Актуальные проблемы реализации государственных и муниципальных услуг в электронной форме | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (350) февраль 2021 г.

Дата публикации: 20.02.2021

Статья просмотрена: 407 раз

Библиографическое описание:

Рыженков, И. С. Актуальные проблемы реализации государственных и муниципальных услуг в электронной форме / И. С. Рыженков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78741/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье автор дает краткую характеристику процессу предоставления государственных услуг населению и выделяет некоторые актуальные проблемы, препятствующие его развитию.

Ключевые слова: электронная услуга, государство, проблемы, Российская Федерация.

Электронные формы предоставления государственных и муниципальных услуг получили широкое распространение и признание граждан Российской Федерации. Возможность оценки качества их предоставления позволяет влиять на эффективность работы государственных и муниципальных органов исполнительной власти, тем не менее, это не снимает ряда проблем в процессе их оказания.

Особенностью современного этапа развития «сервисного государства» является то, что большинство предоставляемых государственных и муниципальных услуг населению осуществляются в электронной форме. Услуга, будучи специфическим видом продукта, как результат деятельности органов государственной исполнительной власти в этом случае не теряет своих качеств, более того эффективность процесса её предоставления в этом случае значительно повышается. Реализация услуг в электронной форме позволяет сохранять такие необходимые качества государственных и муниципальных услуг как:

бесперебойность;

рассредоточение по территории;

отсутствие ограничений доступа к услугам неограниченного числа потребителей;

увеличение объемов предоставляемых услуг не связано со снижением полезности услуг для каждого конкретного потребителя и т. п.

Значительную роль в процессе повышения качества предоставляемых государственными и муниципальными органами услуг сыграло внедрение регламентов, которые определяют порядок, объемы и сроки. Это не только позволило упорядочить деятельность в процессе предоставления услуг, но и сделало его понятным для потребителя.

Перевод процесса предоставления услуг в электронную форму дал гражданам целый ряд преимуществ: возможность обращения в органы прямо из дома или с рабочего места (этот аспект особенно актуален, если орган управления располагается на отдаленном от потребителя расстоянии), сокращение времени, затраченного на обращение, отсутствие необходимости стоять в живой очереди в процессе обращения за услугой. В учреждениях, предоставляющих услуги, так же отпала необходимость оборудовать места для граждан, ожидающих получения услуги, так как объем обращающихся непосредственно в органы значительно сократился.

Нельзя оставить без внимания и те преимущества, которые получили сами органы государственной и муниципальной исполнительной власти. В первую очередь, это возможность оценить удовлетворенность граждан качеством предоставляемых услуг и работать над её повышением. Контроль этого вопроса можно осуществлять как благодаря возможностям внутренних информационных систем, так и благодаря внешнему мониторингу. Так, например, «информационно аналитическая система мониторинга качества государственных услуг (ИАС МКГУ) позволяет, согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 1284 от 12 декабря 2012 г., проводить оценку гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг» [1]. Обратная связь с гражданами осуществляется посредством различных каналов — отзыв может быть оставлен в электронном терминале, установленном в учреждении, предоставляющем услугу, посредством смс-сообщения, интернет-портала и т. д.

Важен факт, что обратная связь имеет влияние на повышение качества предоставляемых услуг и степень удовлетворенности граждан. В качестве примера можно рассмотреть динамику оценки качества предоставляемых услуг Управлением Федеральной службы судебных приставов по Самарской области [2].

Таблица 1

Оценка гражданами качества предоставляемых услуг Управлением Федеральной службы судебных приставов по Самарской области

Год

Среднее значение оценки по пятибалльной шкале

% положительных оценок

2017

2,34

27,66

2018

4,37

84,07

2019

4,47

86,32

2020

4,82

96,12

Таким образом, электронная форма предоставления услуг и организация возможности их оценки увеличивает возможности взаимодействия граждан и государства в процессе развития его сервисных функций.

Однако следует отметить, что кроме преимуществ электронных форм предоставления услуг населению, есть ряд проблем, с которыми сталкиваются граждане и которые они вынуждены решать. Так, по данным на 2016 год, удельный вес населения, использующего сеть Интернет, в общей численности населения в возрасте 15–72 лет составил 80,8 %. То есть, пятая часть населения не охвачена сетью и для того, чтобы воспользоваться электронной формой услуг, вынуждена обращаться либо непосредственно в учреждения, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, либо в учреждения предоставляющие услуги интернет-связи, либо прибегать к помощи третьих лиц, что ставит под угрозу информацию о персональных данных и сопровождается ещё целым рядом проблем. Кроме того, сохраняет остроту вопрос информационной грамотности населения, особенно людей в возрасте старше 50 лет [3]. Таким образом, доступность услуг снижается.

Тем не менее, данные проблемы не уменьшают необходимости дальнейшего развития электронных форм предоставления услуг, а скорее ставят вопрос о необходимости усиления внимания к просвещению населения в области информационной компетентности.

Литература:

  1. О проекте «Ваш контроль» [Электронный ресурс] // Портал «Ваш контроль». 2012–2018. — URL: https://vashkontrol.ru/about (дата обращения: 08.02.2021).
  2. По материалам портала Ваш контроль [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://vashkontrol.ru/ratings (дата обращения: 08.02.2021).
  3. Информационное общество в Российской Федерации: статистический сборник / К. Э. Лайкам, Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, О. Ю. Дудорова и др.; ИИТМАРосстат, Нац. исслед. ун—т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2017. — 328 с.
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, Российская Федерация, электронная форма, электронная форма предоставления услуг, исполнительная власть, обратная связь, ряд проблем, Самарская область, удовлетворенность граждан, Федеральная служба.


Ключевые слова

государство, проблемы, Российская Федерация, электронная услуга

Похожие статьи

Предоставление государственных и муниципальных услуг...

Представлены текущее состояние процедуры оказания услуги в электронном виде и проблемы последующего перевода предоставления государственных и

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме: проблемы и пути решения.

Оценка эффективности предоставления государственных...

услуга, муниципальная услуга, исполнительная власть, гражданин, доля граждан, качество предоставления, местное самоуправление, орган, повышение качества предоставления, Портал.

Предоставление государственных и муниципальных услуг...

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2012 году органам исполнительной власти поставлена задача обеспечить к 2015 году не менее 90% граждан Российской Федерации возможность получения государственных и муниципальных услуг по принципу...

Реализация системы межведомственного электронного...

услуга, государственное управление, электронный вид, Россия, государственная власть, Единый портал, орган власти, повышение. Система межведомственного электронного взаимодействия. - обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в...

О роли и влиянии развития государственных и муниципальных...

В социальном плане, предоставление услуг в электронном виде позволяет гражданам

Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от

административная реформа РФ, услуга, Российская Федерация, субъект РФ...

Предоставление государственных услуг | Статья в журнале...

Впервые о переводе государственных услуг в электронный вид говорилось в федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002–2010 годы)». В 2006 году в проекте появилось более четкое понимание терминологии и планов по переводу услуг в электронный вид, а...

О системе предоставления государственных услуг в Российской...

Стандарт предоставления услуги определяет основные требования к их оказанию. Он устанавливается для каждой услуги в рамках специального раздела административного регламента. Перечень требований к стандарту определен в статье 14 Федерального закона №...

Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства

Рассматриваются вопросы формирования электронного правительства в Самарской

Потребность в создании электронного правительства возникла в связи с запросом

Формирование электронного правительства в Российской Федерации стало возможным...

О специфике предоставления публичных услуг в электронном...

В статье рассмотрены средства электронного предоставления государственных и муниципальных услуг, проанализирован ряд базовых дефиниций, определяющих категориальный ряд термина «информационный портал государственных и муниципальных...

Похожие статьи

Предоставление государственных и муниципальных услуг...

Представлены текущее состояние процедуры оказания услуги в электронном виде и проблемы последующего перевода предоставления государственных и

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме: проблемы и пути решения.

Оценка эффективности предоставления государственных...

услуга, муниципальная услуга, исполнительная власть, гражданин, доля граждан, качество предоставления, местное самоуправление, орган, повышение качества предоставления, Портал.

Предоставление государственных и муниципальных услуг...

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2012 году органам исполнительной власти поставлена задача обеспечить к 2015 году не менее 90% граждан Российской Федерации возможность получения государственных и муниципальных услуг по принципу...

Реализация системы межведомственного электронного...

услуга, государственное управление, электронный вид, Россия, государственная власть, Единый портал, орган власти, повышение. Система межведомственного электронного взаимодействия. - обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в...

О роли и влиянии развития государственных и муниципальных...

В социальном плане, предоставление услуг в электронном виде позволяет гражданам

Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от

административная реформа РФ, услуга, Российская Федерация, субъект РФ...

Предоставление государственных услуг | Статья в журнале...

Впервые о переводе государственных услуг в электронный вид говорилось в федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002–2010 годы)». В 2006 году в проекте появилось более четкое понимание терминологии и планов по переводу услуг в электронный вид, а...

О системе предоставления государственных услуг в Российской...

Стандарт предоставления услуги определяет основные требования к их оказанию. Он устанавливается для каждой услуги в рамках специального раздела административного регламента. Перечень требований к стандарту определен в статье 14 Федерального закона №...

Нормативно-правовое обеспечение электронного правительства

Рассматриваются вопросы формирования электронного правительства в Самарской

Потребность в создании электронного правительства возникла в связи с запросом

Формирование электронного правительства в Российской Федерации стало возможным...

О специфике предоставления публичных услуг в электронном...

В статье рассмотрены средства электронного предоставления государственных и муниципальных услуг, проанализирован ряд базовых дефиниций, определяющих категориальный ряд термина «информационный портал государственных и муниципальных...

Задать вопрос