Проблемы формирования патриотизма у молодежи в условиях современного мира | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Белобородов, Е. А. Проблемы формирования патриотизма у молодежи в условиях современного мира / Е. А. Белобородов, В. С. Тимонина, Г. Н. Баланюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 168-171. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78691/ (дата обращения: 07.03.2021).



Статья содержит результаты исследования проблем формирования патриотизма у молодежи России в современных условиях. Авторы показали проблемы формирования патриотических установок у современной молодежи и возможные направления развития новых технологий эффективного патриотического воспитания в настоящее время.

Ключевые слова: молодежная политика, социум, патриотизм, космополитизм, мораль, нравственность, эффективность.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач, стоящей перед государством, ведь детство и юность — самая благодатная пора для формирования в личности чувства ответственности за судьбу страны, в которой живешь и общества, которое тебя окружает.

По результатам исследований ВЦИОМ за последние 20 лет как минимум восемьдесят процентов граждан России старше 18 лет считает себя патриотами. В 2020 году данный показатель составил восемьдесят девять процентов. Вместе с тем, по данным Левада-центра отмечается постепенный рост эмиграционных настроений среди молодежи в возрасте 18–24 лет, продолжающийся с 2014 года. В сентябре 2019 года более половины опрошенных (53 %) этого возраста выразили желание переехать за границу на постоянное место жительства. Некоторый рост эмиграционных настроений с 2014–2015 года наблюдается и среди россиян среднего возраста.

Возникает вопрос, насколько для молодёжи России важно чувство принадлежности к сильному государству и кем себя больше ощущают молодые люди — космополитами или патриотами?

По словам директора Всероссийского центра изучения общественного мнения Фёдорова В. В., они в большинстве своем патриоты, потому что росли в обстановке патриотического подъёма и конфронтации Запада и России. Молодые люди участвуют в акциях «Бессмертного полка», ищут и находят то, чем могут гордиться.

«Чувство принадлежности к великой стране у молодёжи, безусловно, есть. Но с некоторыми особенностями. Это не агрессивный патриотизм. «Можем повторить!» — это для старшего или среднего поколений. Нынешние молодые не хотят «повторять» — доходить до Берлина или Парижа. Они патриоты, гордятся тем, что они русские, но при этом они не изоляционисты, не почвенники, они более свободны, открыты. Готовы и за образованием, и за работой ехать в другие страны, а потом возвращаться — или нет, как пойдет. Это новый интересный синтез космополитизма и патриотизма. Раньше был очевидный крен в сторону первого, затем — второго, сейчас выстраивается какой-то новый баланс» — заключил гендиректор ВЦИОМ [1].

Вместе с тем, по мнению доктора социологических наук, профессора, первого проректора Международной академии бизнеса и управления Екатерины Владимировны Добреньковой, признаки патриотизма налицо у современной молодежи действительно присутствуют, потому что большая часть молодёжи любит нашу страну. Но с точки зрения симбиоза космополитизма патриотизм вызывает большие сомнения. Речь идёт о патриотизме в том виде, в котором мы привыкли давать это определение [2].

Стоит отметить, что по результатам социологических опросов ВЦИОМ для большинства россиян быть патриотом значит любить свою страну, работать во благо и для процветания страны, стремиться к изменению положения дел в стране что бы обеспечить ей достойное будущее. Но почему молодые люди, оставаясь приверженцами, казалось бы, классических взглядов на патриотизм, не видят свое будущее в России?

Возможно, причиной является складывающаяся социально-политическая обстановка. Настоящее время, в котором российское общество обеспокоено неустойчивой экономикой, налаживанием рыночных механизмов, безостановочно завязывающимися политическими катаклизмами, да еще и пандемией коронавируса, — характеризуется разрушением многих общественных связей, падением нравственных устоев у больших категорий населения. В этом же списке трудности патриотического воспитания молодежи.

В мире и, в частности, в России налицо преобладание процессов, направленных на перестройку традиционной семьи, образовательных систем, государственных органов. Следует отметить, что в сложившейся ситуации российское общество не может прийти к единому мнению, на каких социальных институтах лежит ответственность за патриотическое воспитание подрастающего поколения. При этом большинство забывает, что патриотизм не возникает из ничего, патриотами не рождаются, ими становятся в процессе развития, становления личности, и ответственность за это лежит на всем окружающем молодого индивида социуме в целом.

В современный момент фундаментальной проблемой патриотического воспитания молодежи возможно выделить деградацию духовно-нравственных ценностей, низкие знания в области культуры и истории у многих молодых людей. Молодежи подбрасываются далекие нашему менталитету идеалы.

Утрата ориентиров эксплуатируется многообразными сектами, субкультурами, экстремистами. На «вечные вопросы» о том, кто ты, в чем смысл жизни, для многих никто не помогает найти ответы. Предшествующие патриотические концепции забракованы, новые не созданы [3, c. 241]. Система подготовки педагогов, компетентных в вопросах патриотики в современных условиях, имеет проблемы и не всегда позволяет эффективно выполнять обязанности, возложенные на молодых людей обществом и государством. Увеличивается количество неполных семей, а многие родители мало времени уделяют своим детям, ссылаясь на большую занятость. Подростки предоставлены сами себе, общаются с сомнительными личностями, попадают под влияние деструктивного контента в сети «Интернет». Негативные тенденции превосходства материальных ценностей над духовными развиваются, всячески подпитываются средствами массовой информации. Доброта, семейные ценности, гражданственность, патриотизм вытесняются алкоголизмом, нетерпимостью друг к другу на бытовом, национальном уровне, преступными бизнес-схемами, наркотиками.

Воспитание патриотически ориентированного поколения — одна из актуальных проблем государства. Но не только его. Для преодоления тех негативных тенденций, которые уже сложились, нужно скорее решать социально-экономические и нравственные проблемы, для чего необходима активная жизненная позиция каждого члена общества, мобилизация, консолидация энергии родителей, педагогов, молодежных и студенческих организаций [3, c. 242]. Природа патриотизма не абстрактна, она зиждется на любви к конкретным родителям, друзьям, речушке, улице. Дети не рождаются ни с чувством любви, ни патриотизма. Всему этому их должны научить взрослые, которые рядом, прежде всего, своими собственными поступками.

Патриотизм как явление в России зарождался вместе с государственностью и выражался в верноподданничестве, истовой православной вере. Патриоты сражались «за веру, царя и Отечество», «за Родину, за Сталина». В любые времена патриотизм русских людей выражался в любви к родной природе. Он всегда был интернационален. На защиту Родины от завоевателей, стихийных бедствий, при решении народнохозяйственных задач вставали многочисленные народы нашего Отечества.

Российский патриотизм отличается исторической преемственностью, державностью. Оторвать современность от традиций невозможно. Как раньше Россия являлась столпом справедливости, высокой нравственности, надеждой многих народов на защиту и сохранение, так и в современном мире наша страна позиционирует себя как государство, несущее ответственность за стабильность нынешних международных отношений [4].

Современная молодежь же отличается изрядным прагматизмом. Главной целью в жизни многих определены материальные блага и карьерный рост. Как правило, ими учитывается мнение тех, для кого главным критерием успешности является материальное благополучие, умение шагать к вершинам, невзирая на интересы других людей.

В связи с этим возникает задача внедрения в воспитательный процесс новых методов и средств для развития у детей патриотических качеств. Современный подход должен базироваться не на изобретении инновационных методов. Как уже говорилось выше, всего лишь нужно вспомнить методы и приемы предыдущих поколений, адаптировать их к сегодняшним реалиям. Вместе с тем, в умах подрастающего поколения присутствует определенный симбиоз классических понятий космополитизма и патриотизма, что затрудняет адаптацию уже выработанных ранее методов и приемов патриотического воспитания. Возможно, решением указанной проблемы может послужить научная трансформация определения патриотизма в соответствии с современными реалиями.

Очевидно, что воспитание патриотизма в складывающихся условиях — трудная задача, в процессе решения которой важно учитывать изменившийся менталитет молодых людей, и необходимость корректировки технологий в соответствии с современными реалиями. В указанном процессе должны участвовать как семья, так и образовательные учреждения, общественные и государственные объединения. Только так удастся достичь положительных результатов.

Литература:

  1. В России выросло «тепличное» поколение молодых патриотов // Деловая газета «Взгляд». — URL: https://vz.ru/society/2020/9/7/1058238.html (дата обращения: 12.11.2020)
  2. Добренькова Е. В. Патриотизм невозможно скрестить с космополитизмом / Е. В. Добренькова // Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» — URL: https://ruskline.ru/news_rl/2020/10/17/patriotizm_nevozmozhno_skrestit_s_kosmopolitizmom____(дата обращения: 12.11.2020)
  3. Шульженко, М. Э. Патриотическое воспитание современной молодежи / М. Э. Шульженко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 240–243. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46664/ (дата обращения: 11.11.2020).
  4. Пушкина М. Современные проблемы патриотического воспитания / М. Пушкина // Московское областное отделение Коммунистической партии Российской Федерации — URL: https://mkkprf.ru/20457-sovremennye-problemy-patrioticheskogo-vospitaniya.html (дата обращения: 11.11.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, патриотизм, патриотическое воспитание, подрастающее поколение, современная молодежь, молодая, молодежь России, патриотическое воспитание молодежи, российское общество, чувство принадлежности.


Задать вопрос