Формирование репродуктивной культуры молодёжи: постановка проблемы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (350) февраль 2021 г.

Дата публикации: 20.02.2021

Статья просмотрена: 956 раз

Библиографическое описание:

Осташова, О. А. Формирование репродуктивной культуры молодёжи: постановка проблемы / О. А. Осташова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78740/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассмотрено формирование репродуктивной культуры молодёжи как актуальная проблема современного общества, представлены результаты исследования ценностных установок репродуктивного поведения современных подростков, а также сформулированы существующие противоречия.

Ключевые слова: репродуктивная культура, репродуктивное поведение, репродуктивное здоровье, молодёжь.

Человеческая жизнь зависит от многих факторов, но наиболее важным из них всегда было и будет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия 2. Понимание ценности здоровья существует не только на уровне отдельного взятого человека, но и на уровне государства. В области государственной политики в развитых странах отдельное внимание уделяется укреплению репродуктивного здоровья подрастающего поколения в целях улучшения демографической ситуации и предотвращения депопуляции.

Одной из основных задач Концепции демографической политики Российской Федерации является укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков 1. Данная концепция определяет низкий уровень репродуктивного здоровья молодежи и высокое число прерываний беременности в Российской Федерации. Полагаем, данный факт свидетельствует о несформированности репродуктивной культуры личности. Это подтверждают и статистические данные. Российская Федерация действительно занимает одно из ведущих мест по количеству абортов на 1000 живорожденных 2 и входит в пятёрку развитых стран по количеству подростковых беременностей 4. Данная ситуация не могла быть проигнорирована, поэтому укрепление репродуктивного здоровья подростков — важная часть демографической политики государства.

Под репродуктивной культурой понимаем целостное динамическое образование личности, которое включает в себя несколько компонентов. Во-первых, это знания о репродуктивных стратегиях: пронатальной — подготовке к рождению здорового ребенка, в том числе на основе современных репродуктивных технологий; и антинатальной — сдерживание фертильности. Во-вторых, ценностное отношение к репродуктивному здоровью как своему, так и партнера. В-третьих, безопасное репродуктивное поведение, предполагающее готовность к осознанному выбору репродуктивной стратегии, а также ориентацию на здоровый образ жизни обоих партнеров 5.

Целенаправленная организация процесса формирования репродуктивной культуры отвечает современным тенденциям воспитания. Её необходимость заключается в наиболее эффективном решением личностных и социальных задач, а также в профилактике таких негативные явлений, как ранняя беременность, аборты, заболеваемость инфекциями, передающимися половым путем и др. 3.

Анализ литературы, посвященной вопросам репродуктивной культуры, позволяет сделать вывод о том, что несмотря на определенный объем научных работ и исследований в области репродуктивной культуры, здоровья и поведения, а также накопленный теоретический и практический материал в области социологии, медицины, демографии, культурологии, психологии, а также нравственного, полового, полоролевого и гендерного воспитания молодежи, в педагогике не сложился единый научно-обоснованный подход к формированию репродуктивной культуры личности.

В своих исследованиях Беляева М. А., Столярчук Л. И., Алешина Л. И., рассматривают репродуктивную культуру как систему, состоящую из таких элементов как знания, ценности и поведение. Она отражается в его репродуктивном поведении, которое обосновывается уровнем полученных знаний и сформированных ценностей индивида.

Вопрос о ценностных установках репродуктивного поведения встает особенно остро, когда отмечается высокий уровень абортов, подростковых беременностей и распространенности заболеваний, передающихся половым путем. Их изучение позволит более точно судить о состоянии репродуктивной культуры и выбирать эффективные методы её воспитания.

В собственном исследовании, направленном на определение ценностных установок репродуктивного поведения современных подростков, приняли участие 144 респондента, учащихся 9–11 классов: 75 (52,1 %) — женского пола, 69 (47,9 %) — мужского пола, по возрастным группам (15–16 лет и 17–18 лет) распределение было равным.

Экспериментальными гипотезами выступили следующие предположения. Во-первых, семья для современных подростков является ценностью второго плана, уступая таким ценностям как карьера, финансовое благополучие и т. д. Во-вторых, о сфере половых отношений подростки узнают в возрасте 10–12 лет от друзей и сверстников, что отражается на уровне знаний в вопросах о методах контрацепции и заболеваниях, передающихся половым путем.

Анализ результатов исследования показал, что для современных подростков создание семьи и рождение детей не является одной из главных целей в жизни. Так, семейная жизнь занимает 10 место в рейтинге ценностей респондентов по результатам тестирования по методике М.Рокича, уступая таким ценностям как дружба, активная жизнь, материальная обеспеченность, интересная работа, свобода и др. Подростки одобряют половые связи до брака, 93,8 % респондентов считают их нормальными и допустимыми. Представление о сексе получают из недостоверных источников и в достаточно раннем возрасте. 47,9 % респондентов получили сведения о сексуальной жизни в возрасте до 10 лет, источником такой информации у 56,3 % респондентов стали средства массовой информации и интернет, а еще 33,3 % — от друзей и сверстников. Обнаружен низкий уровень информированности о средствах контрацепции и инфекциях, передающихся половым путём. Лишь 12,5 % опрошенных известно о таких средствах контрацепции как маточные колпачки, влагалищные диафрагмы, а также о химической контрацепции, 16,6 % — знают о существовании женских презервативов, а о влагалищном кольце, гормональных пластырях слышали лишь 4,9 % опрошенных. Несмотря на вышеперечисленное, современные подростки отмечают необходимость и заинтересованность в воспитательных мероприятиях по формированию репродуктивной культуры. Так, 79,2 % опрошенных хотели бы, чтобы в их школе проводились подобные занятия. Следовательно, что необходимость воспитательной деятельности в области формирования репродуктивной культуры существует, и признается самими подростками. Вследствие чего становятся явными противоречия между приоритетом государства, общества и личности на укрепление репродуктивного здоровья подрастающего поколения и неконструктивными стратегиями репродуктивного поведения молодежи. А также между осознанием необходимости, наличием методик в различных областях науки и практики и недостаточной научной обоснованностью педагогических условий формирования репродуктивной культуры молодежи.

Таким образом, формирование репродуктивной культуры молодёжи — важная задача на уровне государства, современного общества, и на уровне личности. Однако встаёт вполне закономерный вопрос о научном обосновании педагогических условий, способствующих эффективному формированию репродуктивной культуры молодежи.

Литература:

1 Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»

2 Всемирная организация здравоохранения Электронный ресурс: офиц. сайт /  Режим доступа: https://www.who.int/ru, свободный (дата обращения: 23.11.2020). — Загл. с экрана.

3 Кенжабаева, Н. М. Формирование репродуктивной культуры у студенческой молодёжи в системе образования [Текст] / Н. М. Кенжабаева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.  2016.  № 4–6.  С. 58–60.

4 Сакевич, В. И.. Политика в области репродуктивного здоровья в регионах и странах мира // Демоскоп Weekly. 2018. № 777–778. Электронный ресурс  Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2018/0777/barom01.php (дата обращения: 25.11.2020)

5 Столярчук, Л. И., Алёшина, Л. И., Федосеева, С. Ю., Столярчук, И. А. Формирование репродуктивной культуры молодёжи [Текст] / Л. И. Столярчук, Л. И. Алёшина, С. Ю. Федосеева, И. А. Столярчук // Известия ВГПУ. — 2017. — № 8 (121). — С. 42–46.

Основные термины (генерируются автоматически): репродуктивная культура, репродуктивное поведение, репродуктивное здоровье, подросток, российская Федерация, репродуктивная культура личности, репродуктивная культура молодежи, современное общество, средство контрацепции, уровень государства.


Ключевые слова

молодежь, репродуктивное здоровье, репродуктивное поведение, репродуктивная культура

Похожие статьи

Репродуктивное здоровье населения России | Статья в журнале...

Проблема репродуктивного здоровья была и остается одной из самых острых в медицине. В данной статье рассматривается состояние репродуктивного здоровья населения России, и указываются факторы, негативно отражающиеся на репродуктивном потенциале.

Приоритетной задачей современной медицины в России является сохранение репродуктивного здоровья нации. В решении этого вопроса первостепенное значение имеет выявление факторов, оказывающих негативное влияние на репродуктивную деятельность человека. Основными факторами риска, обуславливающими те или иные нарушения в здоровье современного человека, в частности, его репродуктивного здоровья, являются следующие: наследственность, аборты [8,9], применение контрацептивных средств [10,6], воспалительные заболевания женских половых органов [12,11,7], условия труда и быта, медико-социальные...

Технология формирования репродуктивной культуры...

Ознакомление с некоторыми ситуациями в репродуктивной культуре. Предполагаемый результат: Данный тренинг даёт возможность определить неподготовленность молодёжи к семейной жизни, низкий уровень репродуктивной культуры, позволяет овладеть знаниями и навыками репродуктивной грамотности для

- Обеспечить непрерывность в формирование репродуктивной культуры в системе средного специального и общего среднего образования. Литература: 1. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство – Т.: Чулпон, 2005. 2. Асмолов А.Г. Психология личности.

репродуктивное поведение, малодетность, многодетность, возраст вступления в брак и рождения первого ребенка, пол первенца... Репродуктивное здоровье подростков как медико-социальная... Нельзя забывать, что ведущими факторами, определяющими процесс формирования репродуктивного...

Репродуктивное здоровье подростков как медико-социальная...

Наиболее значимыми факторами, влияющими на репродуктивное здоровье подростков, являются рискованное сексуальное поведение, рост числа заболеваний репродуктивной системы, заражение заболеваниями передающимися половым путем, беременности и аборты в подростковом возрасте, низкий уровень знаний о методах контрацепции. Сексуальное поведение тесно связано с репродуктивным здоровьем, являясь по сути одним из главных его составляющих.

Уровень беременностей среди подростков в России составляет 70–90 на 1000 человек. Абортом завершается 75 % беременностей в подростковом возрасте, что приводит к их высокому числу — около 40 на 1000 подростков 15–19 лет. На сексуальную активность подростков влияет ряд факторов, среди которых можно выделить социально-экономическую обстановку, характер семейных отношений, влияние сверстников и средств массовой...

Проблемы репродуктивного здоровья подростков: опыт...

Одним из важнейших параметров, характеризующих состояние здоровья учащихся, является их репродуктивный потенциал. В этой связи необходимо отметить, что своевременное информирование и просвещение подростков является одним из ведущих направлений профилактики нарушений их репродуктивного здоровья. Однако в современном российском обществе нет единого мнения и подхода относительно организации и реализации

Практика внедрения программ сексуального образования в Европе и США показала их эффективность в отношении роста уровня знаний относительно сексуальных проблем, отсрочки начала сексуальной активности, увеличения использования средств контрацепции, снижения риска виктимного сексуального поведения, самоограничения сексуальной активности, формирования ответственного поведения молодежи. При этом нет данных, свидетельствующих о том, что...

Социальные аспекты репродуктивного здоровья подростков

Большинство респондентов считают, что репродуктивное здоровье — это способность человека зачать и родить здорового ребенка; здоровье организма и отсутствие болезней и лишь немногие затруднились ответить. На вопрос о вычленении важнейших составляющих репродуктивного здоровья, данные распределились следующим образом: 38 % респондентов считают основным условием сохранение репродуктивного здоровья соблюдение здорового образа жизни, 25 % считают важнейшей составляющей отказ от вредных привычек, 16 % отметили занятия спортом, как один из важнейших элементов, 14 % правильное питание и 7 % затруднились ответить. В целом, как показывают результаты исследования, подростки имеют представление об основах сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, осознают необходимость формирования ценностного отношения к своему репродуктивному здоровью.

Формирование ценностного отношения подростков...

Исследование позволило изучить, что, по мнению подростков, означает репродуктивное здоровье. 70 % респондентов считают, что репродуктивное здоровье — это способность человека зачать и родить здорового ребенка, 20 % считают, что это здоровье организма и отсутствие болезней и 10 % затруднились ответить. На вопрос о вычленении важнейших составляющих репродуктивного здоровья, данные распределились следующим образом: 38 % респондентов считают основным условием сохранение репродуктивного здоровья соблюдение здорового образа жизни, 25 % считают важнейшей составляющей отказ от вредных привычек, 16 % отметили занятия спортом, как один из важнейших элементов, 14 % правильное питание и 7 % затруднились ответить. Вступление в ранние половые отношения негативно сказывается на психологическом и физическом состоянии молодого организма.

Вопросы репродуктивного здоровья подростков в школьной...

Изучение вопросов репродуктивного здоровья начинается с 8 класса. В 8 и 9 классах по одному часу отводится теме «Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества». Также в 8 классе два часа посвящены изучению понятий о вредных привычках и их профилактике.

Существует огромное количество контролирующих методик уровня полученных знаний. Но также необходимы методики, которые помогут не только правильно организовать учебный процесс получения знаний (информатизация, компьютеризация и др.), сохраняющий здоровье, но и формировать культуру здоровья подрастающего поколения и молодежи [5]. И приоритетной педагогической задачей должна стать разработка и активное внедрение в школьную образовательную практику современных программ, направленных на формирование знаний учащихся по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного...

Репродуктивное здоровье и контрацепция девушек-студенток...

Репродуктивное здоровье является неотъемлемой составляющей здоровья человека, имеющей важнейшее значение для дальнейшего воспроизводства населения и обеспечения стабильного развития общества. Студенческий возраст — один из критических периодов в биологическом, психическом и социальном развитии человека. Возрастающие интенсивность и напряженность современной жизни, связанные с кардинальными изменениями жизнедеятельности, стиль жизни и нарастающая гиподинамия, наличие соматических и других заболеваний накладывают особый отпечаток на здоровье молодежи [1, с. 17]. Репродуктивное здоровье студентов заслуживает особого внимания ввиду больших социальных ожиданий от этой возрастной группы.

Репродуктивное здоровье как объект социологического анализа

Понятие «репродуктивное здоровье» включает в себя и «сексуальное здоровье» — состояние, позволяющее человеку в полной мере испытывать половое влечение и реализовывать его, получая при этом удовлетворение [3, с. 51]. В современной гуманитарной науке можно выделить несколько основных направлений, в рамках которых принято рассматривать феномен здоровья, в том числе и репродуктивного. Нормоцентрический подход характерен для медицинского дискурса, в котором здоровье рассматривается как совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения в сочетании с определенными нормальными показателями соматического состояния здоровья [4, с. 1]. При этом рассматривается некий оптимальный уровень функционирования какого-то среднего организма и психики, и отклонение от нормы рассматривается как развитие болезни.

Похожие статьи

Репродуктивное здоровье населения России | Статья в журнале...

Проблема репродуктивного здоровья была и остается одной из самых острых в медицине. В данной статье рассматривается состояние репродуктивного здоровья населения России, и указываются факторы, негативно отражающиеся на репродуктивном потенциале.

Приоритетной задачей современной медицины в России является сохранение репродуктивного здоровья нации. В решении этого вопроса первостепенное значение имеет выявление факторов, оказывающих негативное влияние на репродуктивную деятельность человека. Основными факторами риска, обуславливающими те или иные нарушения в здоровье современного человека, в частности, его репродуктивного здоровья, являются следующие: наследственность, аборты [8,9], применение контрацептивных средств [10,6], воспалительные заболевания женских половых органов [12,11,7], условия труда и быта, медико-социальные...

Технология формирования репродуктивной культуры...

Ознакомление с некоторыми ситуациями в репродуктивной культуре. Предполагаемый результат: Данный тренинг даёт возможность определить неподготовленность молодёжи к семейной жизни, низкий уровень репродуктивной культуры, позволяет овладеть знаниями и навыками репродуктивной грамотности для

- Обеспечить непрерывность в формирование репродуктивной культуры в системе средного специального и общего среднего образования. Литература: 1. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство – Т.: Чулпон, 2005. 2. Асмолов А.Г. Психология личности.

репродуктивное поведение, малодетность, многодетность, возраст вступления в брак и рождения первого ребенка, пол первенца... Репродуктивное здоровье подростков как медико-социальная... Нельзя забывать, что ведущими факторами, определяющими процесс формирования репродуктивного...

Репродуктивное здоровье подростков как медико-социальная...

Наиболее значимыми факторами, влияющими на репродуктивное здоровье подростков, являются рискованное сексуальное поведение, рост числа заболеваний репродуктивной системы, заражение заболеваниями передающимися половым путем, беременности и аборты в подростковом возрасте, низкий уровень знаний о методах контрацепции. Сексуальное поведение тесно связано с репродуктивным здоровьем, являясь по сути одним из главных его составляющих.

Уровень беременностей среди подростков в России составляет 70–90 на 1000 человек. Абортом завершается 75 % беременностей в подростковом возрасте, что приводит к их высокому числу — около 40 на 1000 подростков 15–19 лет. На сексуальную активность подростков влияет ряд факторов, среди которых можно выделить социально-экономическую обстановку, характер семейных отношений, влияние сверстников и средств массовой...

Проблемы репродуктивного здоровья подростков: опыт...

Одним из важнейших параметров, характеризующих состояние здоровья учащихся, является их репродуктивный потенциал. В этой связи необходимо отметить, что своевременное информирование и просвещение подростков является одним из ведущих направлений профилактики нарушений их репродуктивного здоровья. Однако в современном российском обществе нет единого мнения и подхода относительно организации и реализации

Практика внедрения программ сексуального образования в Европе и США показала их эффективность в отношении роста уровня знаний относительно сексуальных проблем, отсрочки начала сексуальной активности, увеличения использования средств контрацепции, снижения риска виктимного сексуального поведения, самоограничения сексуальной активности, формирования ответственного поведения молодежи. При этом нет данных, свидетельствующих о том, что...

Социальные аспекты репродуктивного здоровья подростков

Большинство респондентов считают, что репродуктивное здоровье — это способность человека зачать и родить здорового ребенка; здоровье организма и отсутствие болезней и лишь немногие затруднились ответить. На вопрос о вычленении важнейших составляющих репродуктивного здоровья, данные распределились следующим образом: 38 % респондентов считают основным условием сохранение репродуктивного здоровья соблюдение здорового образа жизни, 25 % считают важнейшей составляющей отказ от вредных привычек, 16 % отметили занятия спортом, как один из важнейших элементов, 14 % правильное питание и 7 % затруднились ответить. В целом, как показывают результаты исследования, подростки имеют представление об основах сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, осознают необходимость формирования ценностного отношения к своему репродуктивному здоровью.

Формирование ценностного отношения подростков...

Исследование позволило изучить, что, по мнению подростков, означает репродуктивное здоровье. 70 % респондентов считают, что репродуктивное здоровье — это способность человека зачать и родить здорового ребенка, 20 % считают, что это здоровье организма и отсутствие болезней и 10 % затруднились ответить. На вопрос о вычленении важнейших составляющих репродуктивного здоровья, данные распределились следующим образом: 38 % респондентов считают основным условием сохранение репродуктивного здоровья соблюдение здорового образа жизни, 25 % считают важнейшей составляющей отказ от вредных привычек, 16 % отметили занятия спортом, как один из важнейших элементов, 14 % правильное питание и 7 % затруднились ответить. Вступление в ранние половые отношения негативно сказывается на психологическом и физическом состоянии молодого организма.

Вопросы репродуктивного здоровья подростков в школьной...

Изучение вопросов репродуктивного здоровья начинается с 8 класса. В 8 и 9 классах по одному часу отводится теме «Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества». Также в 8 классе два часа посвящены изучению понятий о вредных привычках и их профилактике.

Существует огромное количество контролирующих методик уровня полученных знаний. Но также необходимы методики, которые помогут не только правильно организовать учебный процесс получения знаний (информатизация, компьютеризация и др.), сохраняющий здоровье, но и формировать культуру здоровья подрастающего поколения и молодежи [5]. И приоритетной педагогической задачей должна стать разработка и активное внедрение в школьную образовательную практику современных программ, направленных на формирование знаний учащихся по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного...

Репродуктивное здоровье и контрацепция девушек-студенток...

Репродуктивное здоровье является неотъемлемой составляющей здоровья человека, имеющей важнейшее значение для дальнейшего воспроизводства населения и обеспечения стабильного развития общества. Студенческий возраст — один из критических периодов в биологическом, психическом и социальном развитии человека. Возрастающие интенсивность и напряженность современной жизни, связанные с кардинальными изменениями жизнедеятельности, стиль жизни и нарастающая гиподинамия, наличие соматических и других заболеваний накладывают особый отпечаток на здоровье молодежи [1, с. 17]. Репродуктивное здоровье студентов заслуживает особого внимания ввиду больших социальных ожиданий от этой возрастной группы.

Репродуктивное здоровье как объект социологического анализа

Понятие «репродуктивное здоровье» включает в себя и «сексуальное здоровье» — состояние, позволяющее человеку в полной мере испытывать половое влечение и реализовывать его, получая при этом удовлетворение [3, с. 51]. В современной гуманитарной науке можно выделить несколько основных направлений, в рамках которых принято рассматривать феномен здоровья, в том числе и репродуктивного. Нормоцентрический подход характерен для медицинского дискурса, в котором здоровье рассматривается как совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения в сочетании с определенными нормальными показателями соматического состояния здоровья [4, с. 1]. При этом рассматривается некий оптимальный уровень функционирования какого-то среднего организма и психики, и отклонение от нормы рассматривается как развитие болезни.

Задать вопрос