Проблемы социализации ребенка младшего школьного возраста в обществе в деятельности социального педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 февраля, печатный экземпляр отправим 22 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (351) февраль 2021 г.

Дата публикации: 21.02.2021

Статья просмотрена: 397 раз

Библиографическое описание:

Ширяев, Д. А. Проблемы социализации ребенка младшего школьного возраста в обществе в деятельности социального педагога / Д. А. Ширяев, И. Г. Маракушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 223-224. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78774/ (дата обращения: 06.02.2023).



В данной статье раскрывается теоретическое обоснование специфики деятельности социального педагога через характеристику особенностей социализации ребенка младшего школьного возраста и проблем, которые могут возникнуть у ребенка на данном возрастном этапе.

Ключевые слова: социализация, стадии социализации, факторы социализации, механизмы социализации, институты социализации, проблемы социализации, социальный педагог.

Институт социального педагога набирает актуальность в связи с увеличивающимся количеством проблем в социализации детей и подростков. Для достижения целей деятельности социального педагога важно начинать работу по профилактике и восстановлению утраченных социальных связей с самых ранних этапов онтогенезе. Сегодня вопрос социализации существенно сдвинулся с подросткового возраста в сторону младшего школьного [1].

Социализация — это процесс становления личности, усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта. Чтобы усвоить это, ребенку надо пройти длинный путь, на котором ему придется столкнуться с препятствиями, для полного усвоения этих норм и правил, принятых в обществе. Формально социализацию следует понимать как двухэтапный процесс: ранняя социализация — это период, который охватывает детство, отрочество и юность человека [3]. Сюда включен возраст от 0 до 18 лет; поздняя социализация — молодость, зрелость и старость человека. Возраст, который охватывает этот период — 18–20 лет и до конца жизни человека. Здесь перед ним открывается больше путей для того, чтобы пройти социализацию и освоить новый опыт, поскольку он будет принимать участие в деятельности с совершенно новыми требованиями, которые будут удовлетворять его запросы.

Пройдя первый этап и начиная переход ко второму, человек понимает, что он отличается от остальных и может выбирать тот путь, по которому он хочет жить. Также это позволяет осознать всю ответственность, которая он накладывает на себя перед обществом, выбирая свой путь, который полноценно взаимосвязано как с ним, так и с обществом.

Кроме этапов социализации, также следует выделить и стадии социализации, через которые проходит ребенок. Были различные исследователи, которые изучали и проводили свои стадии социализации: Дж. Г. Мид, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, А. В. Петровский, Г. М. Андреева, А. В. Мудрик и т. д. Стадии социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Рассматривая стадии, через которые проходит личность, следует обратить особое внимание на факторы социализации. Их выделяют четыре типа [2]:

1)Мегафакторы (мега — очень большой, всеобщий) — космос, планета, мир, Интернет, взаимодействие с которыми в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов влияет или может влиять на социализацию всех жителей Земли (с Интернетом напрямую взаимодействуют лишь его пользователи).

2)Макрофакторы (макро — большой) — страна, этнос, общество, государство, взаимодействие с которыми влияет на социализацию жителей определенных стран (это влияние имеет как прямой характер, так и опосредствованный другими группами факторов).

3)Мезофакторы (мезо — средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и виду поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

4)Микрофакторы. К ним относятся семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации, различные общественные, государственные и частные организации, микросоциум.

Следующие, что следует внимательно изучить, это непосредственно агентов социализации. Агентами социализации считаются лица, с которыми личность непосредственно взаимодействует. На различных этапах социализации ими могут выступать различные люди. Например, это могут быть бабушки, дедушки, двоюродные братья или сестры, мама или папа и другие родственники — все это можно определить по семейной предрасположенности. К категории не родственники можно отнести соседей, сверстников, учителей, представители органов власти, сотрудники СМИ и другие. Также можно разделить агентов социализации по возрасту: младшие, сверстники, старшие и взрослые.

Изучая агентов социализации, надо рассмотреть то, где они чаще всего встречаются, и это институты социализации. Их можно разделить на первичные и вторичные институты. К первичным институтам социализации можно отнести: семья; школа; группа сверстников; спортивные секции; творческие кружки. К вторичным институтам социализации относятся: государство; государственные органы; армия; церковь; СМИ; Интернет.

Одним из самых важных критериев социализации также являются механизмы социализации, традиционно выделяют четыре механизма [1]:

1)Традиционный механизм социализации. Это механизм представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского). Такой тип усвоения чаще всего происходит на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов (т. е. действуют импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификация).

2)Институциональный механизм социализации. Данный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями.

В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и опыта конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

3)Стилизованный механизм социализации. Этот механизм действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура влияет на социализацию человека настолько и в той мере, насколько и в какой мере являющиеся ее носителями члены группы значимы для него. То есть в русле стилизованного механизма действуют в первую очередь подражание и идентификация.

4)Межличностный механизм социализации. И последний механизм функционирует в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм идентификации. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, старший, друг-сверстник своего или противоположного пола и др.

В раннем возрасте ребенок наиболее восприимчив и легко обучаем, что создает благоприятные условия и возможности, чтобы помочь ребенку успешно стать полноценной социально развитой личностью. Но при развитии личности всегда есть определенные проблемы, которые помещают ему ей стать. Такими проблемами могут быть: гиперопека; новая социокультурная среда, в которую переходит ребенок; коммуникация со сверстниками и взрослыми; отсутствие желания участвовать в коллективной деятельности класса; неготовность ребенка к обучению к школе; кризис 7 лет.

Указанные проблемы социализации младших школьников важно вовремя осознавать и осуществлять в их отношении профилактические действия. Для этого необходимо организовывать сотрудничество родителей школьников и учителя начальных классов. Посредником в этой деятельности может и должен выступить социальный педагог как специалист в области восстановления и развития социальных связей с миром.

Литература:

1 Маракушина И. Г., Буторина А. Н., Титаренко Н. С. Психолого-педагогический портрет ученика современной начальной школы//Герценовские чтения. Начальное образование. 2014. Т. 5. № 1. С. 32–35.

2 Мудрик А. В. Социализация человека: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Электронный ресурс]. — Электр.текстовые дан. — Режим доступа URL: http://www.instrao.ru/images/E_library_Novikovoi/Books/ %D0 %9C %D1 %83 %D0 %B4 %D1 %80 %D0 %B8 %D0 %BA_ %D0 %90. %D0 %92._ %D0 %A1 %D0 %BE %D1 %86 %D0 %B8 %D0 %B0 %D0 %BB %D0 %B8 %D0 %B7 %D0 %B0 %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %8F_ %D1 %87 %D0 %B5 %D0 %BB %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B5 %D0 %BA %D0 %B0.pdf

3 Социализация детей [Электронный ресурс]. — Электр.текстовые дан. — Режим доступа URL: https://spravochnick.ru/sociologiya/socializaciya_sociobiologicheskie_predposylki_socializacii/socializaciya_detey/

Основные термины (генерируются автоматически): социальный педагог, агент социализации, стадий социализации, процесс взаимодействия человека, социализация, группа сверстников, институт социализации, механизм социализации, общество, одобряемое поведение.


Похожие статьи

Сущность социализации как педагогическая категория

Уровни, стадии социализации. Процесс социализации индивида протекает на

В процессе социализации выделяется две стороны личности — как субъекта, так и

Агенты социализации – это социальные институты, отдельные группы и люди...

Социализация: теоретические основы, понятие, сущность

В процессе социализации индивиды также играют активную роль в изменении своего окружения. СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. solialis — общественный) — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Социальный педагог в образовании и его деятельность

Социальная педагогика в процессах воспитания и обучения изучает проблемы связанные с социализацией человека в обществе. Вхождением его в систему взаимоотношений и с его внутренними конфликтами. Социальная педагогика тесно связанна с психологией...

Социализация личности как проблема исследования...

В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных...

Место образования в процессе социального становления личности

Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельности общества.

Подходы к исследованию социализации личности...

Интерес к исследованию проблем социализации личности, в равной степени отличает и возрастную и социальную психологию, каждая из дисциплин содержит множество концепций, теорий, точек зрения, так или иначе обращенных к анализу...

Роль социализации в становлении личности человека...

Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация...

Особенности и этапы процессов управления...

Социализацияпроцесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Процесс социализации ребенка не заканчивается семьей.

Социализация — это процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности...

Похожие статьи

Сущность социализации как педагогическая категория

Уровни, стадии социализации. Процесс социализации индивида протекает на

В процессе социализации выделяется две стороны личности — как субъекта, так и

Агенты социализации – это социальные институты, отдельные группы и люди...

Социализация: теоретические основы, понятие, сущность

В процессе социализации индивиды также играют активную роль в изменении своего окружения. СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. solialis — общественный) — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Социальный педагог в образовании и его деятельность

Социальная педагогика в процессах воспитания и обучения изучает проблемы связанные с социализацией человека в обществе. Вхождением его в систему взаимоотношений и с его внутренними конфликтами. Социальная педагогика тесно связанна с психологией...

Социализация личности как проблема исследования...

В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных...

Место образования в процессе социального становления личности

Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельности общества.

Подходы к исследованию социализации личности...

Интерес к исследованию проблем социализации личности, в равной степени отличает и возрастную и социальную психологию, каждая из дисциплин содержит множество концепций, теорий, точек зрения, так или иначе обращенных к анализу...

Роль социализации в становлении личности человека...

Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация...

Особенности и этапы процессов управления...

Социализацияпроцесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Процесс социализации ребенка не заканчивается семьей.

Социализация — это процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности...

Задать вопрос