Определение параметров терминологического справочника на основе анализа словарных источников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (35) декабрь 2011 г.

Статья просмотрена: 1492 раза

Библиографическое описание:

Будкова, С. С. Определение параметров терминологического справочника на основе анализа словарных источников / С. С. Будкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 12 (35). — Т. 1. — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/35/4017/ (дата обращения: 19.04.2024).



Без березы не мыслю России, -

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От березы — вся Русь рождена.

Олег Шестинский

Задачи:

  1. Образовательная: закреплять и обобщать знания и умения детей, полученные на предыдущих занятиях по развитию речи и конструированию из бумаги — оригами; учить детей чувствовать и слышать красоту родного слова, обучать выразительному чтению.
  2. Развивающая: развивать конструктивные и творческие способности детей, эстетическое отношение к окружающему миру; формировать умение действовать в соответствии с инструкциями педагога, эмоциональную отзывчивость на литературные и музыкальные произведения, развивать пространственную ориентировку, мелкую моторику рук, произвольную регуляцию деятельности.
  3. Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к поэтическому наследию; учить чувствовать и понимать образный язык поэтических произведений; воспитывать чуткое и бережное отношение к родной природе, восхищение ее красотой.

Предварительная работа: рассматривание деревьев во время прогулок на участке, беседы о пользе деревьев (березы), разучивание стихотворений, песен, загадок, пословиц, поговорок о березе, рассматривание иллюстраций с изображениями березы, репродукций картин И.Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К.Юнона «Мартовское солнце», И.Грабаря «Февральская лазурь», И.Шишкина «Лесная глушь», рисование, аппликация.

Ход занятия:

Воспитатель:

Словно девица русская, приумолкнув, стоит,

Над речушкой березка листвой шевелит.

Только ветер играет в косах длинных листвы

Только звезды мигают ночью ей с высоты.

Рано утром встает она солнце встречать,

Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет березы родней,

Ведь береза — частица России моей.

— Ребята, сегодня мы поговорим о самом распространенном, добром и любимом дереве нашего народа — красавице белоствольной березке. Разве можно представить любой уголок нашей родины без этого милого дерева? Ее можно встретить и в лесу, и в городе, и в деревне, и возле дома, и возле нашего детского сада. Где бы она ни росла, всюду она приносит людям радость и свет.

Дети:

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, нарядную,

Родную, ненаглядную.

Тугие распущены косы

И белые платья до пят,

Как-будто невесты, березы,

Куда не посмотришь, стоят.

Весеннее солнце косыми

Лучами касается кос.

По всей необъятной России

Сегодня светло от берез.

Воспитатель:

Какие добрые, красивые чувства рождает в душе русская березка, как хороша она в любое время года. Ею можно любоваться бесконечно. И трудно сказать, когда она бывает красивее: весной или летом, осенью или зимой?

Русской березе одинаково к лицу и серебристый зимний узор и сотканный из золотых нитей осенний наряд. А как удивительно хороша береза в нежной зелени весны! И как переливается на летнем солнце ее изумрудная листва! Вот почему нет для нас более любимого и прекрасного дерева на земле.

Дети читают стихи о березе (в разные времена года):

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром.

Укрытая снегами,

Стоит она зимой

В расшитой жемчугами

Накидке кружевной.

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Белая береза косы распустила,

Белая береза ветки опустила.

Желтые листочки косы украшают,

И на землю тихо, тихо опадают.

Дидактическая игра «Укрась словом березку» (подбор прилагательных о березе)

Воспитатель: Береза — очень нарядное красивое дерево, ее все очень любят. Вам нравится березка? Давайте украсим словами березу. Какая она?

Предполагаемые ответы детей: русская, родная, белоствольная, красивая, кудрявая, стройная, тонкая, пушистая, ненаглядная, милая, белокурая, хрупкая, нежная…

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько красивых слов вы придумали о березе. А как можно ласково назвать березу? (Березка, березонька…)

— Березу любят не только за красоту. Она приносит людям много пользы. Чем же полезна береза?

Предполагаемые ответы детей: Береза лечебная, из березы изготавливают разные поделки, мебель, посуду, из березовых веток делают веники и метелки…

Воспитатель: Вот какое доброе, чудесное дерево — береза: освещает, согревает, лечит, исцеляет. В старину о березе так и говорили:

Первое дело — мир освещать!

Второе дело — тепло отдавать!

Третье дело — больных исцелять!

Четвертое дело — чистоту соблюдать!

— Ребята, какие пословицы и поговорки о русской красавице вы помните?

Предполагаемые ответы детей:

Сломать березу — секунда, а вырастить — года.

— Каковы березки, таковы и отростки.

— Враг природе тот, кто березу не бережет.

— И у березы слезы текут, когда с нее кору дерут.

— Обидишь березку — увидишь много слез.

— Тонка береза, да разуму учит.

Физкульминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

Слышится скук в дверь, входит Матушка-Земля с грустной Березкой.

Матушки-Земля:

Все в этом мире создано не зря:

Не зря дожди льют и не зря заря.

Березки стройные и трели соловья.

Все в этом мире создано не зря:

Не зря с утра встречаем мы рассвет,

Ведь ничего прекрасней жизни нет!

— Здравствуйте, мои друзья! Я — матушка-Земля! Надеюсь, к вам пришла не зря!

—Тысячи деревьев, тысячи сокровищ…

— Давным-давно я подарила людям разные деревья. Не могли люди справиться с бедами без мудрости. И я вырастила дуб. Он, как могучий мудрый исполин, стал возвышаться над землей и помогать строить дома, корабли, кормить животных и птиц. Но не хватало людям доброты: болеть они стали. И я вырастила липу — доброе дерево. Ее похожие на сердечки листочки стали учить людей доброте. Вдохнешь медовый липовый аромат, и на душе легче. Но не хватало людям щедрости, не умели они делиться. Я вырастила рябинку — щедрое дерево. Ярко-красные гроздья своих ягод она дарит лесным жителям и радует людей своей красотой. Но раньше других деревьев вырастила я для людей березку, чтобы чистыми были их сердца, чтобы любовались ее белоснежной корой, гибкими веточками, шелковистыми резными листочками.

—Тысячи деревьев, тысячи сокровищ… Шумит лес разными голосами и всем дарит свои сокровища. Но забыли люди про доброту мою и обидели доченьку мою, березку белоствольную. Загрустила она, заболела.

Воспитатель: Ведь она засохнуть может,

Коль никто ей не поможет!

— Матушка-Земля, может мы сможем помочь березке?

Матушки-Земля: Ясердцем почувствовала, что именно здесь смогут помочь моей доченьке. Я слышала, какие прекрасные слова и с какой любовью говорили вы о ней.

Дети:

Я дарю тебе солнышко. Пусть оно светит ярко-ярко, согревает тебя.

— Я дарю тебе капельку воды. Пусть она напоит и умоет тебя.

— Я дарю тебе дождевого червячка. Пусть он взрыхлит землю и поможет твоим корням.

— Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом и спасет от гусениц.

— Я дарю тебе кормушку. Пусть к тебе прилетит много твоих друзей-птиц.

— Я дарю тебе семена. Пусть из них вырастет много-много твоих деток.

— Я дарю тебе бабочку. Пусть она украсит твой наряд.

Воспитатель: Матушка-Земля, а сейчас мы сделаем для березки зеленые листики. Пусть их будет у нее много-много. Они будут шуметь, а мы придем послушать их и спрячемся под ними от жаркого солнца.

Дети вместе со взрослыми делают листики в технике оригами и украшают ими березку.

Ребенок:

Белоствольная береза –

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей.

Изумрудная весною,

А зимою — в серебре,

Машет веткой золотою

Всем детишкам в сентябре.

Каждый листик, как сердечко,

Полюбуйся, погляди.

У родимого крылечка

Ты березку посади.

Березка:

Я — березка белая,

Стройная красавица!

Быть сегодня с вами

Мне очень-очень нравится!

Веточки зеленые

Листочками шумят,

И словами нежными

Вас благодарят.

Дети поют песню «Березка белая» (музыка и слова Г.Вихаревой)

  1. Березка белая

В нарядном платьице

Стоит зеленая

Среди двора.

А ветер ласковый

Качает веточки

И тихо шепчет ей

Любви слова.

  1. На ствол березовый

Повяжем ленточку,

Возьмемся за руки

И запоем:

Расти, красавица,

Цвети, кудрявая.

А завтра мы к тебе

Опять придем.

Матушки-Земля: Тысячи деревьев, тысячи сокровищ я выращу для вас.

Основные термины (генерируются автоматически): словарь, DST, AHSD, DPS, анализ, особое внимание, предметная область, создание словарей, функция словаря, вводная часть.


Похожие статьи

Формирование и ведение словарей в корпусе тувинского языка

Словари — важная часть корпуса. Различают несколько типов словарей. Словари в корпусах, как правило, многофункциональны.

слова к части речи; subject label — метка о принадлежности слова к определенной области знаний [3].

Вторичные тексты как предмет изучения терминологии...

предметная область, AHSD, DST, словарь, термин, OALD, LSP, терминологический справочник, поглощение вещества, область.

Исследование по развитию активного и пассивного словаря...

Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста

Материал: предметные и сюжетные картинки. а) Исследование объема пассивного и активного словаря.

Использование учебного многоязычного терминологического...

Терминологические словари (ТС) — словари, содержащие терминологию одной или нескольких специальных областей

Создание словарей, описывающих терминологии технических наук

Учебный словарь выполняют 3 функции: учебную, справочную и систематизирующую.

Глоссарий как инструмент повышения качества перевода

Как известно, глоссарий (лат. “glossarium” — “словарь”, “глосс”) — это словарь специализированных терминов в конкретной отрасли знаний, иногда с толкованием, комментариями, примерами и переводом.

Проблема построения информационно-поискового тезауруса

Словари (ключевые признаки, ключевые термины) - это особый вид метаданных, которые отражают наиболее существенные свойства объекта и их специфика определятся терминологией конкретной предметной области.

Электронный словарь как новый этап в развитии лексикографии

Идея создания компьютерных словарей возникла в результате исследований «по определению вида и количества ошибок

В. П. Селегей, директор по лингвистическим исследованиям компании ABBYY, полагает, что электронный словарь-это особый...

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста...

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для развития полноценной личности ребенка, для его успешного обучения в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.

Общая характеристика и критерии классификации словаря...

При создании учебных тематических словарей главной является задача отбора тем, актуальных для учебных целей [4,с. 22].

Систематический указатель дескрипторов включает 33 дескрипторных области. Тезаурус принадлежит военной технологии и большинство...

Похожие статьи

Формирование и ведение словарей в корпусе тувинского языка

Словари — важная часть корпуса. Различают несколько типов словарей. Словари в корпусах, как правило, многофункциональны.

слова к части речи; subject label — метка о принадлежности слова к определенной области знаний [3].

Вторичные тексты как предмет изучения терминологии...

предметная область, AHSD, DST, словарь, термин, OALD, LSP, терминологический справочник, поглощение вещества, область.

Исследование по развитию активного и пассивного словаря...

Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста

Материал: предметные и сюжетные картинки. а) Исследование объема пассивного и активного словаря.

Использование учебного многоязычного терминологического...

Терминологические словари (ТС) — словари, содержащие терминологию одной или нескольких специальных областей

Создание словарей, описывающих терминологии технических наук

Учебный словарь выполняют 3 функции: учебную, справочную и систематизирующую.

Глоссарий как инструмент повышения качества перевода

Как известно, глоссарий (лат. “glossarium” — “словарь”, “глосс”) — это словарь специализированных терминов в конкретной отрасли знаний, иногда с толкованием, комментариями, примерами и переводом.

Проблема построения информационно-поискового тезауруса

Словари (ключевые признаки, ключевые термины) - это особый вид метаданных, которые отражают наиболее существенные свойства объекта и их специфика определятся терминологией конкретной предметной области.

Электронный словарь как новый этап в развитии лексикографии

Идея создания компьютерных словарей возникла в результате исследований «по определению вида и количества ошибок

В. П. Селегей, директор по лингвистическим исследованиям компании ABBYY, полагает, что электронный словарь-это особый...

Особенности словаря признаков у детей дошкольного возраста...

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для развития полноценной личности ребенка, для его успешного обучения в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.

Общая характеристика и критерии классификации словаря...

При создании учебных тематических словарей главной является задача отбора тем, актуальных для учебных целей [4,с. 22].

Систематический указатель дескрипторов включает 33 дескрипторных области. Тезаурус принадлежит военной технологии и большинство...

Задать вопрос