Некоторые аспекты теории и методологии современных фоносемантических исследований | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (35) декабрь 2011 г.

Статья просмотрена: 3054 раза

Библиографическое описание:

Братчикова, Е. А. Некоторые аспекты теории и методологии современных фоносемантических исследований / Е. А. Братчикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 12 (35). — Т. 1. — С. 226-229. — URL: https://moluch.ru/archive/35/4019/ (дата обращения: 19.04.2024).



Цель : закрепление правильного произношения звука [Р] изолированно, в слогах, словах, чистоговорках.

Коррекционно-образовательные задачи :

– закреплять умение находить место звука в слове;

– закреплять навык согласования существительного с числительными.

Коррекционно-развивающие задачи :

– развивать артикуляционную моторику;

– развивать мелкую и общую моторику;

– развивать фонематический слух и восприятие;

– развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи :

– воспитывать самостоятельность в работе, инициативность, ответственность.

Оборудование : зеркало, маленький коврограф с деревьями и тропинкой, герои сказки воронёнок Каррик, гусеница Фифа, Паук Юк, тигр, пособие «Игровизор» с приложением «Лабиринты букв», пособие «Геоконт».

Ход занятия:

Педагог приветствует ребенка, гостей.

1. Мотивационно-ориентировочный этап

Логопед : Сегодня я шла в детский сад и встретила воронёнка по имени Карр. Он пришел вместе со мной сюда и просит нас о помощи: он не умеет каркать. То есть он умеет, только у него получалось совсем не Карррр, а Калллл. Как ты думаешь, почему воронёнок не умеет говорить каррр, а говорит всегда только каллл? (Ответ ребёнка: он не умел говорить звук Р ). Правильно, он не умеет выговаривать звук Р. А жил этот чудесный воронёнок в сказочном волшебном лесу. Так вот, наш новый друг воронёнок Карр, потерял свою подругу гусеницу Фифу, которая тоже жила в волшебном лесу. А случилось вот что: Фифа, была хорошей подругой, и она решила помочь воронёнку научиться говорить звук Р, но сколько бы они не старались, ничего не выходило. Тогда она отправилась на волшебную ягодную поляну, где росла ягодка желаний — черничка, Фифа решила, что, во что бы то ни стало, она поможет малышу Карру, и загадает желание, чтобы Карр, научился каррррркать.

2. Поисковый этап

Мы с тобой уже умеем говорить звук Р. Как ты думаешь, мы можем помочь воронёнку научиться говорить такой сложный для него звук — Р? ( Ответ ребёнка: можем!). А поможем найти гусеницу Фифу, которая отправилась в лес? ( Ответ ребёнка ). А что бы помочь, воронёнку нужно выполнить задания волшебного леса.

Логопед : Но прежде чем помогать Карру учиться рычать, давай вспомним с тобой, как мы сами учились говорить звук Р. Что бы язычок был крепкий и сильный, что мы делали? (Ответ ребёнка: гимнастику для язычка ). Затем мы около зеркала научились правильной артикуляции трудного звука Р. Что помогло нам выработать сильную, воздушную струю, что бы язычок вибрировал? ( Ответ ребенка: дыхательная гимнастика ). Мы всё это покажем сейчас воронёнку, и закрепим звук в словах и чистоговорках ( выстраивает план действий вместе с ребенком ).

(На столе маленький коврограф, на котором деревья и тропинка)

3. Основное содержание занятия.

Логопед : Для начала давай покажем гимнастику для язычка воронёнку, его язычок нужно тренировать, чтобы он научился говорить звук Р.

«Чьи зубы чище?» : Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

«Маляр» : Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед — назад.

«Пощелкать кончиком языка» : Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) . Нижняя челюсть не должна двигаться : работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь.

«Вкусное варенье» : Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.

«Индюк» : Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ — БЛ (как индюк болбочет) . Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Барабанщики» : Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «Д — Д — Д» . Сначала звук «Д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Логопед: Посмотри тигр на пути (на игровизоре) и первое задание из волшебного леса — порычать как тигр.

Логопед: Мы с тобой умеем рычать как тигры, но для начала расскажем Карру правильную артикуляцию трудного звука Р и покажем ему как нужно рычать, может быть он тоже сможет сказать РРРРРРР. Вместе с логопедом ребенок проговаривает: при произнесении звука Р, губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует. «Р-Р-Р-Р-Р» .

Логопед: Воронёнок выполнял задания с нами и у него стал получаться звук р, но не всегда, послушай его и хлопни в ладоши если он ошибётся и не скажет звук р: р р л р р л р р л р п п в р ла р ару рыв а вы ро.

Логопед: Смотри, а почему же тигр в клетке. Поможем ему выбраться? (работа на игровизоре).

Что бы тигра вам спасти

РА, РО, РУ, произнеси

АР, ОР, УР, ЫР, ЭР, РЫ, РЭ

На свободе тигр уже.

Ребёнок произносит слоги, и стирает салфеткой клетку тигра.

Молодец, справились с задание и выручили тигра.

Логопед : Смотри, кто же это на пути? Это паук Юк, он хотел сделать из паутины букву Р, но она такая сложная, что он запутался в собственной паутине, следующее задание помочь пауку. (работа с пособием «Геоконт», ребенок по наглядному примеру с помощью резинок делает букву Р).

Логопед : Посмотри пчёлка Жужа на пути, она растеряла все бусинки в лабиринте, и новое задание — помочь пчёлке собрать все бусинки.

(В лабиринте собираем слова из бусинок с буквами (Орёл, ведро, фара, рыба). Игровизор с приложением «Лабиринты букв» Воскобовича).

3. Физминутка

Давай отдохнём и поиграем с воронёнком Карром:

Как идешь?-вот так! (ходьба)

Как бежишь? — вот так!

Как глядишь? — вот так!

Как рисуешь? — вот так!

Как сидищь? — вот так!

Логопед : Смотри, какую красивую ромашку я нашла, она такая красивая и наверно хорошо пахнет, давай понюхаем ромашку. (Выполнение упражнения на дыхание)

Логопед : Смотри, а вот и гусеница Фифа, но она грустит, как ты думаешь, чем можем порадовать гусеницу, что бы она развеселилась, что мы ей подарим? ( Ответ ребёнка: цветок ромашку, который мы нашли). Правильно, но сначала украсим ромашку красивой ленточкой.

Логопед : А грустит гусеница, потому что не может справиться с заданием волшебного леса, которое нужно выполнить, что бы забрать волшебную ягоду для воронёнка. А задание такое: нужно на картинке назвать все слова со звуком Р, и определить место звука в слове. Назвать она смогла, а найти место звука в слове не может. Поможем? (работа с пособием «Игровизор», нужно назвать все картинки и определив место звука р в слове, соответственно нарисовать кружок в одном из трёх квадратиков).

Логопед : Молодец, смотри, сколько ягод, давай их посчитаем: одна черничка, две чернички, три чернички, четыре черничкии т. д.

Воронёнок съел черничку и как закричит:

— Карррр

Давай повторим чистоговорки вместе с малышом воронёнком.

—ра-ра-ра высокая гора

—ро-ро-ро потерял петух перо

—ры-ры-ры у тебя в руках шары

Логопед :

А теперь нам пора с тобой домой возвращаться и прощаться с лесом и его волшебными жителями.

4. Рефлексивно-оценочный этап

Где мы сегодня побывали? (В волшебном лесу) Кому мы сегодня помогли? Тебе понравилось путешествие? (Да, понравилось) Какой звук мы учились правильно произносить? ( Звук Р ) Какое задание было самым сложным для тебя? Самым легким? (Ответы ребенка) Ты молодец, правильно выполнил все задания, чётко произносил звук [Р] .

Основные термины (генерируются автоматически): языковой знак, слово, язык, звук, научная дисциплина, смысл, звуковая субстанция, лексическое значение, неослабевающий интерес, речевая деятельность.


Похожие статьи

Роль лексики для овладения иностранным языком

Для рецептивных видов речевой деятельности нужно: ассоциировать графический или соответственно звучащий образ слова с лексическим значением, определить грамматическую форму слова, связи с другими словами, что обусловит проникновение в смысл.

Значение теории речевой деятельности | Статья в журнале...

Трудно переоценить значение теории речевой деятельности в методической работе.

Это звуковой строй языка, лексика, грамматика. На основе изучения языкового материала вырабатываются навыки: лексические, грамматические и произносительно-интонационные.

Система работы с лингвистическими терминами как условие...

На первом этапе анализируется языковой материал: выделяются существенные признаки понятия, осуществляется абстрагирование его значения от лексического значения конкретных слов и выделение того, что является типичным для данного языкового явления...

Лексикографическое и психолингвистическое значения слов

Стернин И. А. Лексическое значение слова в речи. /

Основные термины (генерируются автоматически): трактовка слова, слово, работа, признак, концепт, компонент, призма осуществления, языковое сообщество, языковая система, речевая деятельность, звуковая...

Идиоматичность семантики производного слова как результат...

2. Земская Е. А. Язык как деятельность: морфема, слово, речь.

Основные термины (генерируются автоматически): производное слово, идиоматическое приращение, структура, сторона, слово, производящее слово, немецкий язык, лексическое значение, исходная...

О лингвистической природе многозначного слова

Естественных моносемантических языков не существует, так как функционирование языка практически было бы невозможно в случае, если бы речевой

Хотя лексическое значение слова определяется различными отношениями, связывающими слово с действительностью, с...

Интерпретация идеи асимметричного дуализма языкового знака...

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы.

Определяя язык как деятельность, сенсуалисты утвердили динамичный характер языковых знаков и их

Фразеологизм – специфический языковой знак, фразеологическое значение всегда...

Краткая история развития и формирования интонологии

Но, как известно «Научное изучение языка будет неполным, если в

К. Пайк пишет, что каждое предложение, каждое слово, каждый слог, и даже каждый звук произносится на определенном уровне.

Потому что диалекты языков различаются не только лексическим составом, но и...

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры...

Ключевые слова: речевая культура, норма, языковая норма, современный русский литературный язык, речевая ситуация, речевая среда, стилистика, виды чтения, текст, высказывание.

Похожие статьи

Роль лексики для овладения иностранным языком

Для рецептивных видов речевой деятельности нужно: ассоциировать графический или соответственно звучащий образ слова с лексическим значением, определить грамматическую форму слова, связи с другими словами, что обусловит проникновение в смысл.

Значение теории речевой деятельности | Статья в журнале...

Трудно переоценить значение теории речевой деятельности в методической работе.

Это звуковой строй языка, лексика, грамматика. На основе изучения языкового материала вырабатываются навыки: лексические, грамматические и произносительно-интонационные.

Система работы с лингвистическими терминами как условие...

На первом этапе анализируется языковой материал: выделяются существенные признаки понятия, осуществляется абстрагирование его значения от лексического значения конкретных слов и выделение того, что является типичным для данного языкового явления...

Лексикографическое и психолингвистическое значения слов

Стернин И. А. Лексическое значение слова в речи. /

Основные термины (генерируются автоматически): трактовка слова, слово, работа, признак, концепт, компонент, призма осуществления, языковое сообщество, языковая система, речевая деятельность, звуковая...

Идиоматичность семантики производного слова как результат...

2. Земская Е. А. Язык как деятельность: морфема, слово, речь.

Основные термины (генерируются автоматически): производное слово, идиоматическое приращение, структура, сторона, слово, производящее слово, немецкий язык, лексическое значение, исходная...

О лингвистической природе многозначного слова

Естественных моносемантических языков не существует, так как функционирование языка практически было бы невозможно в случае, если бы речевой

Хотя лексическое значение слова определяется различными отношениями, связывающими слово с действительностью, с...

Интерпретация идеи асимметричного дуализма языкового знака...

Научный журнал. Международные конференции. Тематические журналы.

Определяя язык как деятельность, сенсуалисты утвердили динамичный характер языковых знаков и их

Фразеологизм – специфический языковой знак, фразеологическое значение всегда...

Краткая история развития и формирования интонологии

Но, как известно «Научное изучение языка будет неполным, если в

К. Пайк пишет, что каждое предложение, каждое слово, каждый слог, и даже каждый звук произносится на определенном уровне.

Потому что диалекты языков различаются не только лексическим составом, но и...

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры...

Ключевые слова: речевая культура, норма, языковая норма, современный русский литературный язык, речевая ситуация, речевая среда, стилистика, виды чтения, текст, высказывание.

Задать вопрос