Формирование предложно-падежных категорий имен существительных единственного числа у старших дошкольников с ЗПР | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (350) февраль 2021 г.

Дата публикации: 16.02.2021

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Фунтикова, И. В. Формирование предложно-падежных категорий имен существительных единственного числа у старших дошкольников с ЗПР / И. В. Фунтикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78655/ (дата обращения: 23.01.2022).



В статье автор предпринял попытку описать этапы и особенности коррекционно-логопедической работы по формированию предложно-падежных категорий у детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: предложно-падежные категории, старшие дошкольники, задержка психического развития.

Употребление падежных окончаний и использование в экспрессивной речи даже простых пространственных предлогов вызывает большие затруднения у детей с ЗПР. Это влечет за собой трудности в учебной деятельности: отсутствие связности при составлении предложения и текста, сложности при овладении письмом, чтением, математическими представлениями. Ошибочное словоизменение по падежам составляет большой процент среди всех грамматических ошибок и требует длительной коррекционно-логопедической работы. При формировании предложно-падежных категорий необходимо учитывать ряд факторов:

− Механизм нарушения.

− Онтогенетический принцип.

− Склонение существительного.

− Предлоги, используемые с падежом.

Механизмом нарушения при подобных проблемах является несформированность языковых обобщений. Если нормально развивающийся ребенок, усвоив однажды грамматическое значение той или иной языковой единицы, обобщает и переносит его (значение) на ряды слов по аналогии (например, значение перехода действия на предмет в винительном падеже с окончанием –у: я беру тарелк у ), то ребенок с нарушенным ходом развития таких аналогий и обобщений не совершает. Следует учитывать, что для ребенка с ЗПР грамматическая модель далеко не сразу становится носителем определенного значения. Соответственно для того, чтобы сформировать верное использование в речи падежных категорий необходимо сформировать обобщенный образ каждой грамматической формы. Например, при формировании модели имени существительного в винительном падеже единственного числа подбирается лексический материал отдельно с окончаниями –у (чашк у , тарелк у , лис у и т. д.), -а (слон а , жираф а , робот а ), с нулевым окончанием ( вижу автомобиль, трактор, экскаватор). Каждая грамматическая форма отрабатывается изолированно, затем дифференцируется с ранее изученными моделями.

Коррекционно-логопедическая работа выстраивается с учетом онтогенетического принципа. Появление предложно-падежных категорий в онтогенезе уже анализировали ряд авторов (А. Н. Гвоздев, Н. С. Жукова и др.) Опираясь на эти работы, была выделена следующая последовательность коррекционной работы:

− Имена существительные в винительном падеже единственного числа с окончаниями –у; — а; нулевым окончанием.

− Имена существительные в дательном падеже единственного числа с окончанием –е, -у.

− Имена существительные в творительном падеже единственного числа с окончаниями –ом, -ой.

− Имена существительные в родительном падеже единственного числа с окончаниями –ы, и; -а.

− Имена существительные в предложном падеже единственного числа с окончанием –е.

− Предлоги в, на (предложный, винительный падежи) .

− Предлоги под, над (творительный, винительный падежи).

Окончание зависит от рода, числа, падежа имени существительного. Каждое окончание отрабатывается отдельно и дифференцируется от других. Не следует переходить к дифференциации, если на предыдущем уровне выявляются случаи неправильного употребления изучаемой модели.

Трудности на этапе подготовки к логопедическим занятиям часто вызывает подбор лингвистического материала и формулировка заданий. Например, при формировании грамматической формы дательного падежа имени существительного с окончанием –е возможно использование следующих ситуаций:

Вид деятельности

Пример инструкции

Пример

Раскрашивание

Раскрась. Ответь на вопросы.

- Полосы и копыта раскрасил кому? (зебре);

— Панцирь и лапы раскрасил кому? (черепахе)

Дорожки, лабиринты, где герой совершает какое-либо действие для кого-то

Проведи линии. Расскажи, кому …

- Кому несёт пищу служитель зоопарка? (обезьяне, змее и т. д.)

— Кому звонит Петя? (маме, папе, бабушке)

— Кому Айболит вылечил лапу? (панде, пантере)

Работа с картинками символами / словами на карточках (согласование глагола и существительного в дательном падеже)

Выбери из одной стопки слово — действие, из другой — героя. Расскажи, что получилось.

- Дарю маме;

— Пишу бабушке;

— Говорю кошке;

— Звоню подруге т. п.

Наложенные изображения / контуры / тени

Посмотри на картинку, ответь на вопросы.

Угадай, кому продавец продал фрукты? (дедушке, папе, женщине)

Также следует учитывать предлоги, используемые с той или иной падежной формой. Наиболее частотно употребляемые, отрабатываются на отдельно организованных занятиях.

Необходимо учитывать, что у детей с ЗПР наблюдаются трудности, связанные с ориентировкой в пространстве, что приводит к сложностям понимания и использования в речи пространственных предлогов и падежных конструкций, используемых с данными предлогами. По этой причине в коррекционную работу нужно включать блок по формированию пространственных отношений.

Нарушение употребления предлогов может проявляться в следующих ошибках:

− Пропуск предлогов. Дети опускают как простые предлоги В, ИЗ, НАД, ПОД, так и сложные ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД;

− Замена предлогов. Это происходит из-за непонимания грамматического значения заменяемых предлогов.

Коррекционная работа по формированию навыка употребления предлогов включает в себя подготовительный и основной этапы. На подготовительном этапе необходимо сформировать пространственные представления. Основной же этап включает освоение слов, обозначающих пространственные отношения.

На подготовительном этапе проводится работа над пространством собственного тела, формируются навыки ориентировки в окружающем пространстве, развитие зрительно-пространственной ориентировки.

При освоении самих предлогов логопедическая работа строится в следующем порядке:

− Работа над пониманием значения предлога;

− Формирование умения использовать предлог, опираясь на наглядность (символ предлога);

− Формирование навыка употребления предлога с падежной формой (каждая грамматическая модель отрабатывается изолированно);

− Дифференциация предлогов и использование их в связной речи в различных ситуациях.

Освоение предлогов также должно следовать определенной онтогенетической схеме. Разные авторы предлагают различные последовательности построения подобной работы. Вслед за А. Н. Гвоздевым, предлагается следующая схема формирования предлогов: в, на, под, над, из, около, за, у, с, перед, между, по, к, до.

Большое значение в коррекционно-логопедической работе играет взаимодействие педагога с родителями. Целесообразно объяснение приемов и методов коррекционно-логопедической работы для закрепления полученных на занятии речевых навыков в бытовых ситуациях, домашние задания по отработанной теме.

Таким образом, поэтапное выстраивание коррекционного процесса, тщательный отбор лингвистического материала, следование онтогенетическому принципу, взаимодействие с родителями и привлечение их к логопедической работе служат залогом положительного результата при формировании предложно-падежных категорий у детей.

Литература:

1. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 2016.

2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) — Спб, 2018.

3. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. — Спб, 2001.

4. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. — М.: Просвещение, 2017.

5. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: формирование лексико-грамматических представлений. — СПб, 2017.

6. Уварова Т. Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. — М.: ТЦ Сфера, 2009.

7. Яцель О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи.- М.: Издательство «Гном и Д», 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): единственное число, винительный падеж, коррекционно-логопедическая работа, окончание, грамматическая форма, коррекционная работа, онтогенетический принцип, предлог, грамматическая модель, грамматическое значение.


Ключевые слова

старшие дошкольники, задержка психического развития, предложно-падежные категории
Задать вопрос