в области транспортной безопасности — один из видов

Согласно статье 4 ФЗ № 16: «Обеспечение транспортной безопасности объектов...

Похожие статьи

Обеспечение безопасности на авиационном транспорте...

Ключевые слова: воздушный транспорт, безопасность на авиационном транспорте. На сегодняшний день в современном мире существует общепринятое мнение о том, что авиационная безопасность имеет жизненно важную значимость. Однако, до сих пор...

Проблемы законодательства в сфере обеспечения...

Проблемы законодательства в сфере обеспечения авиационной и транспортной безопасности на воздушном транспорте.

Лицо, не исполняя требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных...

Инфраструктура аэропортовых комплексов Российской...

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. Фисенко А. И. Эффективность управления инфраструктурой аэропортов малой интенсивности полетов в условиях формирования...

Пробелы законодательства в области обеспечения...

Барковская, А. А. Пробелы законодательства в области обеспечения авиационной безопасности / А. А. Барковская.

 Инфраструктура воздушного транспорта играет немаловажную роль в развитии экономики нашей страны и обеспечении ключевых условий...

Проблемы и особенности совершенствования правовых основ...

авиационная безопасность, гражданская авиация, авиационный транспорт, система безопасности, обеспечение безопасности. Транспортная безопасность — состояние безопасности объектов автотранспортной инфраструктуры и автотранспортных средств от...

Состояние и правовое регулирование транспортной...

Вопросы о состоянии транспортной безопасности в России также исходят из ежегодного

Задачами на текущий год остаются безопасность полетов, контроль за реализацией

Правовую основу регулирования транспортной безопасности на федеральном уровне...

Развитие гражданского авиационного транспорта РФ в условиях...

Ключевые слова: авиационный транспорт, транспортный комплекс, инфраструктура

Давление на операционные показатели оказывало снижение пассажиропотока иностранных компаний

Перед отраслью гражданского авиационного транспорта РФ остается множество...

транспортная безопасность, Российская Федерация, судно...

Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и

В целях обеспечения транспортной безопасности в соответствии с требованиями на

Транспортная безопасность — состояние безопасности объектов автотранспортной...

Административная ответственность за нарушение транспортной...

Обеспечение транспортной безопасности — это реализация определяемой государством системы правовых

Нарушение требования в области транспортной безопасности — один из видов

Согласно статье 4 ФЗ № 16: «Обеспечение транспортной безопасности объектов...

Задать вопрос