Содержание экспериментальной работы по использованию метода проектов в процессе изучения лексики в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (350) февраль 2021 г.

Дата публикации: 18.02.2021

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Чефранова, М. А. Содержание экспериментальной работы по использованию метода проектов в процессе изучения лексики в начальной школе / М. А. Чефранова, Н. Н. Божко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78689/ (дата обращения: 24.01.2022).



Для решения целей исследовательской работы нами был проведён эксперимент на базе 2 класса МАОУ «ЦО № 1» г. Белгорода. В эксперименте приняли участие 30 человек. Класс занимается по УМК «Начальная школа 21 века», авторы программы по русскому языку и учебников Н. Ф. Виноградова, Иванов С. В., Евдокимова А. О.

Экспериментальная работа проводилась в три этапа. Первый этап — констатирующий эксперимент. Цель этого этапа — установить уровень знаний по теме лексика согласно программе, а также уровень развития мотивации к получению знаний по лексике. Для достижения поставленной цели нами была разработана тестовая методика освоения знаний по теме лексика, согласно программному материалу, а также дана психологическая методика уровня развития мотивации.

1) Тестовая методика. Цель выяснить уровень освоения знаний по теме лексика согласно программному объему.

  1. То, что обозначает слово, является его…

а) лексическим значением

б) словарным значением

  1. Однозначные слова — это слова, которые…

а) имеют одно лексическое значение

б) имеют одинаковый корень

  1. Подчеркните переносное значение слова в предложенных словосочетаниях:

а) плывут корабли;

б) плывут облака.

  1. Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие, называются:

а) синонимами;

б) антонимами

  1. Подчеркните антонимы:

а) день-ночь;

б) родник-ключ

  1. Подчеркните в стихотворении синонимы:

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

  1. Подчеркните правильно подобранный вариант многозначных слов:

А) иглы, шляпа, ключ

Б) иглы, рюкзак, кран

  1. Найдите словосочетание, которое употребляется в прямом значении слова:

а) костер горит;

б) заря горит.

Анализ данной тестовой методики, разработанной на основе изученного программного материала раздела «Лексика» показал следующие результаты. Верно справились с заданиями, предложенными в тестовой методике трое учащихся из 30 человек. Допустили одну-две ошибки: 5 человека из класса. Допустили 3–4 ошибки: 10 человек. Допустили пять и более ошибок — 15. Данные представлены в диаграмме на Рисунке 1 в процентном соотношении.

Уровни усвоенных знаний по теме «Лексика» на констатирующем этапе эксперимента

Рис. 1. Уровни усвоенных знаний по теме «Лексика» на констатирующем этапе эксперимента

Наверное, большинство учащихся, которые показали низкие результаты по усвоению раздела «Лексика», изучаемого в программном объеме, была не полностью усвоена, из-за традиционных методов подачи материала, а также низкого уровня мотивации к изучению данной темы, что мы также увидели из результатов диагностики мотивационной сферы учащихся.

Нами выведены уровни освоения знаний по теме «Лексика» согласно программному объему.

Высокий уровень — учащиеся показывают выполнение тестовой методики безошибочно, следовательно, усвоенный ими материал будет применяться в дальнейшем, а также у них высокий уровень развития познавательного интереса к изучению данной темы в разделе русского языка. Общее количество человек — 5.

Средний уровень — учащиеся допускают незначительное количество ошибок, но умеют применять усвоенные ими знания из данного раздела, изучаемого в русском языке, а также уровень развития их познавательного интереса в дальнейшем изучении данного раздела, т. е. уровень развития мотивации немного снижен, но допустим. Общее количество человек — 10.

Низкий уровень — учащиеся допускают значительное количество ошибок в тестовым задании, плохо ориентируются в области применения полученных знаний по данной изученной теме раздела «Лексика», согласно программному материалу. А также уровень познавательного интереса в дальнейшем изучении и применении полученных знаний или отсутствует, или очень слабо развит. Общее количество человек -15.

  1. Диагностика мотивационной сферы младших школьников

Несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.

Анкета для оценки уровня школьной мотивации.

Это методика Н. Г. Лускановой, которая выделяет 5 основных уровней школьной мотивации:

Первый уровень. 25–30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т. п.

Второй уровень. 20–24 балла — хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5–6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребёнка.

Данные проведенного диагностического исследования показали следующие результаты. Высокий уровень развития учебной мотивации имеют только пятеро учащихся. Средний уровень развития учебной мотивации у шестерых учащихся. Ниже среднего учебная мотивация развита у 9 человек из класса. Низкий уровень развития мотивационной сферы у десяти оставшихся учащихся класса.

Наглядно в процентном соотношении это видно на диаграмме, представленной на Рисунке 2.

Уровень развития учебной мотивации

Рис. 2. Уровень развития учебной мотивации

В результате констатирующего эксперимента стало ясно направление работы, которую следует провести в данном классе для повышения уровня освоения знаний по теме «Лексика» согласно программному объему, а также повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся для дальнейшего изучения русского языка.

Литература:

  1. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ по спец. № 2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». — М.: Просвещение, 1988.
  2. Лекант П. А., Диброва Е. И., Касаткин Л. Л., Современный русский язык, 2007
  3. Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, Л. П. Крысин и др.. Русский язык: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, Л. П. Крысин и др.]; под ред. Л. Л. Касаткина. — 4-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия»,2011. — 784 с.2011
  4. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. — М.: ЛКИ, УРСС Эдиториал, 2010. — 264 с.

5. Шмелев Д. Н., Современный русский язык. Лексика. М.: 1977. — 335 с.

Основные термины (генерируются автоматически): программный объем, русский язык, тестовая методика, уровень развития, учебная мотивация, школьная мотивация, дальнейшее изучение, познавательный интерес, ребенок, уровень, учебная деятельность, школа.


Задать вопрос