Разработка мобильной web-обучающей системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №8 (350) февраль 2021 г.

Дата публикации: 22.02.2021

Статья просмотрена: 152 раза

Библиографическое описание:

Хачатурова, С. С. Разработка мобильной web-обучающей системы / С. С. Хачатурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78782/ (дата обращения: 19.04.2024).



В условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции большинство университетов и колледжей по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ приняли решение о переходе частично на дистанционное обучение. В связи с этим преподаватели вынуждены организовывать учебный процесс посредством дистанционных технологий обучения на основе различных способов доставки электронного контента и доступных инструментов коммуникации обучающихся и преподавателей в электронной информационно-образовательной среде [6].

Нами были разработаны новые инструментальные технологии для эффективного использования потенциала электронного обучения.

Для разработки и воплощения в жизнь мобильнойWeb-обучающей системы были пройдены важные этапы:

Первый этап — процесс разработки мобильного приложения и выбор кроссплатформенного решения для разработки средств адаптации программного комплекса в соответствии с современными мобильными тенденциями и технологиями. Кроссплатформенность сегодня — это основное преимущество для создания веб-приложения в сложившейся ситуации, потому что Android-приложение никогда не будет работать на iPhone и наоборот. Для нашего кросс-платформенного приложения были использованы язык гипертекстовой разметки документов HTML, язык программирования для создания скриптов на стороне клиента JavaScript, который обеспечивает реализацию интерактивности в процессе обучения, язык программирования для создания скриптов на стороне сервера PHP, реализующий функции поиска необходимой информации в справочной системе учебного курса, формирование страницы с результатами поиска и передачи по запросу клиента необходимых файлов с текстом выбранных документов [1, 2].

Для разработки мобильной архитектуры программного продукта было выполнено проектирование с учетом особенностей разрешений различных устройств и макетов для современных мобильных платформ. Данный этап проектирования позволил нам увидеть прозрачную картину будущей работы целиком и с четким пониманием того, что и зачем должно разрабатываться [1].

Опираясь на пользовательские сценарии, были созданы прототипы всех интерфейсов (экранов) приложения в соответствии с содержимым обучающего комплекса. При создании мобильного приложения было принято решение: какой минимальный функционал будет составлять наш продукт, оказывающий образовательные услуги. Разработка адаптивного дизайна интерфейса была задумана в соответствии с содержимым обучающей системы, его функционалом в различных ориентациях верстки [2].

Мобильные веб-страницы, используя JavaScript, смогут получить доступ к портретной и альбомной ориентации. Пользователь сможет переворачивать устройство, использовав возможности программы для выполнения каких-либо действий при изменении ее текущей ориентации.

Запуск функционала и начало тестирования позволило быть на связи с тестирующей аудиторией, подтверждать/опровергать гипотезы, сделанные в процессе написания пользовательских сценариев и получать первые отзывы по интерфейсам.

Разработанное web-ориентированное мобильное приложение оптимизировано под все операционные системы, поэтому работает корректно и быстро. Все пользователи с различными платформами/ОС (Microsoft, Android, iOS) имеют разные скорости соединения. В ходе тестирования жалоб — «сайт висит слишком долго» не было.

После загрузки страницы на мобильном устройстве URL-строка ввода исчезает при прокрутке. Количество изображений и текста не ухудшает восприятие пользователями сайта. Сайт можно обновлять в любое время дня и суток.

После тестирования и доработок была выложена рабочая мобильная версияweb-обучающей системы на интернет-сервисе РЭУ имени Г. В. Плеханова. Проведена опытная апробация электронных учебников «Информационные технологии в налогообложении» и «Информационные технологии в юридической деятельности». Обеспечен доступ к электронным курсам web-обучающей системы и его файлам с внешнего IP-адреса из сети Интернет студентам ФДО по ссылке http://sdo.rea.ru/cde/eu/03/.

Для работы обучающемуся студенту необходимо мобильное устройство с доступом к сети Интернет. Доступ к программному обеспечению электронной образовательной среды открыт 24 часа в сутки и на протяжении всего курса обучения в объеме, необходимом для освоения соответствующей образовательной программы или ее части. Интуитивно понятный интерфейс мобильной web-обучающей системы позволяет легко ее освоить и использовать.

Электронные учебники обеспечены навигационным аппаратом, обеспечивающим мгновенный переход к нужному разделу. Основными разделами электронного учебника являются: Методические указания, Лекции (Теоретический раздел), Практикум (Практический раздел), Вопросы и задания [3] .

Каждый из четырех разделов несет определенную функциональную нагрузку в электронной образовательной среде. Раздел Методические указания является информационно-справочным. Раздел поддерживают познавательную деятельность студентов. Он содержит общие сведения об электронном учебнике. Его подразделы: Аннотация , Методические указанияпо изучению дисциплины, Программа дисциплины, Список рекомендуемой литературы, Справочник (в соответствии с рис. 1).

Разделы электронного учебника

Раздел Методические указания

Рис. 1. Разделы электронного учебника

Раздел содержит как методические, так и информационные ресурсы. В разделе присутствуют в том числе справочники, терминологические электронные словари, перечень рекомендованных источников литературы для самостоятельного изучения, список адресов дополнительных информационных ресурсов сети Интернет.

Теоретический раздел ( Лекции ) необходим для освоения студентами учебного материала в соответствии с рабочей программой. Содержание и перечень тем обеспечивают субъектам обучение и понимание изучаемой дисциплины (в соответствии с рис. 2).

Практический раздел предназначен для получения и закрепления полученных в процессе самообучения знаний, навыков и умений, а также обеспечивает усвоение студентами приемов познавательной деятельности, развивает интерес к творческой работе и способность решать практические задачи [3].

Раздел Лекции

Раздел Практикум

Рис. 2. Разделы электронного учебника

Особенность нашей разработки заключается в том, что наши электронные учебники позволяют не только компактно хранить и предоставлять студентам учебно-методический и практический материал в линейном формате, но и уникальна технология гипертекстового поиска ключевых значений, запросов в нелинейном формате — гипертекстовая интеграция из разделов электронных учебников в справочно-информационную подсистему по запросу пользователя [3] .

Подведем итоги:

  1. Применение мобильной Web-ориентированной обучающейсистемы позволит существенно повысить эффективность учебного процесса в период переноса обучения в дистанционный формат в условиях пандемии за счет обеспечения неограниченного по времени доступа к учебным и справочным ресурсам факультета дистанционного обучения Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.
  2. Мобильная Web-ориентированная обучающая система при недостаточном количестве компьютеров в компьютерных классах или их отсутствии позволит студентам выполнять задания, используя свои мобильные устройства.
  3. Применение мобильной Web-ориентированной обучающей системы положительно влияет на организацию дистанционного обучения, организацию взаимодействия преподавателя со студентами.

Литература:

  1. Кудрявцев А. В. Основные возможности использования мобильных устройств в системе высшего образования. Педагогическое образование в России. 2016. С. 66–70.
  2. Соколовская О. А. Возможности мобильных образовательных приложений при изучении дисциплин. Вестник педагогических инноваций. 2019. № 1 (53). С. 59–68.
  3. Хачатурова С. С. Гипертекстовая интеграция в обучающей системе научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2019. Т. 8. № 4. С. 68–72.
  4. https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4491/
Основные термины (генерируются автоматически): раздел, электронный учебник, дистанционное обучение, HTML, PHP, мобильное приложение, мобильное устройство, создание скриптов, учебный процесс, электронная образовательная среда.


Похожие статьи

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

Яковлева, Е. В. Дистанционное обучение в информационной образовательной среде / Е. В. Яковлева.

Дистанционное обучение — это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала...

Обучение при помощи мобильных устройств – новая парадигма...

Мобильное обучение - это та точка, в которой пересекаются мобильные компьютерные среды и

В среде мобильного обучения учащиеся используют приложение, проводящее

В отличие от мобильных устройств и протоколов, приложения для мобильного обучения...

Электронная обучающая среда как средство повышения...

Электронная обучающая среда предоставляет преподавателям инструменты для создания

Электронная обучающая среда открывает неограниченные возможности для организации

Учебный процесс организуется таким образом, что студенты, выполняя задания, активно...

Проектирование дистанционного образовательного курса...

Объектом исследования данной работы является процесс создания дистанционного образовательного

Электронный образовательный курс способен: использовать привычные способы для

Этот процесс является более трудоемким, так для создания качественного...

Административные, коммуникативные, учебные инструменты...

В статье рассматривается система дистанционного обучения Moodle, представлены общие характеристики данной образовательной электронной платформы, также, сгруппированы по функциям и описаны электронные ресурсы Moodle, а именно учебные, коммуникативные и...

Moodle — свободная система управления обучением

Большое значение для организации электронного обучения играет выбор электронной обучающей

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс

PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML...

Внедрение технологий Web 3.0 в образовательный процесс

образовательная среда, среда, образовательный процесс

дистанционное обучение, образовательный процесс, информационная образовательная среда, коммуникативная

Причин для внедрения в образовательный процесс вуза такой электронной обучающей...

Электронный учебно-методического комплекс как средство...

Хотя возможности применения электронного обучения или дистанционных образовательных технологий достаточно широки.

Электронный учебно-методический комплекс в сущности представляет собой учебно-методический комплекс реализуемый в электронной обучающей...

Создание открытой сетевой информационной системы...

Дистанционное обучение — это образовательная технология, способ передачи знаний обучаемым, который может быть применен для любой формы образования (очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната). Дистанционное обучение не является новой технологией...

Похожие статьи

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

Яковлева, Е. В. Дистанционное обучение в информационной образовательной среде / Е. В. Яковлева.

Дистанционное обучение — это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала...

Обучение при помощи мобильных устройств – новая парадигма...

Мобильное обучение - это та точка, в которой пересекаются мобильные компьютерные среды и

В среде мобильного обучения учащиеся используют приложение, проводящее

В отличие от мобильных устройств и протоколов, приложения для мобильного обучения...

Электронная обучающая среда как средство повышения...

Электронная обучающая среда предоставляет преподавателям инструменты для создания

Электронная обучающая среда открывает неограниченные возможности для организации

Учебный процесс организуется таким образом, что студенты, выполняя задания, активно...

Проектирование дистанционного образовательного курса...

Объектом исследования данной работы является процесс создания дистанционного образовательного

Электронный образовательный курс способен: использовать привычные способы для

Этот процесс является более трудоемким, так для создания качественного...

Административные, коммуникативные, учебные инструменты...

В статье рассматривается система дистанционного обучения Moodle, представлены общие характеристики данной образовательной электронной платформы, также, сгруппированы по функциям и описаны электронные ресурсы Moodle, а именно учебные, коммуникативные и...

Moodle — свободная система управления обучением

Большое значение для организации электронного обучения играет выбор электронной обучающей

дистанционное обучение, дистанционное образование, учебный процесс

PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML...

Внедрение технологий Web 3.0 в образовательный процесс

образовательная среда, среда, образовательный процесс

дистанционное обучение, образовательный процесс, информационная образовательная среда, коммуникативная

Причин для внедрения в образовательный процесс вуза такой электронной обучающей...

Электронный учебно-методического комплекс как средство...

Хотя возможности применения электронного обучения или дистанционных образовательных технологий достаточно широки.

Электронный учебно-методический комплекс в сущности представляет собой учебно-методический комплекс реализуемый в электронной обучающей...

Создание открытой сетевой информационной системы...

Дистанционное обучение — это образовательная технология, способ передачи знаний обучаемым, который может быть применен для любой формы образования (очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната). Дистанционное обучение не является новой технологией...

Задать вопрос