Сравнительно-правовой аспект нормативной регламентации применения физической силы, специальных средств и оружия в России и КНР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (350) февраль 2021 г.

Дата публикации: 22.02.2021

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Лундина, Д. А. Сравнительно-правовой аспект нормативной регламентации применения физической силы, специальных средств и оружия в России и КНР / Д. А. Лундина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78760/ (дата обращения: 26.02.2021).



В статье будут рассмотрены вопросы правового регулирования полномочий сотрудников администраций мест лишения свободы по обеспечению безопасности и правопорядка в пенитенциарных учреждениях КНР, и дан сравнительно-правовой анализ нормативной базы с законодательством РФ.

Ключевые слова: Россия, Китайская Народная Республика, законодательство, пенитенциарная система, право на применение оружия специальных средств и силы.

За последнее время в политических и экономических отношениях России и Китайской Народной Республикой (КНР) наблюдается стойкая тенденция сотрудничества [1]. Между руководителями двух стран проходят встречи на основе международных мероприятий таких как БРИКС, ШОС, АТЭС, «Группа Двадцати». Российско-китайские отношения характеризуются высокой динамикой развития, прочной правовой базой и активными связями на всех уровнях [4]. Важнейшей составляющей двусторонних отношений является торгово-экономические взаимодействия так, с 2010 года Китай является крупнейшим торговым партнером Российской Федерации. Также активно развиваются российско-китайские связи в области образования, научного и культурного сотрудничества. По данным Минобрнауки РФ, в начале 2014 года в вузах России обучались уже 23 тысячи китайских студентов, а в Китае — около 15 тысяч российских студентов [5]. В связи с такими тесными и набирающими оборот связями возникает интерес к изучению деятельности правоохранительных органов сотружественного государства и в том числе к пенитенциарной системе Китая.

В первую очередь хотелось бы привести статистику по наполняемости мест лишения свободы Китая и России. Согласно специальному отчету World Prison Brief [6], Китай по числу заключенных занимает второе место в мире — 1 700 000 человек [7], Россия находится на четвертом месте, 517 028 человек. Пенитенциарное законодательство обеих стран строится на основе международных договоров и соглашений. Международно-правовая составляющая занимает важное место в законодательном обеспечении уголовно-исполнительных систем. Вопросы положений, касающихся обеспечения пенитенциарной безопасности, непосредственно адресованных к персоналу мест лишения свободы выражается в наделении соответствующих прав и обязанностей сотрудников администраций.

Пенитенциарная система Китая функционирует на основе «Закона о тюрьмах КНР» принятый на 11-й сессии Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей 8-го созыва 20 декабря 1994 года. Глава IV данного Закона посвящена правовому положению сотрудников администрации тюрем. В ней законодатель установил, чтобы достичь цели уголовного и тюремного законодательства в местах лишения свободы должна быть создана стройная система, включающая в себя: 1) систему оповещения; 2) систему использования средств ограничения и вооружения; 3) систему сохранения социально-полезных связей; 4) систему мер поощрения и взысканий [8];

Я бы хотела подробнее разобрать систему использования средств ограничения и вооружения. Так как она непосредственно определяет право на применение сотрудниками администрации тюрем КНР средств обеспечения безопасности и поддержанию правопорядка в местах лишения свободы.

Сущность системы использования средств ограничения и вооружения содержится в статьях 45 и 46 «Закона о тюрьмах КНР» [3]. Для начала рассмотрим статью 45, которая определяет, что при необходимости сотрудники тюрьмы могут использовать удерживающие устройства следующих случаях: 1) при совершении преступных действий, связанных с совершением побега; 2) если действия осуждённых направлены на причинение насилия сотрудникам, другим осуждённым или иным лицам; 3) при перемещении осуждённого под конвоем; 4) если применение удерживающих средств несет превентивный характер.

Сотрудникам народной полиции и администрации тюрьмы разрешается применять огнестрельное оружие в случаях, когда избежать такой ситуации невозможно об этом гласит статья 46 «Закона о тюрьмах КНР». Законодатель Китая выделяет следующие ситуации, при которых можно применить огнестрельное оружие: 1) При возникновении бунта осуждённых или массовых беспорядков; 2) При пресечении совершения побега или если осуждённый сопротивляется при аресте; 3) Если лицо, лишённое свободы, держит в руках оружие с целью причинения физического насилия сотрудникам тюрьмы, осуждённым или иным лицам; 4) При захвате заложников; 5) Если осуждённый насильственным образом намеревается завладеть оружием сотрудника;

В законе так же прописаны ограничения по применению специальных полицейских средства и применения оружия: в отношении больных пожилых людей, преступников с физическими недостатками и несовершеннолетних преступников в обычных условиях запрещается применение этих средств. В отношении преступниц, за исключением особых крайних обстоятельств, также не применяются специальные полицейские средства. Все преступники, на которых надеты средства предупреждения от побега, к труду в тюрьме не привлекаются [9].

Схожим по смыслу с китайским законом о тюрьмах документом, регламентирующим права сотрудников администрации по поддержанию правопорядка и безопасности в пенитенциарных учрежденьях РФ, является Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Глава V [2], дает разъяснения и строгую регламентацию прав и обязанностей сотрудников уголовно-исполнительной системы РФ (УИС) на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных содержащихся в учреждения УИС РФ. Она состроит из восьми статей, которые являются своего рода инструкцией по порядку применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В статье 28 описаны общие требования к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом и федеральными законами. Далее в статье 28.1 прописан порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Статьи 29, 30 и 31.2 перечисляют случаи применения каждого вида воздействия на лиц, содержащихся в учреждениях УИС таких как физическая сила, специально средства (с перечислением средств допустимых к применению в учреждениях УИС РФ и огнестрельное оружие. Статьями 31.1 и второй частью статьи 31.2 даны запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Не забыл и законодатель о гарантиях личной безопасности сотрудников УИС закрепив их в статье 31.3. А также указал в статье 31.4. особенности применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций РФ.

На основании анализа двух нормативно-правовых актов России и Китая я хотела бы сделать вывод что Закону о тюрьмах КНР не хватает конкретики и его нормы сжаты. Российский законодатель более подробно описывает основания, а также перечисляет обстоятельствам дающих право на применение того или иного средства поддержания правопорядка и безопасности учреждения УИС имея более широкий спектр случаев в сравнении с законодательством Китая.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года”
  2. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29 декабря 2019 года)
  3. Закона о тюрьмах КНР принятый на 11-й сессии ПК ВСНП 8-го созыва 20 декабря 1994 года. URL: http :// www . jincao . com / fa /22/ law 22.05. htm #04
  4. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Подписан Президентом России Владимиром Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем в Москве 16 июля 2001 года.
  5. Цуй Чжэн. Научно-техническое сотрудничество РФ и КНР в контексте инновационного развития стран БРИКС. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. — М., 2015. — С. 115.
  6. World Prison Brief — это база данных, предоставляющая бесплатный доступ к информации о пенитенциарных системах по всему миру.URL: https://www.prisonstudies.org/
  7. https://nonews.co/directory/lists/countries/prison-population
  8. http:// www.jincao.com/fa/22/law22.05.htm#04
  9. http://russian.china.org.cn/russian/33371.htm
Основные термины (генерируются автоматически): огнестрельное оружие, физическая сила, Китай, Россия, РФ, средство, система использования средств ограничения, Китайская Народная Республика, место лишения свободы, пенитенциарная система Китая.


Ключевые слова

Россия, законодательство, пенитенциарная система, Китайская Народная Республика, право на применение оружия специальных средств и силы
Задать вопрос