Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Обучение исходя из особенностей типов восприятия информации (из опыта работы)

Педагогика
24.02.2021
488
Поделиться
Библиографическое описание
Щербатых, И. В. Обучение исходя из особенностей типов восприятия информации (из опыта работы) / И. В. Щербатых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 224-227. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78778/.


В жизни, как правило, преуспевает больше других тот, кто располагает лучшей информацией.

Бенджамин Дизраэли

Все мы индивидуальны и, следовательно, воспринимаем информацию по-разному. Эта уникальность влияет на особенность формирования представлений, заключающаяся в индивидуальной работе мыслительных процессов.

Вот уже восемь лет я работаю учителем истории, обществознания, экономики и мне всегда хотелось найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, подобрать тот самый ключик к каждому своему ученику, чтобы процесс обучения был эффективным и любой мог найти что-то полезное и интересное для себя. Я всегда задавала себе вопрос: Как это можно сделать, если в классе одновременно учится двадцать семь и более человек? Но ответ лежал на поверхности, этим ключиком для меня стало обучение исходя из особенностей типов восприятия информации.

Получается, что у каждого человека доминирует та или иная система анализа информации. Условно восприятие можно разделить на такие типы: аудиал, визуал, кинестетик, дигитал. Остановимся подробнее на каждом из них.

Визуалы — это люди, которые лучше усвоят информацию, если она сопровождается наглядностью. Дети-визуалы хорошо работают с текстом, быстро осваивают скоростное чтение, хорошо запоминают информацию. Чтобы процесс обучения был эффективным для таких учеников на уроках я использую следующие приёмы: работа с документами, разбор кейс-ситуаций, анализ диаграмм и графиков. Интересно то, что визуалы являются самыми стрессоустойчивыми, при включённом телевизоре они смогут так же качественно подготовиться к контрольной, экзамену, используя схемы и таблицы, как и в тишине.

В отличии от визуалов, аудиалы лучше воспринимают информацию, если её прослушают. Основным каналом восприятия учебного материала для них является слух. Поэтому пояснения учителя, лекции для них комфортны и легко усваиваются. Для детей-аудиалов я использую следующие методы работы: вовлекаю их в дискуссии, диспуты, беседы и блиц-опросы при изучении нового материала, они являются моими помощниками на уроках, так как быстрее всех на слух анализируют информацию и находят ответ на вопрос. Но наверно одним из главных минусов для аудиалов является необходимость тишины и практически полное отсутствие внешних раздражителей, иначе учебный процесс будет не таким эффективным.

Мне кажется, что самыми активными являются кинестетики, так как процесс обучения для них должен предполагать возможность движений и практических действий. Им важно всё отрабатывать на практике, интересным для таких деток будет что-то потрогать, опробовать и проверить прямо здесь и сейчас, к примеру, практические и лабораторные работы. Но в рамках устного предмета не всегда это удаётся, поэтому чтобы привлечь внимание и интерес таких учеников на уроках истории и обществознания мы решаем тестовые задания, разгадываем кроссворды, проводим мини-исследования, таким образом, практически отрабатываем теоритические навыки. Важно помнить, что у них неустойчивое внимание, может быстро пропасть интерес к делу, поэтому им требуется чаще других менять виды деятельности. Однако их преимуществом является быстрая переключаемость с одной деятельности на другую.

Дигиталы преуспевают в логических дисциплинах, программировании. Им нравится всё что связано с компьютером [1]. Материал будет усвоен дигиталом, если он поймет его логическую составляющую, выстроит цепочку, а новая информация легко наложится на имеющиеся у него знания и органически впишется в его картину мира. На уроках истории, обществознания и экономики при обучении таких детей я использую следующие образовательные премудрости: задаю им подготовить презентацию по тем или иным вопросам урокам, смонтировать небольшой видеоролик, преобразовать информацию в логико-опорные схемы, вместе с ними мы работаем на различных образовательных платформах в сети Интернет (Сберкласс, РЭШ и др.).

Как показывает статистика школьные учителя чаще являются визуалами, но как показывает практика мы объединяем в себе черты всех типов, стараясь достучаться до каждого нашего ученика.

Работая в профильных классах, изучая разные методики подготовки к ЕГЭ и исходя из различных типов восприятия информации я разработала помощник для детей во время повторения материала накануне экзамена, который, на мой взгляд, соответствует индивидуальному восприятию каждого ребёнка. Таким помощником стал интерактивный буклет.

Используя буклет, визуалы могут поработать с текстом в буклете, подчеркнуть его, выделить цветом и т. д. Аудиалы могут отсканировать куаркод и перейти на сайт видеоуроков, прослушать материал. Кинестетики отсканировав куаркод перейдут на сайт Решу.ЕГЭ и потренируются на практике в решении реальных заданий экзамена.

Так как труднее всего при подготовке у ребят получалась работа с экономической сферой, то первый мой интерактивный буклет посвящён именно ей. В планах у меня создать такие буклеты по всем сферам общества (духовной, политическая, социальной).

Буклет я отправляю в беседы социально-экономического профиля Вконтакте, Вотсап. Он размещён на моём учительском сайте на платформе Инфоурок [4]. Раздаю его в печатном виде, кому как удобно. Буклет я сделала в программе Word, так как Publisher может быть установлен не у всех.

Следовательно, буклет помогает детям повторить необходимый материал перед экзаменом учитывая различные потребности в восприятии каждого ребёнка.

Таким образом, я стараюсь каждый урок сделать полезным, интересным и комфортным для любого ребёнка не зависимо от особенностей типа восприятия им информации.

Литература:

1) Онлайн-журнал о психологии. — https://srazu.pro/teoriya/audial-vizual-kinestetik-xarakteristika.htm

2) Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир /В. М. Розин. — 3-е изд., стер. — М.: URSS, 2006. — 224 с.

3) Диагностика и развитие познавательных процессов [Текст]: практикум по общей психологии: учебное пособие / Л. П. Баданина; Российская акад. образования, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный ин-т». — Москва: Флинта: МПСИ, 2012. — 262 с.

4) Учительский сайт Щербатых И.В. – https://infourok.ru/user/scherbatih-irina-vladimirovna

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №9 (351) февраль 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 224-227):
Часть 3 (стр. 169-253)
Расположение в файле:
стр. 169стр. 224-227стр. 253

Молодой учёный